rifmer.com Карта сайта

Почти сказка… о молоке в треугольном пакете

- Бабушка, бабушка! Расскажи сказку! Нет, лучше про старую жизнь.
- Ладно, будет вам и сказка, и про старую жизнь…

Это было в те далёкие времена, когда продуктовые магазины назывались гастрономами, и цены в них были одинаковыми по всей стране. Буханка чёрного хлеба всегда стоила 16 копеек, а любое пирожное было по 22. Жила-была в одном городе девочка Ира, которая любила ходить в магазин. Пакеты для продуктов тогда не придумали, и в магазин она ходила с авоськой. Сумка такая, из толстых ниток… ну, как рыболовная сетка.

А в магазине всегда была очередь! И чем длиннее очередь, тем вкуснее была еда, которую продавали. Продавщицы все были большие, толстые и громкоголосые. Это чтобы в тот самый момент, когда Ира почти дожидалась своей очереди, на весь магазин крикнуть: «Касса! Во второй Любительскую не пробивать!». Очереди Ира не любила, они мешали рассматривать витрины. Особенно девочке нравились кондитерские и молочные отделы: купленные там конфеты и творожные сырки можно было попробовать на улице, ещё не дойдя до дома. Или отхлебнуть молока из толстостенной бутылки, аккуратно отогнув крышечку из толстой белой фольги. Кефир, под зелёной крышечкой, она не любила… кислый!

И вот однажды приходит Ира в гастроном за молоком, а на витрине вместо привычных бутылок за 30 копеек стоят какие-то чудные треугольники с надписью «Молоко». Это она про них так подумала, потому что училась в четвертом классе и слова тетраэдр не знала. Домой Ира неслась вприпрыжку, чтоб скорее показать это чудо. На кухне она вместе с мамой рассматривала два удивительных красно-голубых пакета. Один был тугой, а второй… «Мамочка! Да он же прохудился…», — на клеёнчатом кухонном столе белела небольшая лужица. Вот таким непрочным было треугольное чудо.

С тех пор молоко в пакетах Ира полюбила больше бутылочного: на вкус такое же, а носить авоську с ним было куда легче. Только надо было следить, чтоб пакет не худой достался.

Годы шли, Ира росла. Вместо перьевых ручек в школу она теперь носила шариковые и мечтала о наборе разноцветных фломастеров, а за продуктами ходить разлюбила. Уж лучше книжку почитать, чем в очередях толкаться. Потом Ира окончила школу и выучилась на детского врача. Звать её стали Ириной Петровной. Она вышла замуж, и у неё родились свои детки – девочка и мальчик. А в стране тем временем началась перестройка. Что там решили перестраивать, было не понятно. Но почему-то из магазинов стали исчезать совсем обычные вещи. Сначала пропала зубная паста, и даже зубной порошок, который всегда продавался в аптеках. Потом исчез порошок стиральный. А когда из гастрономов стали пропадать и продукты…

Что-то совсем грустной становится наша сказка, да? Вот и Ирина Петровна грустила всё больше и больше. Пока она добиралась на двух автобусах из своей больницы до магазина возле дома, на прилавках почти ничего не оставалось. Зато очередь была такой же длинной и сердитой, как всегда. Молоко в бутылках возить в магазин перестали, теперь надо было брать с собой трёхлитровый бидончик для разливного молока и стеклянную банку для сметаны. Правда, вечером сметана была в продаже нечасто.

Но в ту пятницу, как раз накануне дня рождения дочки, Ирине Петровне повезло. Сметану в молочном отделе продавали. А ещё – шоколадное масло! Ирина Петровна тихонько засмеялась: «Почти подарок моей Алёнке! Она же сроду такого не ела!» И пока очередь медленно ползла к прилавку, причудливыми кольцами змеясь внутри магазина, Ирина Петровна думала о праздничном ужине: «А ещё – пирожки с картошкой и луком… Только бы молока досталось. Масло вроде есть, а без яиц можно обойтись». И тут по очереди прокатилась возбуждённая волна: «Молоко в пакетах выбросили! Дают по два пакета в руки!». Ирина Петровна замерла. Из-за этих красно-голубых тетраэдров она будто вернулась в детство. И опять стала девочкой Ирой, затерянной в гудящем чреве магазина, прижатой соседями по бесконечной очереди к стеклянной витрине мясного отдела, грязной и пустой.

Когда Ирину Петровну, наконец, вытолкнули к прилавку, молоко в пакетах заканчивалось. На полу в ящике из толстой железной проволоки осталось несколько пакетов, а под ящиком белела большая лужа. «Будете брать?» – недовольная толстая продавщица сверлила Ирину Петровну взглядом. «Но они же все худые… — растерянно промямлила Ира, — пока до дома донесёшь и остальное вытечет!» Продавщица равнодушно пожала плечами, очередь загудела громче. «А разливного нет? Ну, тогда сметаны и шоколадного масла – Ирина торопливо поставила на весы свою банку, достала кошелёк и, понимая, что вот-вот расплачется, добавила, — и молока два пакета».

- Бабушка, а Алёнка – это наша мама, да? А почему вы с папой называете её Лена?
- А я не люблю молоко, ба! Я только твои пирожки люблю, но чтобы без лука! Сделаешь завтра?


Рейтинг произведения: 8,75
(Вы не можете голосовать, справка)
Загрузка ... Загрузка ...

Оценки:

Анна К. - "8"
Добрый - "9"
RedFoxxx - "9"
Svetlana-Lip - "9"

Поделитесь или добавьте в закладки в два клика:

Комментарии (16)

  1. Мне очень понравилась сказка!
    Ностальгия… слеза… своя история…
    Автору спасибо!
    Эмоцию я получила по полной! Сюжет в сюжете — тоже здоровски.
    Образность присутствует, что, на мой взгляд, украшает не только стихи, но и прозу.
    Написано легко. Стиль выдержан.
    Хороший, качественный рассказ, т.е. сказка! :) )

  2. Как-то не закончено получилось

  3. меня в те времена ещё и в помине не было, но эмоция!.. она мне передалась! это здорово

  4. сказка подразумевает развитие сюжета, тут не случилось ни конфликта, ни развязки. а было там многообещающе.
    вообще-то и написано легко, надо было бы автору приврать для интересности.
    ну и чуток тавтоложицы почистить, натолкнулась вот тут : «Или отхлебнуть молока из ТОЛСТОстенной бутылки, аккуратно отогнув крышечку из ТОЛСТОЙ белой фольги. »
    пусть 8

  5. Класс! 9! (-1 за технические огрехи)

  6. Настоящий Мастер — Мастер во всем, и в стихах, и в прозе! Поздравляю, Люся, Вы снова на высоте :)

  7. Люся молодчина, поздравляю!

  8. Люся, поздравляю!
    Ты и поэзии, и в прозе!
    Молодец просто, что сказать!
    Читала с удовольствием.

  9. Всем спасибо за отзывы, оценки и поздравления! )) Мдяяя… прозу писать, эт все-таки не стишками баловаться ))) свои тонкости )

    • Хорошо написано,без колдобин. Цепляет память,даже слишком,и совсем невесело.
      Люся,я там Старую Липу переработал,может глянете,а? А ещё Лунный заповедник,Беловежскую пущу,Стража города и Альбатроса (совсем оборзел,правда),а? Ну,пожалуйста!

      • Женя, гляну, конечно ) Токо я все еще сомневаюсь, нужно ли мои зацепки вам расписывать? без обратной связи трудно сообразить, в критике какой степени жесткости (или мягкости) вы нуждаетесь )) А то боюсь, что замечания не на пользу могут идти. И зря обижать вас совсем не хочу, поверьте )

  10. Интересно было взглянуть в прошлое. Да, цены были одинаковыми, только самой Любительской не было. Пирожные за 22 копейки — это бисквитные с кремом, а были ещё песочные, за 10, если не путаю.
    Молоко в пакетах было удобнее — не надо было мыть и сдавать потом бутылки, пакеты стоили, кажется, 16 копеек. Не помню, различался ли вкус молока в пакетах от молока в бутылках, но разливное — заметно, если оно было восстановленное. А цены 3-х литров — 84 и 72 копейки, если опять не путаю.
    Вот такие дополнения.)
    Людмила, происхождение слова «авоська» знаете?

    • Сергей, в Пензе был единственный на весь город магазин, где вареная колбаса продавалась практически всегда. Фирменный, как его называли, магазин «Три поросенка» ))) но очереди там стояли! мамадарагая… и 2, и 3 часа можно было простоять ))
      Песочные пирожные у нас вроде 11 копеек стоили. А больше всего нас со школьными подружками прикалывали пирожки ))) с ливером, за 4 копейки! Мы их называли пирожки с котятами ))) Есть их можно было только с большого голоду, я с повидлом чаще покупала.
      Пакет молока — точно, 16 коп. стоил )) А разливное в перестройку я покупала уже в Чехове, сюда переехали после учебы. И молоко было — отличное! совхозное. Иногда прямо из цистерн молочных продавали, типа, левое )) полулегальное )

      Про авоську даже и не знаю… от авось? Авось что-нить выбросят, и я так удачно окажусь в магазине? )))

      Про «старую жизнь» меня дети раньше частенько просили рассказывать ) Так что история про молоко почти автобиографическая. А я им еще рассказывала про то, что слышала от своих родителей. Мой отец в школу ходил 5 км каждый день в одну сторону и палку с собой брал, от волков отбиваться )) серьезно! Между прочим, в Воронежской области жили, не в тайге. И электрический свет в 7 классе первый раз увидели )

      Чувствую теперь себя почти доисторической личностью, ага ))))

      • Да, волки могли быть в лесу. Тем, кто раньше жил, было очень непросто. Пешком в школу за много километров, по грязи, по снегу…
        Про авоську мне сказал один умный человек лет двадцать назад, пересказываю: на спектакле (или моноспектакле) Аркадий Райкин ходил по сцене с пустой сеткой и приговаривал: «Авось-ка я что-нибудь куплю…» Авось-ка…
        Ни до, ни после других версий не слышал.
        Любительская — 2р.90коп. Там, где продавалась.)) А восстановленное молоко — фу-у! Но приходилось…, другое не всегда было в конце 70-х.
        Спасибо за воспоминания.)

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.