rifmer.com Карта сайта

Про сентябрьские тропинки и сентябырьские тропки

Предыдущий урок — здесь:

Сегодня мы поговорим на тему, которая уже обсуждалась на Рифмере.
И, разумеется, обсуждение было не напрасным, потому что благодаря ему появилось совершенно замечательное стихотворение — вот это: http://rifmer.com/osen12/svobodnyj-stil-oktyabr-osen12/69661.html

Итак, речь пойдет об особенностях произношения.
Но не о любых особенностях, а только о тех, которые могут повлиять на восприятие ритма стихотворения.
И даже не столько об особенностях произношения, сколько о фонетическо-поэтических приемах, которые могут повлиять на слоговой состав слов, а, следовательно, на ритм стихотворения.

Но сначала — краткое содержание предыдущих серий.
Ритм силлабо-тонического стихотворения задается:
1) характером чередования сильных и слабых мест (стихотворным метром)
2) числом сильных мест в строке (числом стоп) и характером чередования числа стоп в строках строфы
3) соотношением последней стопы с остальными стопами строки, которое можно охарактеризовать типом каталектики, а при заданном стихотворном размере — объемом рифмы, и чередованием рифм разного объема в строфе
4) использованием цезуры
5) использованием пиррихиев и сверхсхемных ударений
6) использованием анжамбеманов

Тема урока: влияние звуковых особенностей текста на ритм стихотворения

Изучаемые понятия: диереза, синкопа, синереза, синецеза
(Пожалуй, запоминать эти термины не стоит. Я их и сама запомнить не могу. Но знать, что они существуют, и что не мы первые на сайте эти вопросы обсуждаем, наверное, полезно)

Вот по порядку их и будем рассматривать. Примеры, опять же, из словаря Квятковского.

ДИЕРЕЗА (от греч. разделённость) — особые стилистические приемы фонетического характера, а именно:

1) раздельное произнесение односложного дифтонга (с «й»), как двусложного сочетания. Обычно диереза допускается поэтом в целях соблюдения слогового принципа силлаботонического стиха, например:
Не открою дружбе нежной
Таин сердца моего (вместо тайн).
(Е. Баратынский)
Сударыня, барыня!
Прикажь вора поимать (вместо поймать),
Руки ноги обломать.
(Русская народная песня)
Такой прием, вероятно, может быть уместен, если стихотворение «стилизовано под старину».
Хотя, с другой стороны, вспомним:
«А в кипящих котлах прежних войн и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов»
Как тут читается (вернее, поется) слово «войн»? Правильно, «воин». Тут, конечно, еще и особенности исполнения надо учитывать, и вряд ли стоит пытаться подражать… Но тем не менее. Бывают вот такие вещи.

2) Обращение мягкого неслогового согласного звука (с «ь») в слоговой:
Едва заметною струею
Виется пар (вместо вьётся).
(А. Пушкин)
Когда ты злобен, или болен,
Тоской иль страстию томим,
Поверь: тогда еще ты волен
Гордиться счастием твоим.
(А. Блок)
Ну, представить, что кто-то в современном стихотворении напишет «виется» или «лиется», я не могу. А вот слова на «-ие (-ье)» нам уже интересны.
Итак, есть слова, которые могут иметь окончание «ие», а могут и «ье». Например, «четверостишье» и «четверостишие». Некоторые слова в современной речи употребляются только с «ье», а окончание «ие» имеет явный оттенок устаревшего (сравните, например, «счастье» и «счастие»). Некоторые слова, наоборот, употребляются с «ие», хотя форма на «ье» тоже допустима.
Вообще говоря, в разговорной речи существует скорее обратная тенденция — заменять «ие» на «ье», то есть, например, говорить «движенье» вместо «движение». И термин для этого будет другой, не диереза, а синецеза. Но о ней позже.
А пока можно только сказать, что обычно рекомендуется (вот в этой статье, например: http://zolotayastrofa.ru/articles/ritm.php) на письме явно указать форму, соответствующую предполагаемому произношению.

3) Произнесение неслоговой группы звуков (без гласного), как слог:
Царь Александр первый
Настал ему взамен,
В нем слабы были нервы,
Но был он джентльмен.
(А. К. Толстой)

У Пулковской горы усатый генерал
Бинокль наводил на Витебский вокзал.
(Вс. Рождественский)

Здесь мрамор — свой. Край мрамором богат.
Театр будет круглый и высокий.
(В. Инбер)

Вот они! «Александыр», «джентельмен», «биноколь», «театор»…
А также те самые «смысыл», «сентябырь», «оркестыр»…
Итак, сонорные согласные («м», «н», «л» и «р») могут выполнять слогообразующую функцию. То есть возможно редуцированное произношение, когда «лишний» слог не образуется, то есть слово «сентябрь» произносится как двусложное (как написано), а есть нередуцированное произношение, когда то же слово «сентябрь» произносится как трехсложное. Правда, гласная в третьем слоге (вот смешно-то!) при этом как раз будет редуцированной. Но эта гласная ничем не хуже, чем первая гласная в слове «полотенце», обозначенная на письме законной буквой «о». И то, и другое произношение является абсолютно законным и допустимым.
(Ну хорошо, можно сказать мягче: никакой гласной там нет, как нет и слога, но группа согласных, один из которых является сонорным, может заполнять слабое место в силлабо-тоническом стихе).
Или, если хотите, вот еще ссылочка:
http://rus.1september.ru/view_article.php?id=201001108
«В слове столько слогов, сколько гласных звуков (в одном слоге не может быть нескольких гласных). Именно гласный является вершиной слога или слогообразующим (слоговым) звуком, все остальные звуки в слоге – неслоговые. Вершина слога – это пик звучности (сонорности), поэтому слоговыми являются гласные как самые звучные, однако иногда вершиной слога могут выступать сонорные согласные (если рядом нет гласного звука). Например, Кре-мль или жи-знь:
Поцелуями в детстве считал
Я счастливую жизнь свою…
(Лермонтов)
Ритмика стиха показывает, что слово жизнь произносится со слоговым сонорным согласным.»
Ну, в общем, для нас как раз поэтические примеры самые важные. Может оказаться так, что слово с сонорным согласным займет больше мест в ритмической схеме стиха, чем имеется гласных в этом слове. Может, правильно? И примеры классиков это подтверждают.

Как правило, даже один и тот же человек может произносить одно и то же слово по-разному, в зависимости от окружающих слов. Например, если мне предложат произнести в сочетании «Петр Первый» имя «Петр» как односложное, я этого сделать просто физически не смогу. А вот в сочетании «Петр Иваныч», пожалуй, если очень сильно напрячься, то сумею :)

Так как же быть с этими сонорными согласными?
Конечно, писать «сентябырь» для того, чтобы обозначить необходимость нередуцированного (трехсложного) произношения, нельзя. Значит, читателю придется самому догадаться, как надо правильно прочитать слово с сонорными согласными, чтобы сохранить стихотворный ритм. Читателю может понравиться или не понравиться предлагаемый Автором вариант чтения, но это уже особенности личного восприятия читателя. Так что, мне кажется, замечание «Во фразе «Великий Петр, основавший город» (подразумевается, что это ямб) не хватает слога» все-таки является слишком категоричным, и лучше бы от таких замечаний воздерживаться. Есть там слог. Слог, образованный сонорной согласной «р» при нередуцированном произношении. (Ну, или заполненное группой согласных, одной из которых является сонорная, слабое место :) )

Помимо уже приведенной ссылки на стихотворение «Сентябырь», вот еще ссылочка на стихотворение с этим же хитрым словом:
http://rifmer.com/osen12/serebryanoe-zerkalo/70885.html
Здесь мы с Сергеем Средневым немножко поговорили — именно по этому поводу

А вот совершенно замечательное стихотворение:
http://rifmer.com/osen11/svobodnyj-stil-sentyabr-osen11/40286.html
О, сентябрь. Сентябрь… задыхается небо, кашляя.
Совершенные линии листьев твоя ладонь
Сохранит на бумаге, как сохраняла каждое
Состоянье стихии. А осень – это огонь.
Посмотрите, здесь в первой же строчке слово «сентябрь» используется дважды. Причем первый раз — с нередуцированным произношением (то есть в три слога), а второй раз — с редуцированным, то есть в два слога. Во всяком случае, у меня читается именно так.

Итак, с диерезой более или менее разобрались. В любом случае это возникновение «лишнего» слога.
(Или, скажем так, заполнение слабого места в силлабо-тоническом стихотворении группой фонем, которые в нормальных условиях слога не образуют)

А теперь наоборот, рассмотрим варианты, когда слог «исчезает».

СИНКОПА (греч. сокращение) — как лингвистический термин означает выпадение гласного звука в середине слова. Синкопа встречаются в русских частушках:
Медицинская сестрица
В беленькой косыночке,
Первяжи скорее рану
Моему картиночке.

Я пойду да передену
Кофту поднебесную.
Ты зачем же завлекал
Меня неинтересную.

В авторских стихах:
Молчалин давеча в сомненье ввел меня:
Теперь… да в полмя из огня.
(А. Грибоедов)

Рассеянно гляжу на дремлющие воды
Лесного озера и верхи сосн густых
(А. Майков)

Ну, такие вещи очень уж спорные, с моей точки зрения. Лучше бы без них,наверное )

А вот следующий прием — синереза — очень даже интересный.

Но о нем, наверное, следующий раз, а то объем текста превысит критические 10000 знаков )

А пока — вопрос для самопроверки:
1) Что такое диереза? Приведите примеры диерезы
2) Назовите сонорные согласные
3) Что такое синкопа?

Домашнее задание:
1) Найдите на сайте примеры стихотворений, в которых по ритму сонорные согласные образуют слог, и где они слога не образуют.


Рейтинг произведения: 0,00
(Вы не можете голосовать, справка)
Загрузка ... Загрузка ...

Оценки:


Поделитесь или добавьте в закладки в два клика:

Комментарии (17)

  1. Татьяна, объяснить можно всё. Причем, можно сделать это так замечательно, что будет казаться правдой. Вы описываете индивидуальные особенности и оправдываете этим свои варианты чтения. Я не против, но надо иметь в виду, что есть и другие люди, которые читают по-другому, по-третьему и так далее. До бесконечности. Если речь имеет явные особенности, этим занимаются специалисты. Это оправдано. Это формирует мировоззрение, в конце концов. Недавно прочитал, что современные дети, которые хорошо разбираются с телефонами, но не умеют завязывать шнурки, хуже развиваются, позже начинают говорить и с проблемами. Микромоторика как раз помогала навыкам освоения речи.
    Представьте, что Вы — легкоатлет. У Вас — бег с барьерами. Цель заключается в том, чтобы преодолеть 110 метров быстрее. Если сбивать барьеры все или через один, или не сбивать, но плохо их брать — лидером не будете. Мастерства нет.
    То же самое и с речью. Русский язык очень гибкий. Можно набрать в рот воды и что-то сказать. Скорее всего, Вас поймут. Но почему Вы не принимаете во внимание то, что человек, правильно произносящий (правда, это редкость) вполне может обойтись без лишних слогов. Не нужно в угоду ритму что-то менять, сбои будут непременно. Если чтение первое. При втором прочтении можно легко выйти из положения. Нельзя считать, что норма — «сентябырь». Вы всегда встретите слово, где оно может читаться как «сентябрь». И если Вы разговариваете, общаетесь, читаете по-русски, делайте это правильно.
    В «Сентябырь» обычные разноударные рифмы. (Даже такое название есть.) Ничего больше.
    Повторю, объяснить можно всё, что угодно. Как спортсмен (гипотетический) — я так бегаю.
    Если доживём до того времени, когда звуки «браться» не будут, а я не исключаю такой вариант, тогда будут другие нормы. Со временем может всё упроститься.
    В самом деле, зачем бегать с барьерами, когда проще без них.
    Я не прав?

    • Забыл спросить, Татьяна — псевдоним, или правильнее — тётя Таня? Или лучше обращаться — Елизавета? Мне нравится, очень красивое имя.)

      • Сергей, обращаться можно как Вам удобнее, но Татьяна — это не псевдоним )
        Правы Вы безусловно, абсолютно и по определению, потому что в беге с барьерами я абсолютно не разбираюсь. А что касается русского языка, то мне кажется, что и Лермонтов, и Толстой, и Вера Ибнер на нем говорили вполне качественно )

        • Ааа, понял, в чём дело… с именем.
          Татьяна, я не тоже не специалист. Это дано как пример. Вообще, примеров можно привести очень много, не меньше, чем граней у жизни. Я не говорил, что Лермонтов и Толстой, и Вера Ибнер говорили плохо. Или кто-то другой. Я говорил, что все говорят по-своему.
          И вкусы разные. Такой пример. Конструктор сделал фотоаппарат. Хороший. Разница в том, что он сделан для левшей. В смысле, для тех, у кого левая рука — ведущая. Ну и что. У меня они есть. Я МОГУ приноровиться, но почему я должен забыть, что есть фотоаппарат для правшей?
          Ну скажите, почему я должен говорить «сентябырь»? Тем более, чёрным по белому — «сентябрь». Как это слово произносится я уже писал.
          О чём я? Если Лермонтов говорил так, как привык (а я не знаю, как), это не значит, что и все должны делать так.
          В двух словах. Мир левшей и правшей. Кто прав? Что принято за норму?
          И Петр Первый, и Петр Иванович — без разницы читается. Про постановку речи я имел в виду то, что для детей это очень важно. Что лучше не затягивать, своевременно обратиться к специалистам. Недавно прочитал статью об этом. Не знаю, зачем. Просто интересной показалась.
          А язык — живой. Вполне возможно, что через какое-то время норма изменится. А у вас уже научная база готова.

          • О, Сергей! Вот согласна с Вами целиком и полностью! Все говорят по-разному, и пишут по-разному, и думают по-разному! И никто никому ничего не должен! Поэтому я ни в коем случае не говорю, что кто-то должен воздрживаться от замечаний типа «здесь пропущен слог», если сочетание сонорных занимает ритмическое место в стихе. Я просто говорю, что мне кажется, что было бы неплохо не быть категоричным )

  2. Татьяна, норму не я придумал. Если какие-то правила приняты, они предписывают. Они действуют для всех. Если кто-то имеет собственную пунктуацию — получается так, что нужно десять раз подумать, чтобы что-то сказать. Так? Что тогда получится? Или с орфографией. Или с фонетикой. И т. д.

    • как раз в стихах норма — учитывать диерезу как распространённую норму произношения
      ваш кэп

      • Хорошо, что прозвучало слово норма. Значит, есть разница в произношении в прозе и стихах? Получается, что в поэзии — «сентябырь»? Для меня это ново. Конечно, Вы, Лилит, гораздо лучше разбираетесь в поэзии. А можно побольше узнать об этом? Статью или ссылку. Вряд ли я переучусь, но буду иметь ввиду.

        • Утро вечера мудренее. Оказалось, не дописал в двух предложениях то, что имел в виду. Первое — «чем я», второе — «если это так». Очень надеюсь, что так и было понято и никого не обидел.
          Где-то в предыдущих постах у меня ошибка, которую заметил через полчаса. Хотел покаяться, когда найдут, но, похоже, мои записи не читают. Есть ошибка, каюсь.
          Но две нормы — это много, пока не вписывается. Придется это обдумать и, возможно, вернуться к этому позже.
          «ваш кэп» — забавно)

  3. «То есть возможно редуцированное произношение, когда «лишний» слог не образуется, то есть слово «сентябрь» произносится как двусложное (как написано), а есть нередуцированное произношение, когда то же слово «сентябрь» произносится как трехсложное»
    Татьяна, я возражаю. Редуцированное произношение.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_(%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0)
    http://lik-bez.com/board/redukcija_glasnykh_zvukov/2-1-0-195
    Здесь есть определение редукции. Если гласной нет, то нет и её редукции. «Нередуцированное» произношение слова «сентябрь» — это обычное произношение этого слова. Имеем два слога. Я уже приводил запись, как произносится это слово. Где-то в комментарии к работе Татьяны. И мы уже обсуждали эту тему. Только ссылка не приведена почему-то.
    Если есть необходимость редуцировать, то сначала нужно переделать слово «сентябрь» в «сентяб(ы)рь», где в скобках — «ы», «о», «а»,…, а писать — без скобок, естественно. То есть приводить в тексте это слово в том виде, которое получили.
    Кстати, у Лилит и у Ксении такие примеры есть. («Смысыл»). Если же написано «сентябрь», то и читаем «сентябрь». Всё остальное — от личного (авторского) желания. Ждать, что читатель с лёгкостью примет это двусложное слово за трёхсложное (или обязан принимать) — наивно. Согласная «р», как я теперь понимаю, трудная в произношении. И возможно, будут изменения: «сентяборь» или «смысел». Или «сёдня», «щас»…
    Вообще, автор вправе писать так, как считает нужным, ставить ударение в другом месте, использовать другие средства и приёмы — менять темп, ритм, размер, типы рифм, обходиться без рифм, без размера, без темы и смысла, с разбивкой на строки/строфы или без таковой…
    Как к этому относиться — вопрос.
    Первоначально в этом комментарии хотел ограничиться собранными стихотворениями на осеннюю тему. Так как, нет достаточного времени, чтобы уделить большее внимание, сделать полноценный комментарий. Но прочёл приведённую цитату и не удержался.
    А подборка — вот, благоволите.

    Октябрь
    (А.Пушкин отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)

    Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
    Последние листы с нагих своих ветвей;
    Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
    Журча еще бежит за мельницу ручей,
    Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
    В отъезжие поля с охотою своей,
    И страждут озими от бешеной забавы,
    И будит лай собак уснувшие дубравы.

    Октябрь
    (Наталья Майданик)

    Октябрь крадется по дорожкам,
    Ступает тихо солнцу вслед.
    Грибы и ягоды в лукошке.
    И сентябрю он шлет привет!

    В багряном бархатном кафтане,
    Из листьев шляпа набекрень,
    Он целый месяц будет с нами
    Встречать рассвет, и ночь, и день.

    Он волю осени исполнит -
    Раскрасит поле, луг и лес.
    И красотою мир наполнит!
    И пригласит в страну чудес!

    Ноябрь
    (Н. Майданик)

    Ноябрь — горбатый старичок,
    Глаза — как льдинки, нос — крючок!
    Взгляд недовольный и колючий,
    Холодный месяц, в небе тучи.

    Златую осень провожает,
    А зиму белую встречает!
    Меняет он тепло на холод
    И устает — уже не молод!

    Но ветер северный поможет:
    Сорвет листву, в ковер уложит,
    Укроет землю покрывалом,
    Чтоб до весны не замерзала!

    Окарина
    (Алексей Сагань )

    Последний монолог прочти с листа,
    где, канув, вспять идет угрюмый день,
    ноябрьский лед блистает как хрусталь,
    крепчает ночь, и наступает тень
    на грудь земли, и леденеет сад.
    И царь ноябрь ступает на порог
    протяжных желто-синих улиц; я
    пророк зимы, меняю медь на лед,
    а хруст замерзших улиц на покой
    ночей глубоких и пустых глазниц
    ветшающих домов, чей век как мой,
    сочтен в размерах беглых единиц
    разорванных безвестных и пустых.

    Стоял ноябрь уж у двора
    (А.С. Пушкин)

    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась.
    Ложился на поля туман,
    Гусей крикливых караван
    Тянулся к югу: приближалась
    Довольно скучная пора;
    Стоял ноябрь уж у двора.

    В октябрь вхожу
    (Лариса Кузьминская)

    В октябрь вхожу и в позолоте листьев
    Деревья мне протягивают ветви,
    И парк и пруд так живописен,
    И столь же живописны церкви.

    Мир так прекрасен в золоте осеннем,
    И воздух напоен дыханием земли,
    Мы воспеваем осень с упоеньем,
    Нам вторят в небе журавли.

    Дождливый декабрь
    (Натали Самоний)

    Декабрь ревёт… Как будто баба:
    Слезами полные ухабы,
    А где мороз, щетиной иней?!
    Рёв ни к лицу ему, мужчине.

    Ведь в зиму старший он из братьев,
    Не носит лент, цветастых платьев -
    Одет в тулуп, а чуб — в ушанке…
    Чего ж рыдать-то спозаранку?

    Мужик в слезах… Ну, что за нравы?!
    Ответил грач мне: «Вы не правы.
    Декабрь совсем не исполин -
    В году он самый младший сын!

    И потому, декабрь порой
    По-детски слёзы льёт зимой.

    Встреча зимы
    (Натали Самоний)

    -Привет, декабрь, мой друг сердешный!
    Снегами скрашен серый двор.
    И мир, как прежде, белоснежный,
    На пнях — красуется фарфор:

    Сугробы — мини, миди, макси,
    Как блюдца, чашки, самовар.
    Вчерашних луж не видно ваксы,
    Остыл небес осенних жар.

    Площадка детская искрится,
    Из снега лепим пирожки.
    И пар из носиков струится,
    И небо сыплет нам муки.

    Встречаем зиму хлебосольно:
    На пнях застыл снегов фарфор…
    Зима в России — белоствольна,
    Берёзок нежных дивный взор!*

    Декабрь встречает мартовской слезой
    (Натали Самоний)

    Декабрь встречает мартовской слезой,
    Грустинок бисер пОд ноги роняя,
    Холодным шёлком лужи вышивая,
    Петляет мастерски невидимой иглой.

    И люрекс ливней будни серебрит,
    Паетки* капель падают в ресницы.
    Зима в снегах, увы, нам только снится…
    Мечта, снежинкою растаявшей, журчит.

    Декабрь встречает мартовской слезой,
    Но как же хочется безумных снегопадов,
    Восторженных, по-детски, новых взглядов,
    Чтоб окунуться в счастье с головой!

    Ходит по` лесу декабрь
    (Т. Керстен)

    Ходит по` лесу декабрь,
    Сыплет жемчуг, серебро.
    На опушке шумный табор
    Непоседливых ворон.

    Погалдят и разлетятся
    Добывать нехитрый корм.
    А декабрь — им вслед смеяться,
    Осыпать подруг снежком.

    Пришёл декабрь — метель бушует
    (Александр Винокуров)

    Пришёл декабрь — метель бушует,
    Истошно воет из ночи,
    Затеяв сечу небольшую,
    Из ножен вынула мечи…

    Сквозь пелену, как белый рыцарь,
    На снег спускается Мороз -
    Дед с бородой, румянолиций,
    Красавец, богатырский рост…

    Под руку с ним Снегурка молодая,
    Во всей блистающей красе;
    Вослед летят снежинок стая
    И вьюг свирепых карусель…

    Декабрь
    (Марина Казарина )

    Идёт декабрь, старик седой,
    С косматой белой бородой,
    А вслед за ним летит гурьбой
    Снежинок серебристых рой!

    Танцуют, падают, кружат
    Украсить этот мир спешат,
    Преображают все кругом:
    Стал белым сад, и сквер, и дом!

    И санки с горки вниз летят!
    И строить бабу все хотят!
    Кругом веселье, кутерьма,
    Ура! В наш край пришла зима!

    Декабрь
    (Иван Есаулков)

    Стучит в окно метель с разбега
    И в дверь порывом резким бьёт,
    Затихнет и колючим снегом
    Опять в моё окно швырнёт.

    Декабрьский день совсем короткий,
    А ночь по-зимнему длинна.
    Свой путь, прерывистый, нечёткий,
    Проходит бледная луна.

    То спрячется совсем за тучи,
    То глянет на короткий миг.
    А снег всё сыплет, сыплет с кручи,
    Уже чуть крыши не достиг.

    Рассвет крадётся, стихла буря,
    И светит робкая заря…
    Зима глаза лукаво щурит
    В рассветном блеске декабря.

    Т. Керстен

    Прячется солнышко, хмур небосвод.
    Вот и сентябрь сторожит у ворот.
    Сникла трава, опустели кусты.
    Птичье «прощай» к нам летит с высоты.
    Быстро закончилось лето… Как жаль!
    Робко листочки на клёнах дрожат…
    Но не печалься о летнем деньке:
    Сделай из листьев осенний букет.

    О. Кухаренко

    Слезинками дождя печалит нас сентябрь…

    Слезинками дождя печалит нас сентябрь…
    Уже под серебро не раз скрывались травы,
    На лужах поутру прозрачные оправы,
    Рябина под окном зарделась, как дитя…
    Бежит, спешит река, стараясь избежать
    Томительного сна и длительного плена…
    И клен березе шепчет вдохновенно,
    Как он умеет терпеливо ждать…

    СЕНТЯБРЮ, ОКТЯБРЮ, НОЯБРЮ
    Опубликовано в рубрике Роман в стихах, Стихи | Август 27th, 2012
    СЕНТЯБРЮ, ОКТЯБРЮ, НОЯБРЮ

    А осень мне грядущим листопадом
    Мешает карты жизненной колоды:
    Одной лишь ей понятный беспорядок
    И Богу неизвестному в угоду.

    Сентябрь — прощальный с Летом поединок,
    И трепетный Октябрь вероломный.
    Ноябрь закроет ставни на всю зиму,
    И теплым домом нашу жизнь наполнит.

    Как бабушка мне в детстве ворожила
    Под бахромой немого абажура,
    Огонь камина знает: будет сыро,
    Чтоб к очагу я руки протянула,

    Где чай из трав, и мёд, и фрукты лета…
    У счастья есть и тайны, и приметы…

  4. Сергей, спасибо огромное!
    Про «сёдня» и «щас» будет следующий урок, завтра я отправлю)
    За подборку стихов отдельное огромное спасибо!
    Но я ведь тоже в тексте достаточно привела примеров, где группа согласных с сонорным занимает отдельное ритмическое место? Так что, думаю, оба варианта допустимы.
    Что касается редуцированного-нередуцированного произношения, то, видимо, здесь вопрос терминологии, а поскольку я списывала это с какого-то вроде не слишком серьезного сайта, до допускаю, что терминология не строго научная. Но нас вроде вопрос нормативного произношения не волнует?
    Вопрос-то в дугом, чисто практический: считать ли ситуацию, когда слово с сонорным занимает «лишнее» ритмическое место, безусловной ошибкой, или нет? Я считаю, что нет — это не ошибка, а фонетический прием диерезы.
    А вот как к нему относится — глубоко личное дело каждого.

  5. Татьяна, в слове «сентябрь» нет «лишнего» ритмического места. Именно с практической точки зрения то, что не соответствует норме отмечается как ошибка. Поймите, человек, читающий так, как принято, то есть по норме, не может предвидеть, что потом последует сбой. Сказать или не сказать об этом — действительно, глубоко личное дело.
    В английском слове «september» и в самом деле — три слога. В этом языке «r» вообще не в чести. Worker — «рабочий», например, читается как «уоке». Но у нас свой — русский, давайте говорить правильно.
    Сколько бы я не читал вслух: «На бой кровавый, Святой и правый…», мне могут сказать — «не свЯтой, а святОй». И будут совершенно правы. И другие примеры, где применяют те или иные приёмы, не являются знаменем или иконой.

    • Сергей, Вы прелесть! Вы, наверное, уже диссертацию можете на эту тему написать. Или хотя бы статью: «О недопустимости использования диерезы третьего типа в поэтических текстах». Красивое название, правда? :)

  6. Татьяна, я уже говорил, что автор может делать всё, что захочет. Но он должен понимать, что делая что-то (например, облегчая себе работу) он может затруднить восприятие читателем. Если, Татьяна, Вы ратуете за это, то мне очень жаль. Если бы наш спор не был научным, я бы давно уступил. Надеюсь, Вы на меня не сильно сердитесь.

  7. Скопление согласных звучит не так, как согласная с гласной, но оно звучит достаточно уверено, чтобы занимать отдельное место в фонике.
    Разве «сентябрь» и «сентя» сочетается без запинок? Я это даже за хорошую рифму не сочту.
    Слога нет. А звук есть!

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.