Три культуры
1
Осень в Эдеме. Пока что – пустынно.
Но… Создаётся Нечто из глины.
Первым – Адам. А затем – «половина».
Голо. Природа. Миленький край…
Всё без названий. Адам, выбирай!
Строй, суетись! Хоть дворец, хоть сарай.
Всё называлось одним словом – «рай»…
Вот красотища какая… О Боже!
Всё так чудесно, приятно, но всё же…
Вы посягнули на Бога, похоже?!
С Богом равняться творенью негоже.
Вот вам – «халат», «макси-юбка» из кожи…
…Овощи, фрукты справа и слева,
А посредине – познания древо.
Это культура Адама и Евы.
2
Осень. На улице грязно и сыро.
Тысячи лет сотворению мира…
Как человек в понимании вырос!
Куча народу. Вокруг – суета.
Пропасть названий. Внутри – нищета.
Люди умеют нырять и летать.
Нового столько! Но что-то не так.
В моду вошли технологии «нано»;
Кнопки и пульты; дисплеи, экраны…
В этом контексте… ох, выглядят странно
Грязные улицы и океаны…
А на земле — только рваные раны.
Тысячи лет… Не узнать человека!
Канализация, морги, аптеки -
Это реалии нашего века…
3
Осень прекрасной вновь станет когда-то.
Люди полюбят рассветы, закаты…
И не пойдёт никогда брат на брата.
Будет прекрасно. Сначала немного,
Позже — побольше людей примут Бога,
Сделают чище дома и дороги…
Зло победить навсегда они смогут.
Только давайте для next-поколений
Всё-таки «чистой» природой заменим
То, что создал человеческий «гений».
Все это наши потомки оценят…
Мы победим бескультурие лени!
Вспомнить бы надо о долге и чести…
Люди!!! В природу живую не лезьте!
Рай воссоздать попытаемся вместе?
Оценки:
Арман - "8"Сергей (модератор) - "10"
Занятой Лирик - "10"
Tria - "10"
Delirium - "8"
SovLetna - "8"
Сергей Среднев - "7"
SrYoga - "7"
Где-то что-то задело… и по форме понравилось!
Призывательно… хм…
Конечно, очень интересная форма, и вообще
чувствуется мастерство автора. И по теме, конечно.
Но… Ну уж такая прямолинейная пропаганда!
Да еще и сразу по двум направлениям:
во-первых, «люди примут Бога» (о нравственности)
во-вторых, «в природу живую не лезте» (об охране природы)
Хотя одно с другим связано, конечно, но вот как-то…
В общем, мне категорически не понравилось!
И те самые два «субъективных» балла за личное
впечатление я, пожалуй,и снимаю
8
Понравилось. Есть над чем поразмышлять…
Нравится.
«А на земле – только рваные раны.» , «Канализация, морги, аптеки -
Это реалии нашего века…»
3-4-5—3!
призывность? — лишнее. вот если бы сидел вечером во время заката на чурбаке и смотрел на тень от дерева, ползущую по стене 12-ти этажного дома, было бы лирично!
опять же оригинальность: три этапа.
моё мнение: выдерживать всё в одном времени (в данном случае — в прошлом).
хороший стих!
Здорово написано. и мысль светлая-светлая. спасибо, 10
позвольте, добавлю!
Обратите внимание на это стих! интересная форма, 3 осени и все три такие разные, сам стих построен по принципу тезис-антитезис-синтез, форма стиха выдержана во всех трех частях, автор старался и надо это дело поощрить!
Есть пропаганда: слово ЛГ в защиту природы и Бога! А почему бы и нет? Есть предложение нам, как читателям, стать сотворцами, есть открытый диалог с читателем, каждый сам для себя принимает решение, откликнуться ли. Речь о том, что культура, в широком смысле этого слова, не должна быть добровольно-принудительной, а должна быть осознанной.
Всем спасибо за внимание!
Интересно, структура стиха подкупает: три картины, технически любопытный эксперимент с монорифмами и количеством строк в строфах. Авторство почти не вызывает сомнений.
Форма, может быть, и сложная, но красивой я бы ее не назвал – много искусственности, стих от этого теряет. Это больше похоже на акробатический номер: «смотрите, как я умею!». Смысл очень уж прямолинеен, не без умения, но все равно лобовая атака. У подобных произведений стойкий привкус проповеди или нравоучения.
Опять же, стиль рифмовки и строфика обязывают автора к строгому соблюдению, и от этого рождается много неоправданных инверсий, бессодержательных слов, фраз, целых строк – затычек с целью соблюсти выбранную форму. Это ничто иное, как рабство – избавляйтесь от него: форма должна подчиняться автору, а не наоборот. И рифмы, поставленные в ряд, должны быть подобраны очень искусно, чтобы не набить оскомину повторами (три еще куда ни шло, но ПЯТЬ – тут их нужно тщательнейшим образом подбирать).
Стих затянут как для объема заложенной в нем мысли – надо резать.
Подробнее:
- «Создаётся Нечто из глины.» — «нечто» здесь лишнее, ведь автор сразу же объясняет, что…
- « Первым – Адам. А затем – «половина».» — «половина» сама по себе, даже в кавычках выглядит хирургической неудачей, даже с уточнением «его» все равно говорят «половинКа»
- «Голо. Природа. Миленький край…» — что голо? В первой строфе уже есть Эдем, тут еще «природа», а «голо» здесь ни к чему. «Миленький край» — просторечие, стилистически не оправдано.
- «Строй, суетись! Хоть дворец, хоть сарай.» — это явное прегрешение против содержания Библии: строить пришлось после изгнания из Эдема, а до изгнания они праздно шатались и ничего не строили
— «Всё называлось одним словом – «рай»…» — прошедшее время сразу после повелительного наклонения, стилистическая ошибка
- «красотища» — не из этой оперы. Если используется просторечный жаргон, то стих весь должен быть выдержан в этой манере, должны соответствовать и выражения, и упрощенная фразировка. Здесь этого нет – жаргон постоянно примешивается к «поэтическому» стилю, со свойственными ему инверсиями и высокопарностями.
- «Всё так чудесно, приятно, но всё же…» — полностью бессодержательная строка…
и так далее, работу над ошибками предлагаю продолжить самому автору.
Серёга, обязательно продолжу. Спасибо за такой подробный, внеконкурсный, разбор! Я даже без финала такой чести удостоился…
И знаешь, почему-то после твоего коммента я перестал расстраиваться, что в финал не попал.
«Вы посягнули на Бога, похоже?!
С Богом равняться творенью негоже.»
«Посягнули» — не из того стиля. «Похоже» — для рифмы… Бог два раза в двух строках, переход между строками слишком резкий. «Негоже» — из той же оперы, что и «посягнули».
«Макси-юбка из кожи» добавляет непринужденности, что с последующими лозунгами немного диссонирует.
«…Овощи, фрукты справа и слева,
А посредине – познания древо.» — строки явно подогнаны под последнюю строку этой части. Все эти «справа», «слева», «посредине» — весьма дизориентируют, хотя, по идее, должны направлять. С какой стороны смотреть? Автор делает читателя участником событий? Ну, если и так, попытка весьма несмелая.
2
Первый терцет второй части немного путает во времени и пространстве: «тысячи лет» и тут же «улица» (какая? где?). Ну да ладно. Дальше:
Куча народу. Вокруг – суета.
Пропасть названий. Внутри – нищета.
Люди умеют нырять и летать.
Нового столько! Но что-то не так.
Вот это лучше всего вышло. Ну как бы рифма не совсем. Но придираться не хочется.
«В этом контексте… ох, выглядят странно
Грязные улицы и океаны…
А на земле — только рваные раны.» — «ох» — затычка, улицы и океаны смешаны для рифмы. «Контекст» — неподходящее слово.
«Тысячи лет… Не узнать человека!
Канализация, морги, аптеки -
Это реалии нашего века…» — нормально
3
«Осень прекрасной вновь станет когда-то» — не звучит.
«Люди полюбят рассветы, закаты…» — не согласуется с контекстом.
«И не пойдёт никогда брат на брата.» — не понятно, вроде как о войне, а в стихе эта тема вообще никак не развита.
«Будет прекрасно. Сначала немного» — «прекрасность» уже оскомину набила.
«Позже — побольше людей примут Бога» — чем обосновано? Это пожелание или утверждение? Похоже на второе, но тогда голословно.
«Сделают чище дома и дороги…
Зло победить навсегда они смогут.» — См. предыдущее замечание.
«Только давайте для next-поколений» — иностранное слово использовано вообще некстати, здесь это только ритмический пенопласт.
«Всё-таки «чистой» природой заменим
То, что создал человеческий «гений».
Все это наши потомки оценят…
Мы победим бескультурие лени!»
Несколько категорично – и призыв, и оценка его возможных (?) результатов. Мне нравится тут только «бескультурие лени», да и то надо бы по-другому фразу вплести.
«Вспомнить бы надо о долге и чести…
Люди!!! В природу живую не лезьте!
Рай воссоздать попытаемся вместе?»
Снова под третью строку подогнаны предыдущее и самое плохое в этом «не лезьте» — какой-то жуткий непоэтичный призыв и следующий вопрос воспринимается лишь как попытка надавить на читателя, что вызывает только отторжение.
Вывод: в «порезанном варианте стихотворение могло бы выглядеть так:
Осень в Эдеме…
Создаётся … из глины …
Адам и его «половинКа».
…Природа. Миленький край…
Всё без названий. Адам, выбирай!
– «рай»…
О Боже!
…всё же…
…равняться негоже.
Вот вам – «халат», «макси-юбка» из кожи…
…Овощи, фрукты … познания древо.
Это культура Адама и Евы.
2
Осень… грязно и сыро.
Тысячи лет сотворению мира…
Как человек в понимании вырос!
Куча народу. Вокруг – суета.
Пропасть названий. Внутри – нищета.
Люди умеют нырять и летать.
Нового столько! Но что-то не так.
В моду вошли технологии «нано»;
Кнопки и пульты; дисплеи, экраны…
… выглядят странно
Грязные улицы и океаны…
А на земле — только рваные раны.
Тысячи лет… Не узнать человека!
Канализация, морги, аптеки -
Это реалии нашего века…
3
Осень … подарит … (может быть)
рассветы, закаты…
(Может, есть всё-таки смысл для следующих) поколений
«Чистой» природой заменить
Порождение
человеческого «гения».
(И так нанесём удар) бескультурию лени!
…
Рай воссоздать попытаемся вместе?