rifmer.com Карта сайта

Михаилу Ломоносову

Архангельские земли так красивы,
А в море – серебро и танцы волн.
Достаточно у нас сегодня рыбы,
А звездной ночью будет сладок сон.

Зимою дует ветер посильнее,
И тройка по дороге лихо мчит.
Ах, мачеха, да станьте же добрее,
Господь года вам, может быть, продлит!

Обоз уходит прямиком в столицу,
Туда, где кладезь всяческих наук.
Прости, отец, но не возьму девицу,
Которую ты мне совал, как тюк!

Москва! Соборов блеск и толпы нищих,
И гулкость коридоров Спасских школ.
Ну, как прожить на три копейки хилых?
По сути, вечно голоден и гол.

Четвертый год прошел, и сдан экзамен,
Наставники весьма удивлены.
Но где больших познаний твердый камень?
Приехал ведь не к теще на блины!

Нагрянул судьбоносный тридцать пятый*,
Вот счастье, – Академия Наук!
Воспряну, ожиданием распятый,
Коль есть занятье для ума и рук!

Германия, и Марбурга пейзажи,
А лекции читает мудрый Вольф**.
Проблемы нынче незаметны даже,
О, просвещенье, у меня нет слов!

Безоблачная летняя погода,
Чарующе смеется Лиза Цильх***.
Ох, нелегко студенту из народа,
Ложится пухом нежным новый стих.

Вобрал в себя как будто тучи Фрайберг****,
Но химии хранится здесь секрет.
Учитель что-то холоден, как айсберг,
Довольно, Генкель*****, к черту ваш совет!

Два года истязающих скитаний,
О, Боже, наконец-то, Петербург!
Далече дочь, – алмаз моих желаний,
Учености я и солдат, и друг.

На кафедре борщом кипит работа,
Каталог минералов – важный воз.
Неважно, понедельник иль суббота,
Успех необычайный чует нос!

Увы, пока что нету повышенья,
И жалованья нынче тоже нет.
Подать императрице, что ль, прошенье?
Плоды трудов больших увидят свет?

Адъюнктом****** я назначен, слава Богу,
Приехала счастливая жена.
А мне б лабораторию, да ногу
Сломаешь, – на пути опять стена.

«О блеске металлическом» трактовка,
И званием профессор наделен.
Ах, Миллер*******, вы, как старая плутовка,
Народ обманом гнусным оскорблен!

Усть-Ру′дица пожалована свыше,
И фабрики******** сияет огонек.
Удача так внезапно стала ближе,
Шувалов*********, братец, как ты мне помог!

Ошибка наша в опытах ужасна:
Профессор Рихтер вдруг покинул мир.
Конечно, электричество опасно,
Но даже в сыре слишком много дыр.

Стремглав четыре года пролетело,
В коллежские советники попал.
Завистники расшатывают дело,
Ах, пес бы их, как следует, порвал!

Покоя в канцелярии не много,
Но все же департаменты живут.
Веди вперед, научная дорога,
И, может, бедняки по ней пойдут!

Стихам внимают пылкие студенты,
А скоро экспедиция в Сибирь.
Всплывают вновь из прошлого портреты,
Пожалуй, жизнь – не грязь, и не имбирь.

Стокгольмской и Болонской академий
Почетный член, – не верится сейчас.
Российскую науку в день весенний
Признали, и признают сотни раз!

*1735 год.

**Христиан фон Вольф, немецкий математик, юрист и философ.

*** Елизавета-Христина Цильх, дочь вдовы пивовара.

**** Университетский горный город в Саксонии, Германия.

***** Иоанн Фридрих Генкель, немецкий врач, минералог, металлург, химик. Преподаватель Ломоносова.

******Помощник или заместитель.

*******Федор Иванович Миллер, историограф. Осуждался Ломоносовым за принижение исторической славы российского народа.

********фабрика мозаики, цветного стекла и смальты, заложена Ломоносовым в Усть-Рудице.

*********Иван Иванович Шувалов, русский государственный деятель.

Автор готов к любой критике. Смелее!


Рейтинг произведения: 2,00
(Вы не можете голосовать, справка)
Загрузка ... Загрузка ...

Оценки:

kurochka - "2"
KNOPKA74 - "1"
AlexandrNik - "3"

Поделитесь или добавьте в закладки в два клика:

Комментарии (23)

  1. Главная беда этого текста — объем.. У редкого читателя хватит сил долететь до середины Дн.. ой, стиха. Лично я вот после этой фразы всерьез воспринимать работу уже не могла:

    На кафедре борщом кипит работа

    И если текст построен от первого лица, то почему такое название? в заблуждение вводит, однако ))

    • Впервые узнаю, что объем может быть бедой. Романы и поэмы — довольно объемные произведения, но от этого нисколько не уступают другим литературным формам. Если читателю не нравятся масштабные работы, пусть читает тексты, в которых три — четыре строфы.

      Насчет борща, возможно, вы правы. Может, надо было написать: «вовсю кипит работа». Надеюсь, Люся, тут вы не стали бы возражать. Работа может кипеть, как и борщ.

      По третьему пункту: вы саму себя вводите в заблуждение. Стих посвящен Ломоносову. Причем здесь повествование от первого лица?

  2. Честно дочитала до конца. Сказать, что было интересно — значит нагло солгать, но надо отдать должное познаниям и титаническому труду Автора. И ещё, по сравнению с другими работами, она всё-таки чётко соответствует заданной теме, поэтому +2

    • Спасибо, что хоть трудоемкость оценили. Что касается «неинтересного» сюжета, то вас, как я заметил, вообще не интересует мое творчество. Вас, наверно, больше заинтересовала бы эпопея о викингах, которые зачем-то пересекли океан и не испытали никаких тягот.

  3. Первый катрен про любовь к краю через еду. Практично.

    След. 2 катрена про поучительство родителям. Этакие «отцы и дети»

    3 катрен вечно голоден и гол, выходит и в родном краю то рыбкой обделяли

    7 катрен ЛГ по-прежнему не доедает, но это уже не так важно

    9 катрен интересно что имя учителя Ломоносова созвочно с обозначение помощника. Или это ошибка автора.

    Думаю, пока хватит. Может позже вернусь.

    • «Архангельские земли так красивы,
      А в море – серебро и танцы волн.
      Достаточно у нас сегодня рыбы,
      А звездной ночью будет сладок сон.»

      Поморы, как известно, были в основном рыбаками. Добытая рыба — это еще не еда, поэтому ваше замечание о любви не только непрактично, но и по смыслу несостоятельно.

      «Зимою дует ветер посильнее,
      И тройка по дороге лихо мчит.
      Ах, мачеха, да станьте же добрее,
      Господь года вам, может быть, продлит!

      Обоз уходит прямиком в столицу,
      Туда, где кладезь всяческих наук.
      Прости, отец, но не возьму девицу,
      Которую ты мне совал, как тюк!»

      Мысленное пожелание мачехе — вовсе не поучительство. Это же не речевое обращение. С отцом у Ломоносова действительно были разногласия по поводу женитьбы, но опять же, несогласие нельзя назвать поучительством.

      Третий катрен вам не понравился? Во-первых, он не третий, а четвертый.

      «Москва! Соборов блеск и толпы нищих,
      И гулкость коридоров Спасских школ.
      Ну, как прожить на три копейки хилых?
      По сути, вечно голоден и гол.»

      Во-вторых, здесь рассказывается о событиях в Москве. Выражение «вечно голоден» в переносном смысле означает, что Ломоносов, когда получал ТРИ КОПЕЙКИ, постоянно терпел нужду.

      Седьмой катрен.

      «Германия, и Марбурга пейзажи,
      А лекции читает мудрый Вольф**.
      Проблемы нынче незаметны даже,
      О, просвещенье, у меня нет слов!»

      Почему вы решили, что в Марбурге Ломоносов недоедает? Из текста это не следует. А если это неважно, то зачем писать об этом?

      «Вобрал в себя как будто тучи Фрайберг****,
      Но химии хранится здесь секрет.
      Учитель что-то холоден, как айсберг,
      Довольно, Генкель*****, к черту ваш совет!»

      О каком помощнике Ломоносова вы пишете, непонятно совершенно. Совместно с Рихтером герой проводил исследования электричества. С Генкелем никакого созвучия нет, и нет никакой ошибки.

  4. Куплю себе тортик, если и правда угадаю, кто автор (пока уверена на 99%).
    Главное достоинство стиха — соответствие теме. Но: объём слишком велик — дочитывать тяжело и воспринимать — тоже. Да и работа, кипящая борщом (почему не щами или болтушкой, например?), подкузьмила — вот так, из-за одной фразы, можно изменить впечатление о стихе не в лучшую сторону. Но за труд +1.

    • Иду за тортиком, или катАлог листать…

    • Кнопка, тяжело читать не объемные произведения, а те, в которых запутан смысл, в которых стилистические ошибки на каждом шагу, в которых не соблюдается ни ритм, ни размер. То, что вы, будучи редактором, нашли всего одно преимущество, да еще слишком явное, говорит не в вашу пользу. Скорее всего, вы просто не хотели найти остальные достоинства.

      Щи или болтушка, какая разница? Не все или равно, чем, образно выражаясь, кипит работа? Как редактор вы должны знать, что одна ошибка — это не катастрофа. И еще нужно разобраться, ошибка ли.

  5. Не думал, что «нищих — хилых» — это рифма. Остальное — примерно в том же духе.

    • А что, по-вашему, рифма, Владлен? Созвучие последних слогов даже доказывать не нужно: щих-лых. Ритм тоже идентичный: нищих — / , хилых — /. Могли бы сравнить, это очень просто.

  6. Да, объём большой, что утомляет при чтении, так как написано и не очень-то интересно, есть к чему «прицепиться», но по сравнению со многими другими конкурсными стихами, данное произведение явно выигрывает.

    • Вам, Александр, могу повторить то, что написал Кнопке и Люсе: объем не утомляет никогда. Утомляет запутанный смысл, стилистические ошибки, нарушения ритма и размера. За моральную поддержку спасибо.

  7. Даже в таком объёме есть места, режущие слух. Вот некоторые из них: нищих-хилых — по-моему рифма не очень, и — «катАлог минералов» — с неправильным ударением. КатАлоги листают разве что на районе, в других местах каталОги составляют, просматривают и т.п.

    • «нищих-хилых» режет ваш слух? Тогда дайте пример рифмы, которая, на ваш взгляд, идеальна. Я вот думаю, что в этой рифме все нормально. Созвучие последних слогов даже доказывать не нужно: щих-лых. Ритм тоже идентичный: нищих — / , хилых — /.

  8. Курочка, если бы я опирался только на прочитанное, то, наверно, превратился бы в викинга. Чтение — это благо, но нужно размышлять и самостоятельно.

  9. У Вас нет доказательств вышесказанному, а нафантазировать всякий викинг сможет!

    • Конечно, нет. Я же не телепат, не знаю, какие тараканы у человека в голове. Однако предположение напрашивается: если читателю не нравится судьба ученого, то, наверно, его умиляет нечто противоположное: полудикари, плывущие, черт знает, куда. Это более романтично.

  10. А может, меня Ваша судьба умиляет больше, чем судьба учёного и дикаря, вместе взятых. :)

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.