rifmer.com Карта сайта

В огне

— Где лебеди? — А лебеди ушли.
— А вороны? — А вороны — остались.
— Куда ушли? — Куда и журавли.
— Зачем ушли? — Чтоб крылья не достались.

— А папа где? — Спи, спи, за нами Сон,
Сон на степном коне сейчас приедет.
— Куда возьмет? — На лебединый Дон.
Там у меня — ты знаешь? — белый лебедь…

Марина Цветаева

Опять во сне я слышу женский смех,
И вскакиваю – бешеный – с постели.
Наверно, это самый тяжкий грех.
Всё жить, когда и лебеди допели…

Всё жить, как я… шумит ночной Париж,
А в Петрограде листья облетели…
Всё помнить. Как ты тихо говоришь.
Сто лет назад. В прокуренном апреле.

«Ты поезжай, я знаю, там – нужней…
Наш мальчик будет помнить и гордиться…»
И мне в огне обугленных степей
Мерещились испуганные лица.

Но взрывами, снегами занесёт
Наш путь, степные кони рвутся в зАмять*.
Лишь связка писем, рваный переплет
Молитвенника – вот и все – на память.

Опять во сне я слышу детский плач,
И, как безумный, револьвер сжимаю.
Не лечит время. Время лишь палач.
О Время! Проклинаю… проклинаю…
_______
*зАмять – метель, вьюга


Рейтинг произведения: 9,42
(Вы не можете голосовать, справка)
Загрузка ... Загрузка ...

Оценки:

Maryam - "10"
Дмитрий - "10"
elina1955.55@mail.ru - "10"
Анна К. - "9"
Galex - "9"
Тётя Таня - "10"
nnatalie - "10"
AvtorRim - "8"
Море - "10"
Ижени - "8"
Люся Мокко - "9"
llirik83 - "10"

Поделитесь или добавьте в закладки в два клика:

Комментарии (43)

  1. Мне очень понравилось, очень. 10

  2. 10!
    Это обо всех переломных моментах сразу! Здорово!!!

  3. 9 за «лишь» в предпоследней строке! этож надо было так испортить мне впечатление от концовки, ну елки ж палки!

    • Спасибо, Анна!!
      Вам «лишь» показалось «затычкой»? но там оно логически обоснованно, разве нет?

      • Нет! Оно не только не обосновано, оно действительно впечатление портит!
        Мысль какая? Время — не лекарь, а палач. Так?
        Зачем «лишь»? Ну я не знаю, может быть, даже можно было «нет» повторить:
        «не лекарь время, нет, оно — палач», но это пусть старшие товарищи скажут)
        А вообще, Алиса, как мне нравятся Ваши ответы на комменты! Вот прямо чувствуется — наш человек!
        И поздравляю, Алиса! Очень-очень рада за Вас! И очень надеюсь,что краска на Вашей кисточке не засохнет)
        А стихотворение действительно замечательное!

        • Мы вообще о предпоследней строфе, Таня:

          Лишь связка писем, рваный переплет
          Молитвенника – вот и все – на память.

          По поводу последней, может, Вы и правы. Но там без парцелляции совсем никак нельзя, так что пусть будет как есть.

          • Алиса, Анна же написала «в предпоследней строке», а не в «предпоследней строфе». К предпоследней строфе у меня претензий нет. А к строке — есть )
            Парцелляция нужна — пусть будет, даже в предложенном варианте она возможна. А «лишь» действительно лишнее )

          • ох, это же надо быть такой слепой! простите, Анна! простите, Таня!
            но из последней строфы я убрать «лишь» точно не могу, там оно очень-очень мне нужно) даже если все портит) скорее заменю в «лишь связка писем…», чтобы не было повтора…

  4. Наверняка одна из самых сильных работ конкурса.
    Крутой эпиграф, что тут ещё скажешь ? Не знаю почему, но прочёл эту работу одной из первых . Даже мыслей ни возникло : чьё Авторство ? Странно, обычно себя пытаю : очень интересно. Здесь хочется быть абсолютно абстрактным и объективным. Специально оцениваю работу первой, ибо впечатлило по-настоящему.
    Чем больше и старше читаю Цветаеву, тем меньше ей сострадаю. Видимо взрослею и «мужаю». Но Автор сыграл ( неосознанно конечно ) на тех, на первых, струнах моего знакомства с Поэтессой. Когда я её взахлёб читал. Аллюзии на творчество Марины — на поверхности, остальные не понял и долго гадал : Эфрон, Волошин, ещё кто-то? Кто ЛГ ?
    Хотя если мальчик, то Мур, и значит речь всё таки об Эфроне ?
    Текст написан от лица мужчины. Эфрон ? Тогда про сына вязковато. Про того, который умер в 19 лет ? А другого вроде у Марины не было. Да и Так возносить Эфрона — это дань и право Автора.
    Вы простите, Автор, мою пытливость. Очень хочется понять. Но как же неразвнадушило !

    Что не понравилось ( «придирки к Шедевру» (с) ) :

    1. Пятисложные слова в двусложном размере. Спеть бы — проблем нет. Читать — сложненько. Причём их ажно четыре на пять ст роф. Особенно напрягло » Молитвенника», — нечитаемо без сбоя ( имхо).

    2. зАмять* — вижу неуважение к читателю. Нужно доверять, надеяться, что ОНИ поймут, поскольку образованы не меньше нашего. Ихо, но меня так учили. А подстраиваться под безграмотность прочитавших — моветон. Тоже имхо.

    » Всё жить » — мимо, на мой взгляд, лексически. Далее: » всё помнить » — нет вопросов. Нот вот именно вместе — кривенько.

    Никто не запрещает ЛГ проклинать время, как и Автору писать об этом. Сильная, гремящая концовка. Вот только я не понял: кто проклинает, и за что ? Хотя, возможно, повторяюсь.

    Ритм, рифмы — мастерство чувствуется.
    Повторюсь: почти шедевр. Сниму один бал за «почти». Такие стихи недошлифовывать нельзя ! Кощунство это. И разочарование читателей. Имхо ес-сно.
    9 !

    • Galex, спасибо Вам огромное!!!
      (сейчас начну отвечать, испорчу Вам все впечатление, наверно))
      Во-первых, как ни удивительно, но эпиграф всплыл в голове уже после того, как в целом стих был написан. Так что единственной осознанной аллюзией на Цветаеву можно считать лишь «степных коней» (лебеди апеллируют не столько к Лебединому Дону, сколько к общеупотребительной лебединой песне, то бишь последней)

      Во-вторых, следовательно, здесь совсем не идет речь о муже поэтессы, ЛГ — совершенно абстрактный, собирательный образ белогвардейца.

      По поводу придирок:
      ох, проблемы у меня с размерами… то в анапест односложных слов понапихаю, то наоборот — как сейчас… (кстати, какие пять? испуганные, молитвенника — а еще?)

      зАмять отмечена, чтобы не возникало вопросов, все-таки стих конкурсный — пояснять по ходу проблематично.

      все жить/все помнить, согласна, вместе криво звучит (можно, правда, дешифровывать эти выражения одинаково все(еще) жить/все(еще) помнить, тогда параллелизм становится более обоснован, но все-таки я больше имела в виду помнить все(что было) )

      проклинает время, конечно, ЛГ.

      Спасибо еще раз Вам, Galex!!!

      • Алиса, а какие пять правда ? Я вроде о четырёх говорил ? Но я всё равно ошибся ))) У меня ещё сложно по ритму прочиталось » вскАкивАю», » мерЕщилИсь».
        С Цветаевой я тоже понял, что шибся. Короче нет мне прощения )))
        Ещё раз поздравляю !

        • про четыре, конечно… что-то я сегодня совсем не читатель))
          вечно проблемы у меня с ритмом, где-нибудь да обнаружится косяк)
          а с Цветаевой я сама виновата — эпиграф ввел Вас в заблуждение, Вы сделали вполне логичные выводы.
          И еще раз спасибо!!

  5. Ну зачем так строго) А вот читателю в моем лице очень помогла сноска, я не знала такого слова, вообще знаю не очень много специфических, региональных слов. Есть поговорка-присказка- чего плохое-то хвалить. Здесь как раз все наоборот — чего хорошее ругать, а, Саш? Только из-за этого стихотворения попрошусь в судьи.

  6. Марин, я не ругаю, — восхищаюсь ! ( бал снял из зависти ))).
    Тебе в судьи — нынче не светит, а вот я в финале отдам должное этой работе !

  7. 10
    Прочитала комментарий Александра, и подумала — ну надо же, какая я бестолковая. Я вообще, когда читала, не задумывалась о том, кто ЛГ. Мне казалось — просто человек, воевавший на стороне белогвардейцев и вместе с ними попавший за границу, а его семья осталась и, может быть, погибла в России. Или он просто спокойно из революционной России за границу уехал? Ну простите, Автор, если я все поняла неправильно. Но мне очень понравилось! По эмоциональному воздействию — одно из сильнейших на конкурсе.
    Насчет «всё жить» и «лишь» в конце — согласна, нехорошо… но, если честно, при первом чтении я их не заметила.
    А меня чуть смутила прямая речь:
    «Ты поезжай, я знаю, там – нужней…
    Наш мальчик будет помнить и гордиться…»
    Какой-то она неестественной показалась. И фраза насчет нужности, и фраза насчет того, что мальчик будет гордиться… ну не знаю, не представляю я женщину, которая, провожая мужа, говорит о том, что ребенок будет его помнить. Ну как можно провожать человека и не верить, даже вопреки всему, что когда-то снова с ним встретишься? Но прямую речь в стихотворении передать — это вообще сложно.
    А в целом — очень понравилось! Очень! )

    • Спасибо, Таня!!!

      Все правильно Вы поняли по-поводу героя, только, конечно, он не «просто спокойно из революционной России за границу уехал», иначе откуда бы столько эмоций?

      По поводу прямой речи…
      Понимаете, это речь очень умной женщины, давно уже жены офицера, она знает, что служба для него намного важнее всего остального, тем более, когда честь и существование Отечества на кону (это я про Гражданскую); а про «помнить»… ну, ведь она не знает, насколько затянется вся эта бойня (о прощании навсегда, кстати, речи и не идет), а ребенок, когда маленький, легко может забыть отца, а женщина обещает беречь его память…

  8. А может и правда зря я так к Цветаевой и её мужьям прицепился ? Эх…стыдобища.
    Простите, Автор.

  9. «Всё жить» — отдаёт просторечием, причём осовремененным, а речь — о дворянине. Продолжаю жить — слышится. В четвёртом четверостишии возникает временная проблема: должны были звучать воспоминания — снегами занесло, рвались в замять и в логику повествования глаголы в будущем времени вносят сумятицу. И, наконец, о времени которое лечит- калечит, простите — штамп. Глагольная рифма, остальные огрехи, о которых уже сказали коллеги. 8.

    • Спасибо, Рим (ничего, если я так обращусь?) за оценку и за придирки, попробую оправдаться:

      Во-первых, почему если офицер — обязательно дворянин, если даже дворянин, то разве не мог он употребить просторечие? Офицерами становились люди из самых разных слоев общества, да и потомственный дворянин вряд ли говорил (вот так, в повседневности) строго в соответствии с нормами литературной речи… По поводу самого выражения «все жить» (то что оно просторечное, да еще осовремененное) я тоже сильно сомневаюсь, но материалом не владею, спорить не буду…

      Во-вторых, здесь довольно сложная временная картинка получается, вторая строфа это «воспоминания воспоминаний», т.е ЛГ мысленно переносится в эту самую обугленную степь и уже там вспоминает о прощании с семьей, а потом из той же точки заново проживает отступление, разгром — отсюда и глаголы будущего времени, чтобы показать цикличность, тщетность.

      Про время, понятно, штамп, но актуальный проблеме, согласитесь?

      А глагольная рифма вообще «вне закона»? т.е. если даже одна на пять строф, то…

  10. Стих понравился, но не зацепил. На 9 баллов, но поставлю 10 в пику Ане, которая за один»лишь» сняла балл. Это слово никто не отменял, я бы поняла , если бы им злоупотребили, а тут оно на месте;Р

  11. Согласна, один из самых сильных в конкурсе стихов. Я 9 б. поставлю, финал немного смазанным показался, и разбивка на короткие фразы во втором катрене не очень удачна, на мой взгляд. И как может занести наш путь взрывами? снегами — да, но взрывы-то причем?

    • Спасибо Вам, Люси!!

      «Отход.
      Курск, Севск, Дмитриев, Льгов — оставлено все. Взрываем за собой мосты, водокачки, бронепоезда. За нами гул взрывов. Связь со штабом дивизии прервана. На железнодорожных путях часто встречаются вереницы теплушек. Их заносит снегом». (А.В.Туркул «Дроздовцы в огне»)
      вот как-то после этого фрагмента и смешались у меня взрывы-снега…

      И с какого момента Вы находите смазанность (я ее тоже чувствую, хочется сравнить ощущения)) ?

  12. Не удержалась, заглянула перечесть. Здорово!)

  13. А 10! Даже из зависти не буду балл снимать. :Р

  14. Поздравляю , Алиса. ) Скорее всего про это народ и говорил , чтоб не сглазить ;) И здесь моя оценка без комментария ;) Прямо чутье на победителей)))))))

  15. Поздравляю , Алиса! Так держать!

  16. Алиса, поздравляю Вас ! Очень сильная работа, очень болел за неё. Расчитывал попасть в судьи, но по случайности не смог. Рад, что судьи оценили по достоинству !

  17. Алиса, с победой! от всей души ))) рада-рада за вас!

  18. Алиса, очень рада за Вас и Ваше стихотворение, мне оно так понравилось! Поздравляю!))

  19. И всем-всем огромное спасибо за оценки и поздравления!!!

  20. Если честно, этот стих был моим фаворитом (не в обиду другим Авторам)
    Поздравляю, Алиса! Ну не первое..и что? Серебро!)))))
    А то, что и самой не очень, и замечаний написали…Так можно же и исправить,ага!

  21. Алиса, для меня все равно Вы — бесспорный лидер этих двух конкурсов. Читаю Ваши стихи с огромным наслаждением. И даже берусь предсказать — в следующем конкурсе, неважно каком, Вы победите)

  22. Алиса, поздравляю) У вас чудесные стихи, и в каждом чувствуется особенный… ваш стиль.

  23. Ура серебристой девушке)

  24. Алиса, немного опоздала я с поздравлениями, но всё равно поздравляю! Замечательная работа!

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.