rifmer.com Карта сайта

О времени (сонет)

Бредут воспоминания отарой,
А годы остаются за рекой…
Наверное, я тоже стану старой,
Чуть сгорбленной старухою с клюкой.

Дождя бояться буду, лужи талой
Воды весной, дрожащею рукой
От солнца заслонять глаза.
Усталой,
Больной и немощной…
Да… в точности — такой…

А кто-то ухмыляется сегодня
Презрительно, и смотрит свысока
На бабушку, что вышла лишь в исподнем,
Забывчива, потеряна слегка.

… А старость ведь не так уж благородна,
Но мы того не ведаем пока.

Автор готов к любой критике. Смелее!


Рейтинг произведения: 1,00
(Вы не можете голосовать, справка)
Загрузка ... Загрузка ...

Оценки:

Добрый - "2"
Svetlana-Lip - "-1"
Дублёр-ша - "1"
AlexandrNik - "1"
Дмитрий - "3"
Maryam - "1"
Моисеева Анастасия - "2"
Viktoria-M - "-1"
Ижени - "1"
Myrzik - "1"

Поделитесь или добавьте в закладки в два клика:

Комментарии (51)

  1. хорошее. Можно ли в сонетах строки разбивать?

  2. А кто сказал, что это сонет?
    Начнем со схемы… Увы!

    • Нет, +1, личное никто не отменял.)

    • Таня, поясни, пожалуйста, схему чего ты здесь привела? не могу соотнести ни с конкурсным стихом, ни с твердой формой какой-либо (

      • Бредут воспоминания отарой,
        А годы остаются за рекой…
        Наверное, я тоже стану старой,
        Чуть сгорбленной старухою с клюкой. АВАВ

        Дождя бояться буду, лужи талой
        Воды весной, дрожащею рукой
        От солнца заслонять глаза.
        Усталой,
        Больной и немощной…
        Да… в точности — такой… СВCВ

        А кто-то ухмыляется сегодня
        Презрительно, и смотрит свысока
        На бабушку, что вышла лишь в исподнем,
        Забывчива, потеряна слегка. DEDE

        … А старость ведь не так уж благородна, D
        Но мы того не ведаем пока. E
        В конце тоже DE — вчера не досмотрела, видимо. Всё соотнесла с конкурсным — искала, что за схема, Люся. И в финальных двух ошиблась, пардон. :-(

        Это я искала, что за схема…

        • ага, как попытка отразить схему этого стиха — принимается ) Но ты снова ошиблась с ней, Танюш. Посмотри внимательнее на первые катрены.

          • Ты хочешь сказать, что «отарой — талой» тоже рифмуются? Но рифмы должны быть точными, я читала…

          • Ой, пардон, ещё раз — что значит читать в три часа ночи…
            Два первых катрена — АВАВ . та-та -та-та кой-кой-кой-кой

          • А ты не видишь, что в отарой-талой совпадает в ударном слоге не только гласный звук, но и согласный? И что в клаузуле здесь совпадают еще два звука? ну, я не знаю тогда, что ты называешь рифмой, Танюша ))

            Надеюсь, хотя бы рекой-рукой рифма для тебя достаточно точная?

          • Люся, я же ниже написала, что не увидела — отгоняют от компа — спешу.

        • ой, в три часа ночи лучче нинада схем рисовать! )) конкурс целую неделю можно спокойно переваривать, не спеша )

          Таня, я пока расписывала тебе особенности рифм, не увидела, что ты уже признала свою ошибку… бывает, что ж такого! )

          Автор, простите, задергали мы вас тут, про одно и то же писать ))

          • Автору всегда нравится обсуждение его стихов, каким бы оно ни было. Это лучше молчания. Можете продолжать… :)

  3. Не классический сонет, конечно, но что-то есть. +1.

  4. Классический сонет состоит из 14 стихов. Разбивка второй строфы здесь абсолютно не соответствует канону, увы… И схема рифмовки стихотворения также не соответствует ни одной из сонетных форм.

    В конкурсе твердых форм это не зачет, ибо матчасть Автор не изучил.

  5. Снова вернулась.
    «Итальянский сонет чаще всего имеет катрены и терцеты, построенные на
    перекрестных рифмах: АВАВ АВАВ СDE CDE или АВАВ АВАВ CDC DCD» — в матчасти нашла.

    Здесь мы имеем: АВАВ АВАВ СDCD CD
    Не буду гадать почему автор не поделил как следует терцины.

    Итак, это итальянский сонет.

    Идет чередование одиннадцатисложных и десятисложных строк.
    «Последний терцет сонета содержит в себе главную мысль, вывод или развязку.»

    Автор намудрил с последним терцетом…

    Дмитрий, пожалуйста, исправьте! моя оценка — 2.

  6. (11) Бредут воспоминания отарой, А
    (10) А годы остаются за рекой…В
    (11) Наверное, я тоже стану старой,А
    (10) Чуть сгорбленной старухою с клюкой.В

    (11) Дождя бояться буду, лужи талой А
    (10) Воды весной, дрожащею рукой В
    (11) От солнца заслонять глаза. Усталой, А
    (12) Больной и немощной…Да… в точности — такой…В

    (11) А кто-то ухмыляется сегодня С
    (10) Презрительно, и смотрит свысока Д
    (11) На бабушку, что вышла лишь в исподнем, С

    (10) Забывчива, потеряна слегка.Д
    (11) … А старость ведь не так уж благородна, Е
    (10) Но мы того не ведаем пока. Д

    Примерно так, по идее, это должно быть. Не допилил автор формы, слог лишний в 8 строке, исподнем — благородна — это не сонетовская рифма.
    Та разбивка, которую сделал автор — не сонет, канеш.

    • Гулим, дорогая…
      Вот же, я уже проделал эту работу . У Вас нарушена разбивка!
      При правильной разбивке, Ваша схема такова:

      АВАВ АВАВ СДС ДЕД — должно быть: АВАВ АВАВ СВС ДВД
      АВВА АВВА СДС ДСД

      http://www.stihi.ru/2011/03/14/3316

      4. Система рифмовки:
      — перекрёстная в катренах АБАБ АБАБ (только две разных рифмы!);
      — разнообразная в терцетах: ВГВ ГВГ (на две рифмы) или ВГД ВГД (три рифмы).

  7. Я знаю автор, это ты,
    Гони печали свои прочь.
    У критиков свои мечты,
    Ты всё же молодости дочь :roll:

  8. Замок не очень понравился. Написать (для меня) что-то в твердой форме очень сложно, комментировать — еще сложнее. Разбивка… ну хорошо, будем читать, как полагается) +1

  9. Итак, начнём…
    «А такая разбивка была очень нужна, чтобы выделить интонационно нужные места в тексте». — это один из недавних комментариев под стихотворением очень уважаемого римеркомовца.
    Разве от перестановки слагаемых сумма — меняется? Разве четырёхстишье перестало быть таковым, если его напечатать с разбивкой?
    Ну, что ж, простите меня все, кому пришлось выкапывать мой сонет (а это именно — сонет!) «из глубины сибирских руд». Возможно, здесь я сама виновата, ТФ очень много, и незачем было усложнять восприятие.
    Но милые, дорогие, чем же Вас схема рифмовки не устроила? Ведь тут я вообще от конкурсной ссылки не отходила. За что незачёт-то?
    Я не злюсь, нет, мне просто смешно. Вспомнился Высоцкий с его: «Но был один, который не стрелял…» Надо отдать должное тому, кто вернулся. Благодаря ему меня «недострелили»…
    Спасибо всем, кто не прошёл мимо моего стихотворения, а кто прошёл — счастливой дороги… :)

    • Гулим!
      Это ТФ — здесь сказать, как я сказала под стихом Анны, ну никак нельзя. Разбивка должна быть по форме. Итальянский сонет (а это он, родной) имеет два катрена и два терцета. Развязка сонета — в последнем трёхстишии. Видите свою ошибку — вывод только в последних двух строчках, а должен был бы быть в последних трёх.
      С теплом)

      • Татьяна, развязка с последнем трёхстишьи может находится и последних двух строках, как это в английском сонете сделано. Но насчёт развязки, здесь я, действительно, не смогла, как не старалась, уложить в три. Никак не могла отказаться от третьей с конца строчки, они рисовали картину. И замок у меня несовершенен, права Марьям. Сначала было по другому:
        «А старость ведь не так уж благородна,
        Сожмёт и их костлявая рука…»,
        но увидела повтор слова рука, что в сонетах не приветствуется, и на скорую руку :) изменила финал. Неудачно. Верну на место.
        А от перестановки слагаемых — сумма не меняется, разложила же Светлана, в конце-концов. Но всё равно — незачёт. И схема рифмовки не зачлась, самое интересное.

        • А я сегодня опубликую сонет в прозе, под «Жаль, но не моё».

        • Нет, Гулим, в вашем случае именно в последнем трёхстишии — таковы правила (а в шекспировском — да, в посл. двухст — ии).

          Гулим, не печальтесь, ещё будут у вас победы. Вы знаете, иногда бывает, что человек так старался, что перестарался. )

          И хочу вам сказать, что 10б. — это не такой уж и плохой результат по ТФ.
          Удачи вам!

          • Спасибо, Татьяна, я не переживаю за победу, мне нравится сам процесс.
            Просто, всё должно быть правильно, я не из тех, кто не умеет признавать свои ошибки, но тут же совсем другой случай. Эта ошибка — не моя.

          • А я переживаю — у меня всегда получается в конкурсном перетрудиться)), хоть тоже люблю сам процесс. Но не следует снимать со счетов, что более опытные оценщики могут, если захотят, разгромить любой стих. И конкурс — это всегда страшный субъективизм, даже если желаешь быть объективным.
            У хороших критиков есть понятия: критика-плюс и критика-минус.
            Да и под стихами после конкурсов всегда видно, кто, кому и за что, простите за правду. Мелькают же слова: «да твой был самый…» Есть друзья, которые знают, где именно «твой». Обычное перетягивание одеяла.
            Говорю, как есть, ибо и так в изгоях-одиночках — толстокожая.((

          • Да, про свой -чужой я давно заметила, что есть, то есть.

      • Татьяна, вот что Светлана мне прислала ниже: «9. …….и заканчиваться должен т.н. «сонетным замкóм» − основной мыслью, самой сильной и образной, афоризмом, неожиданным выводом (1-2 последние строки).

  10. Теперь о рифмах.Люся много рассказала, чуть — чуть добавлю. Мне пришлось разбить вторую строфу не просто так. Сначала было: «От солнца закрывать глаза УСТАЛО», но … семь из первых строк заканчиваются на «ОЙ».
    Поэтому решила поставить точку перед УСТАЛОЙ, и, соответственно, интонационно разбить. Зря я это сделала, наверное. Картинка изменилась.

  11. Светлана, я вполне могла «подпилить» форму, написать типа «больной, глухой, да именно — такой». Но… Не знаю, как называется этот приём, мне никак не получилось отказаться от «Немощной». Это была именно та картина, которую я видела. Но, обратите внимание, ведь не только я не слышала сбоя, на него не указал никто, пока Вы не посчитали слоги. И то! — Вы решили, что лишний один слог, а ведь их — два. Но их не слышно. Слово «немощной» всё уходит в «НЕ»…. а остаток слова исчезает в шёпоте..

    • И насчёт несонетовских рифм…
      гОдн я
      пОдн ем
      рОдн а.

      Не, никак не рифма? Сильно не спорю, но я рифму вижу.

      • Я уже писала:
        строке, исподнем — благородна — это не сонетовская рифма.

        Это на мой слух, Гулим.

        (11) Дождя бояться буду, лужи талой А
        (10) Воды весной, дрожащею рукой В
        (11) От солнца заслонять глаза. Усталой, А
        (12) Больной и немощной…Да… в точности — такой…В

        Да, здесь ДВА лишних слога, простите. А просчитала, потому что услышала. Зачем бы мне их считать просто так?

        Короче, я остаюсь при своем мнении, Вы при своем. На этом и закончим.

        Но я люблю такие споры. В них идет процесс учебы и взаимооткрытий, в том числе, личностей спорящих.

        Вы мне очень симпатичны, признаюсь:)) Люблю людей, которые имеют свою четкую позицию, всегда говорят правду без лукавства и находятся в процессе учебы в любом возрасте, при любых обстоятельствах.

        • Спасибо, Светлана, мне тоже очень приятно было поговорить с Вами.
          Я просто считаю, что плохая рифма, даже если она плохая, всё равно схему рифмовки не нарушает. Рифма — сама по себе, а схема — это само собой.
          Всего доброго, а то мы тут понаворошили… :)

          • Ой, а сонет в прозе уже напечатали… И там вообще нет рифм :)

  12. А пусть будет английский… И замок, и рифму поменяю… :)

    Бредут воспоминания отарой,
    А годы остаются за рекой…
    Наверное, я тоже стану старой,
    Чуть сгорбленной старухою с клюкой.

    Дождя бояться буду, лужи талой
    воды весной… Дрожащею рукой
    От солнца заслонять глаза. Усталой,
    Больной и немощной… Да… в точности — такой…

    А кто-то ухмыляется сегодня
    Презрительно, и смотрит свысока
    На бабушку, что вышла лишь в исподнем,
    Забывчива, потеряна слегка.

    А старость к ним придёт, возможно, тоже,
    Сожмёт и их, костлявая… попозже…

  13. Бредут воспоминания отарой, А
    А годы остаются за рекой…В
    Наверное, я тоже стану старой, А
    Чуть сгорбленной старухою с клюкой.В

    Дождя бояться буду, лужи талой А
    воды весной… Дрожащею рукой В
    От солнца заслонять глаза. Усталой,А
    Больной и немощной… Да… в точности — такой…В

    А кто-то ухмыляется сегодня С
    Презрительно, и смотрит свысока Д
    На бабушку, что вышла лишь в исподнем, С
    Забывчива, потеряна слегка.Д

    А старость к ним придёт, возможно, тоже,Е
    Сожмёт и их, костлявая… попозже… Е

    АВАВ АВАВ СДСД ЕЕ

    ищем схемы английского сонета.
    http://www.stihi.ru/2006/05/15-1174 — вот неплохая подробная статья.
    Есть там такая схема? Посмотрите, пож. У меня нет времени. Я, насколько помню, такой схемы не видела. Но могу ошибаться. Если что, заранее простите.

    • Светлана, оставьте английский. Я веду речь о моём конкурсном итальянском. Я не вижу в нём отклонений от схемы рифмовки, и вообще, несоответствия сонету. Если Вы видите, объясните мне, когда будет время, пожалуйста. Схема рифмовки взята из ссылки конкурсного задания, она там есть. Моя ошибка только в том, что не написала одной строкой. Но строчки то там все так, как надо.

  14. Да, и позвольте, я сюда , в Ващу тему, перенесу нашу переписку про Ваш сонет из моего окошка.

    Гулим, во-первых, незачет был по другим причинам. Посмотрите мои замечания.
    у Вас и в последнем варианте есть вещи, которые в сонетной форме не приветствуются, к сожалению.
    Сонет − классическая твердая форма европейской лирической поэзии, требующая выполнения ряда строгих условий:
    1. Ровно 14 строк, сгруппированных таким образом, чтобы первые восемь строк были отделены от последующих шести.
    2. Рифмовка первых восьми строк (двух катренов) одинаковая (перекрестная или охватная).
    3. Строгое соблюдение правила альтернанса.
    4. Не допускаются строфные перебросы: каждая строфа должна представлять собой законченное предложение.
    5. Рифмы должны быть точными, звучными.
    6. Классический сонетный размер – пятистопный или шестистопный ямб.
    7. Запрет на повторы значащих слов.
    8. Неторопливая, строгая интонация, «высокая» лексика.
    9. Строгие требования к композиции: лирический сонет должен быть выстроен по схеме «тезис – антитезис – синтез», лироэпический – по схеме «завязка – кульминация – развязка», и заканчиваться должен т.н. «сонетным замкóм» − основной мыслью, самой сильной и образной, афоризмом, неожиданным выводом (1-2 последние строки).
    СМ. п.4
    Вы из своего итальянского сделали английский (но, по-моему, приблизительный, я проверю сейчас ) — у них разные схемы рифмовки.
    Итальянский сонет — четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцевая рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Порядок чередования рифм в трехстишиях различен.
    Схема рифмовки в итальянских сонетах может быть, например, такова:
    абаб
    абаб
    вбв
    гбг
    или
    абба
    абба
    вгв
    гвг
    Английский сонет — четырнадцать строк делятся на три катрена и одно двустишие.
    abba abba cddc ff
    abab bcbc cdcd ff
    abab cdcd efef gg — это схема Шеспировского сонета.
    По поводу школы и университета:)) Я все время учусь. Я в данный момент самоучка с дипломом филолога. Поэзия — моё хобби, но достаточно серьезное. Возможно, сейчас я в первом классе по некоторым вопросам, не спорю. Но по сонетам, уж точно в пятом! :) )

  15. Вот нашла правила сонета:
    Каждая строка сонета – это в идеале отдельный, содержательный стих, несущий определенную мысль, желательно и умещающуюся в эту одну строку.

    http://www.stihi.ru/2011/03/13/2888

    именно это правило дает возможность написать венок сонетов.

    • Каждая строчка? Это — в идеале классического сонета. Даже у Шекспира нет такого. Каждая строфа — да, и у меня она содержит законченную мысль. Сюжет, развитие, замена интонации в трехстишьях и — вывод, кульминация.
      Я думаю, что мне не следует больше злоупотреблять вашим вниманием. Смысла нет.
      Спасибо, что не прошли мимо.

  16. Итак: сонет, становится сонетом, когда он:

    1. Несет в себе определенную ТЕМУ (как правило, возвышенную, философскую, отражающую определенную мысль, ТОЧКУ ЗРЕНИЯ), которая исполнена с помощью строф, каждая из которых последовательно и законченно ее развивает (в идеале — теза, антитеза, синтез, вывод.)

    2. Написан литературным, возвышенным языком (высоким стилем), не содержит в себе смешения разных языковых стилей.

    А далее вступают в силу все остальные признаки КЛАССИЧЕСКОГО сонета:

    1. Количество строк — четырнадцать;
    2. Количество строф — четыре (два катрена, два терцета);
    3. Повторяемость рифм;
    4. Система рифмовки:
    — перекрёстная или охватная в катренах;
    — разнообразная в терцетах;
    5. Размер — пятистопный или шестистопный ямб;
    6. Синтаксическая законченность каждой из четырёх строф;
    7. Интонационное различие катренов и терцетов;
    8. Точность рифм, чередование рифм мужских и женских;
    9. Отсутствие повтора слов (кроме союзов, междометий, предлогов и т. п.).

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.