rifmer.com Карта сайта

Тени

Иди себе, путник, мимо. Иди себе, путник, прочь.
Что тебе делать в Гаммельне, проклятом городе?
Здесь танцевать на площади и крыши каждую ночь
сходятся тени, серые и остромордые.
Сцепившись хвостами, лапами и кончиками усов,
мчат колесом хоровода по улиц канализации;
катятся, ужас вселяя в гладких домашних псов,
катятся, сотрясая мосты резонансами,
катятся — бьются от писка стёкла ночных фонарей,
катятся — сыпятся окна бледными звонкими брызгами,
катятся. Хмуро смотрят вслед им лица дверей,
врозь от тени теней кошки прыскают.
Но стоит заре, обнажая город, стянуть платок
с неба и отразиться в небо с асфальта осколками —
тени сливаются в плотный и пёстрый людской поток;
спеша на работу, трафик трамбуют пробками.


Рейтинг произведения: 9,80
(Вы не можете голосовать, справка)
Загрузка ... Загрузка ...

Оценки:

Анна K. - "9"
SrYoga - "10"
alexbol - "7"
Арман - "10"
Klaus Rifmus - "10"
Galex - "10"
Занятой Лирик - "5"
SovLetna - "8"
Maryam - "10"
Сергей Среднев - "10"
Alex Panch - "10"
Nansy - "9"
Sergio-coplero - "10"
Serrgey - "10"
Tria - "10"
Partizan - "10"
Сергей (модератор) - "9"

Поделитесь или добавьте в закладки в два клика:

Комментарии (72)

  1. Интересная форма. У нас Арман любит такое, но для него строка слишком длинновата. Изначально подумал, что Лилит, но словарь не тот. Может быть кто-то из новеньких? :) У меня две версии. Интересно будет посмотреть на автора.

    • Я думаю, что это Люба)

      по стиху — оборвалось как-то неожиданно для меня. 9 баллов, пожалуй.

    • Тигр, Вы что?!
      Да, мне такое нравится, конечно, но написать ТАКОЕ… не смогу никогда в жизни! :)
      «сотрясать мосты резонансами»,
      «сыпятся окна бледными звонкими брызгами»,
      «врозь от тени теней кошки прыскают»
      заря стягивает платок с неба и отражается
      в небо асфальта осколками
      и люди «трафик трамбуют пробками»
      Это я строчки случайным тыком выбирал :)
      !!!!
      Супер.
      У меня слов нет.
      10

  2. Классное стихотворение. Просто встает перед глазами Город — мрачный, серый, кошачий)))

  3. А вот это здорово,впечатлило,недавно перечитывал оригинал. И стихи этого автора).И звук,конечно!
    10. Хочу видеть в финале!

  4. Я думаю, что это Мазикина :)

  5. Василий пошутил. Тигр прав — не тот лексикон. Чото надоело как-то про одно и то же — городов других нет уже?
    Рифма бедная, ритм — что моя аритмия.
    И что это такое — канализация улиц? Имеются в виду сточные канавы?
    И вот еще: сотрясение мостов резонансами.
    Мне бы не хотелось видеть этот стих в финале.
    7

  6. Разрешите проблему, господа рифмеры! Алекс это стихотворение в финале видеть не хочет, а я — так очень хочу! И не то что в финале, а в призерах! Алексу я по этому поводу написал, но мой комментарий уже почти сутки почему-то ожидает проверки.
    Ну а хоть и без него.
    Поставьте оценочки?
    Если я правильно понимаю, при нынешних добрых оценщиках проходным баллом в финал будет не меньше 9.0
    А может, я чего не понимаю?

  7. Опечатка: «на площади и крыши» — и крыше? Представила этот город — серо, страшно, и — знакомо в тоже время. 10

  8. А Гаммельн и Гамельн — разные города? Кажется, это о легенде о Крысолове из Гамельна. 10.

  9. Угадали,Сергей. Разве «остромордые тени» сразу не сказали? Мне вот интересно, Автор в «Маршаке» читал или в оригинале?)

  10. Сильно! Старый готический европеец печален, страшен, но красив — 10

  11. «Здесь танцевать на площади и крыши каждую ночь
    сходятся тени, серые и остромордые»

    Показалось, что что-то тут с крышами не так…
    9

  12. А что не так? Площади и крыши во мн.числе.

    • Я тоже сначала неверно поняла — Где — на площади и крыше (но тогда было бы, скорее, — крышах), а, оказывается — Куда- на площади (мн. ч.) и крыши (мн. ч.). Видимо, из-за легкой инверсии засбоило… Поторопилась, извините, Автор, за замечание.

    • В общем,
      Здесь каждую ночь на площади и крыши сходятся тени, серые и остромордые, танцевать.
      Или что-то примерное. Меня тоже это предложение смутило.

      • Это из-за «здесь»- где , надо было бы «сюда»- куда, но, естественно, не подошло по ритму :)

        • В предыдущей строке речь о городе. «Здесь» = здесь, в городе…

          • Понятно, конечно, Сергей,-»Здесь»- в городе, куда- «на площади и крыши», но, видимо, этo «здесь» повлияло у меня на восприятие и далее ожидалось — где. Что ж, сбой в матрице ;)

          • Аналогично.:) Но не стал останавливаться. Галексу следовало бы выступить раньше.)
            Каково автору всё это читать? Русским же языком написано.:)
            Правда, «трафик» у меня ещё выбивается. В прошлых веках был трафик?
            И ещё. Кто ЛГ? Кто говорит: «Иди себе, путник, мимо. Иди себе, путник, прочь…»?

          • Просто- рассказчик? Сказочник…

          • Может быть, но он является действующим лицом, участником…город? — нет… Крысолов сам себе?..

          • Но, Сергей, при чем тут прошлые века? Это сейчас по ночам в городе приходят на площади и крыши тени крыс из легенды! Или я опять чего не понял?

          • Арман, может быть, Вы правы. Но тени могли собираться и в прошлом, если они остались в городе. Слово «путник» — больше употреблялось в прошлом или отсылает в прошлое. Ныне — пешеход, турист и проч. «Стёкла ночных фонарей» чаще встречались в те времена. Хотя, слова «резонанс», «трафик» — в Вашу пользу. Да, автор мог рассказать нам о сегодняшних событиях, не углубляясь в историю.
            Придёт автор, всё пояснит.)

          • Тот, кто говорит — древний очень ;) и да, это сам Крысолов

          • Поздравляю, Лилит, с призовым местом. Очень хорошо, когда все пазлы на месте.

  13. Арман:
    11 февраля 2012 в 17:29

    Алекс, простите меня, пожалуйста, за глупейший вопрос, но дело в том, что у меня от выставленных Вами оценок развился когнитивный диссонанс :)
    Вы поймите правильно, я не оспариваю оценки, я просто понять хочу!
    Вот как можно за чудовищно безграмотные, абсолютно беспомоoные технически
    и практически бессодержательные «Питерские признания»
    (http://rifmer.com/zima11-12/gorodskie-legendy/50421.html)
    и за «Тени» http://rifmer.com/zima11-12/gorodskie-legendy/50555.html
    поставить одинаковые оценки?

    Ну, давайте «Тени» посмотрим.
    По поводу ритма – я, конечно, знаю, что Вы приверженец классической силлабо-тоники, но ведь признавать за другими способами ритмической организации поэтического текста право на существование Вы не отказываетесь?
    С моей точки зрения, ритмика здесь просто завораживающая.
    По поводу рифм.
    Что, разве «городе-остромордые» плохая рифма?
    По-моему, так просто шикарная!
    Так же как «канализации-резонансами», скажем.
    А «брызгами-прыскают» вообще супер, потому что тут еще и смысловая перекличка.
    И остальные рифмы вполне даже.
    Или я чего-то не понимаю?

    А художественные приемы?
    Ну, аллитерацию я вроде научился узнавать:
    «тРафик тРамбуя пРобками» – это сразу видно.
    Но вот для меня еще писк постоянный крысиный слышится:
    «ЗдеСь танЦевать на проЩади и крыШи каждую ноЧь»
    «СотряСая моСты реЗонанСами», ну и дальше,
    и звон разбитого стекла «Звонкими брыЗгами».
    А анафора какая классная! Это же просто ощущение накрывающего вала этих крыс!
    А вот «бьются от писка стекла ночных фонарей» – это что, гипербола? стекла ж не побьются на самом деле, но ужас усиливается.
    А «хмуро смотрят им вслед лица дверей» – это олицетворение? Так же, как и про зарю?

    Ну а «сотрясая мосты резонансами» – это разве не аллюзия? Это же известная история о том, как в Петербурге рухнул Египетский мост, и предполагается, что произошло это от того, что по нему в ногу шел полк (или рота) солдат,
    и частота колебаний попала в резонанс с частотой собственных колебаний моста, и после этого запретили по мостам проходить в ногу?

    И «улиц канализация» мне очень понравилось, только я не знаю, как это называется, то есть эти крысы превращают улицы в сточные канавы.

    То есть с точки зрения художественных приемов все просто супер, и главное, они же все работают на создание единой цели – передать ужас этих крысиных полчищ,
    который утром развеивается… и превращается в людской поток. И есть о чем задуматься. Да и вообще рассказать так страшно, и в то же время красиво – это здорово само по себе.

    И что Вам надоело про этот город? В конкурсе других же стихов о нем не было?
    И попадание в тему практически 100% – есть конкретный город, есть легенда, есть пейзаж?

    Алекс, Вы поймите правильно, я просто хочу понять.
    Я же активно ставлю оценки, и мне хочется ставить их более или менее грамотно.
    А если Вы не хотите видеть это стихотворение в финале, так что же Вы там хотите видеть? И как тогда оценивать стихотворения?
    Я был бы очень благодарен, если бы Вы нашли время, и хотя бы коротко ответили.

    Арман, с удовольствием обсужу с Вами свою оценку этому стихотворению. Начнем с ритма.
    Иди себе, путник, мимо. Иди себе, путник, прочь. 010110100101101
    Что тебе делать в Гаммельне, проклятом городе? 10110100100100
    Здесь танцевать на площади и крыши каждую ночь 100101000101001
    сходятся тени, серые и остромордые. 10010100100100
    Сцепившись хвостами, лапами и кончиками усов, 0100101000100001
    мчат колесом хоровода по улиц канализации; 10010010010000100
    катятся, ужас вселяя в гладких домашних псов, 10010010100101
    катятся, сотрясая мосты резонансами, 10000100100100
    И далее — везде. Мы с Вами, думаю, согласимся, что силлабо-тоники здесь нет. Что же тогда — тоническое стихосложение? Но в тонике количество ударных слогов должно быть одинаково, что здесь тоже не соблюдается.
    Я плохо знаю тактовик и акцентный стих, и буду рад, если мне объяснят, почему я не прав.
    Перейдем к рифме. Вы считаете канализации-резонансами классной рифмой. Меня учили, что главное в рифме — зарифмовать ударный слог. Но не только гласную, как в приведенном примере, а еще и согласные (чем больше, тем лучше). Здесь ни до, ни после ударной гласной согласные не совпадают километров на 80.
    А вот еще рифма: прочь-ночь. Я не говорю о пословице, но это было юбилейное миллионное употребление данной рифмы. Хотите еще — осколками-пробками. Ударная гласная с обеих сторон окружена разными согласными, а то, что совпадают четыре последних буквы (не имеющие особого значения) только усиливает впечатление бедности этой рифмы.
    Что касается литературных приемов, то я увидел часть из них. Но в этом примере «ЗдеСь танЦевать на плоЩади и крыШи каждую ноЧь» мне слышится больше змея, чем крыса. В остальном я соглашусь с Вашими примерами — действительно в этом стихотворении литературных приемов на единицу текста в разы больше, чем в основной массе конкурсных стихотворений.
    О резонансах. Арман, Сергей Среднев уже объяснил: резонанс — результат произведенного действия или приложенной силы. Без солдат или крыс не было бы никакого резонанса. Нельзя «сотрясать резонансами».
    Про город. Как только появилась тема конкурса, я уже знал, что встречу «цветаевских крыс». Я очень надеюсь, что этот не стих Лилит, ибо один раз она про Гамельн уже писала.
    Арман, мне этот стих не понравился. Такое ведь может случиться? Он грешит (пусть будет ИМХО) технически и не впечатлил меня изысканным смыслом. Связь с современностью мне непонятна, при чем тут трафик? Скорее всего, чтобы впечатлить нас аллитерацией. Кроме того, я не люблю авангард.
    А теперь — главное: как образовалась оценка?
    Техника (грамотность, рифма, ритм): 0-3 — 1
    Художественная выразительность (образы, тропы, лексика): 0-3 — 3
    Содержание и глубина раскрытия темы: 0-2 — 2
    Личное впечатление: 0-2 — 1.
    Вот, собственно, и всё.

    • Алекс, спасибо огромное за ответ!
      Надо сказать, Ваш комментарий проверился намного быстрее! Видимо, в ФСБ учли критику! :)

      Я, разумеется, ничего не буду Вам возражать по вопросам техники и теории, поскольку плохо в этом разбираюсь, но скажу, что змеиное шипение здесь, по-моему, очень даже к месту. А может, это и не шипение, а шорох бегущих крыс. :)
      По поводу резонансов — я понял так, что крысы бегут по мосту, мост входит в резонанс и трясется, и от этого сотрясается город. Понятно, что трясется все не от резонанса, а от ужаса, но это же можно считать метонимией? :)

      А вообще вопрос был даже не по поводу оценки за это стихотворение, а по поводу соотношения оценок: то есть 7 сюда и 7 за… ну Вы знаете за что — мне показалось странным.

      Я понимаю, конечно, что Автору фиолетово, но мне казалось, что если это стихотворение не пройдет в финал, это просто позор для сайта — как уже было, когда в финал не прошла «Сцилла и Харибда».
      Так что, если честно, я бы очень хотел, чтобы Автор проконтролировал процесс и в конце концов сам себе 10 поставил, если что :)

      Еще раз спасибо огромное за ответ, Алекс!

  14. Отличное Ваше произведение! С уважением.

    Побег. Из города

    Город, город… Ты как ворог.
    На порог я и за дверь…
    Ты любим, немного дорог.
    Но, не нужен ты, поверь.

    Здесь для плоти семь поблажек;
    Эту свору бы—да с плеч,
    И в тени многоэтажек
    Каждой голову отсечь.

    Развернуться, да с разбега—
    —Не догнал бы только Бес—
    За коричневую реку,
    За июньский рыжий лес…

    Прочь от семиглавой своры!
    Коль дорвался—убегу!
    За таинственные горы,
    Там, где горизонт в дугу.

    А звезда мне путь покажет
    И укажет место, где
    Семь запретов(Не поблажек!)
    Мудрой цифрой на кресте.

    Там не семеро над ложкой,
    Там один—не одинок,
    Там урчит тигрица кошкой,
    И медведь подставит бок.

    Там Луна на миг повиснет,
    Солнце скажет ей:»Встречай!»,
    Соловей-разбойник свистнет
    Трелью в ухо невзначай…

    Расстегну рубахи ворот,
    Чтобы воздух пить до дна!
    И скажу:»Пошёл ты, город,
    В эту самую…Туда.»

  15. Мне не очень, как и Алексболу. И я под его замечаниями подписываюсь. Ставил не помню что — не выше 7.
    Арман, а у меня от ваших оценок этот самый диссонанс.

  16. Я 10 поставила, стих прочувствовала, ассонансные рифмы мне понравились, они тем и вкусны, что мало чего совпадает, а рифма чувствуется. Эдакая псевдотрансформация в финале понравилась.

  17. И мне, и мне, Настя, вот эти самые и «псевдо» и «трансформация» понравились. Без этого — и не было бы такой яркой, живой «картинки» :)

  18. Еще раз с удовольствием прочла. Какой, все-таки, конец потрясающий. Последние две строки пробирают до озноба. Такая неожиданная метаморфоза…
    Автор — у Вас получилось чудо!

  19. Емко и, как по-моему, в полном соответствии с условиями конкурса. И пусть мне не по душе такие истории, исполнено довольно интересно. Не для легкого прочтения. То есть с первого раза среднестатистическому читателю непросто проникнуться. Сложности добавляет тот факт, что автор успешно “забил” на силлаботонику, что в русскоязычной поэзии не популярно.
    3 место.

  20. Согласен с Сергеем. Однако, оценивая конкурс, я решил быть Арманом.
    Рецензия на «Тени», часть 1
    Мне этот стих сразу не понравился: акцентный, с ассонасными рифмами, с навязчивой анафорой в средине и с нигде не попадавшимися мне, «непроверенными» временем образами…
    Ну что это такое:
    «мчат колесом хоровода»
    «лица дверей» (ну не понимаю я — какие такие лица у дверей могут быть?)
    «заре… обнажая город» (ну как же заря может обнажить город? это что — человек какой-нибудь?)
    «стянуть платок с неба» (ну ладно бы ещё само небо платком назвать, но снять с него платок — это как?)
    тут же — «в небо» (повторение!)
    «трафик трамбуют пробками» — как-то так непривычно звучит, «диссонансно», лишний раз раздражая литературным приёмом — на сей раз аллитерацией.

    • Кирилл, я честно говоря, тоже не поняла юмора? Это шутка такая? И Арман тут причем?
      Ты знаешь, я тебя всегда поддерживаю, но тут что-то уже перебор… Мое мнение, что не стоит дробить свои комментарии к стихам-финалистам, заставляя тем самым нервничать и финалистов, и всех тех, кому не безразличен конкурс.
      Все-таки самое удачное пространство для шуток — пространство собственного стиха, а не комментарии к стихам, в которых автор даже не имеет возможности ответить. Это неправильно, во всяком случае пошутить можно, но дописав весь комментарий до конца. Представь, что ТЫ на месте этого автора и к ТВОЕМУ стиху пишут что-то сомнительное да еще и с продолжением, которое неизвестно когда последует?
      Прости, если я неправа и лезу не в свое дело, просто не смогла мимо пройти.

  21. Странно, Кирилл, Вы забыли, что такое метафора (про зарю), аллитерция , оказывается, Вас уже раздражает и образы понятны только те, что проверены временем. Как Вы легко «цвет» меняете…
    Я не могу повлиять на результаты судейства, но мне хочется сказать, пока я не знаю Автора, — для меня Ваши стихи — самые лучшие на этом конкурсе. Наверное, Алекс прав — влияние «Крысолова» чувствуется («тени теней»), но это же только плюс? Такое влияние?
    Меня же больше всего покорило слияние ритма с «картинкой», с образом, который возникает перед читателем. Затянуло-примагнитило сумасшедшее «колесо хоровода» ( конечно же, «колесо», хоровод — по кругу, Кирилл!). А последние четыре строки — просто волшебство, происходящее на наших глазах — заря обнажает город — (делает его видимым, Кирилл!), совершенно меняется темп, лихорадочная круговерть «крысиных», крутящихся ( катятся- катятся-катятся — !!!) строчек — замедляется, тает. Морок исчез. Обычный город. Сидишь, жмуришься, трясешь головой — что это было? Волшебство. Потрясающе, Автор.

    • Maryam… Эх… Вы прочитайте внимательно мой комментарий!!!!!
      Во-первых, это только первая часть.
      Во-вторых, Вы иронию не чувствуете? :) )) юмор у меня такой!!!

      • «Мне не очень, как и Алексболу. И я под его замечаниями подписываюсь. Ставил не помню что – не выше 7.»
        А это — что за «часть» была? ;)

        • А это уже другой вопрос. Когда вторую часть напишу, разберётесь. ;)

          • Кирилл, я делил свой комментарий на 3 части потому, что опасался, что слишком длинный коммент опять будет ожидать проверки более суток :)
            Ну а Вы, как я понимаю, нас интригуете :)
            Но за многочисленные цитаты из моего «творчества» — отдельное спасибо. Если-палки, меня уже цитируют! :)


          • Ух, и накуролесил же я. Уж и сам не рад.

  22. Похоже, Кирилл снова что-то затеял. И те, кто примет участие, снова могут попасть впросак.(
    Мне кажется, во второй части Кирилл превзойдёт самого себя. И опровергнет с доказательствами всё, что написал ранее. Или сделает проще, не менее парадоксально…

  23. Здесь я, как бы, уже все сказал.

    Места в теме про судей.

  24. Про технику сказали.
    У меня возникли вопросы по последним строкам. Автор — задумка интересная, но не раскрыто. Чуть не хватило до удара. Имхо смазывается мысль, чуть бы побольше хлесткости. Но это на уровне ощущений.
    С удобочитаемостью тоже что-то не то.
    9,4 из 10.
    Места будут в теме для судей.

  25. Рецензия на «Тени», часть 2
    В общем, в первой «серии» я говорил, что мне не понравилось при первом чтении. Сразу. При повторной я нашёл, конечно, несколько забавных находок вроде «на площади и крыши…» — запутанный клубок, который помогли распутать некоторые рецензенты. Да, инверсия — что надо. Заставляет задуматься перечитать, распутывать этот клубок, который выглядит как тень города Гаммельна, которого орёл за день не перелетел, заяц за целую ночь не перебежал… Но которая очень больно упала и катилась клубком.
    И, конечно, образ «улиц канализации» — это что-то. Как будто бы подчёркнута суть города, его нутро. Да, путнику точно лучше идти мимо.

  26. А теперь серьёзно. У меня дурацкая идея вот так пошутить возникла тогда, когда в 3й или 4й раз перечитал стих, комментарии и таки смог проникнуться… Всё что было выше — обычная самоирония. Поставить такому стиху 7 — моя непростительная ошибка. Подчеркну, что сожалею о ней, однако рад, что оценивающих было много и всё в итоге «выравнялось». То, что было в первой части — это как раз удачные находки. Во-второй (имхо) — не очень.
    Добавлю по технике, что в данном случае считаю эксперимент (акцентность стиха, его «тоническость») удачным. Нет, абсолютно великолепным.
    Однако главное для меня в финале, где целых 7 шедевров (1 из которых для меня был явно лучше других), — это наличие 2х пунктов: легенда+город. Здесь я их прочувствовал. Поэтому Вы кандидат на 2-4 места. Определюсь позже.

  27. Поздравляю с призовым местом, Лилит! Меня Ваши «Тени» очаровали ))

  28. Поздравляю. Извиняюсь, что заставил нервничать.
    И зайди плиз на «Побег с Бажанова».

  29. Большое спасибо всем комментаторам, несмотря на то, что кое с кем из вас, естественно, я категорически не согласна :)

  30. Лилит Михайловна, поздравляю с призовым местом!
    Ну и простите, что так получилось :)

  31. Лилит, поздравляю Вас! Я очень долюбливаю всяческие околомистические штуки, а так мастерски сделанные — вдвойне. Рад за Вас очень-очень. Клаус)))

  32. Арман, Слонимчанка, Клаус — спасибо :)

  33. И мои поздравления примите!

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.