И нет луны…
Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни
На краешке окна, и духота кругом,
Когда закрыта дверь, и заколдован дом
Воздушной веткой голубых глициний,
И в чашке глиняной холодная вода,
И полотенца снег, и свечка восковая
Горит, как в детстве, мотыльков сзывая,
Грохочет тишина, моих не слыша слов, -
Тогда из черноты рембрандтовских углов
Склубится что-то вдруг и спрячется туда же,
Но я не встрепенусь, не испугаюсь даже…
Здесь одиночество меня поймало в сети.
Хозяйкин черный кот глядит, как глаз столетий,
И в зеркале двойник не хочет мне помочь.
Я буду сладко спать. Спокойной ночи, ночь.
Анна Ахматова
***
И нет луны, и дом ломает тьму
Квадратами еще не спящих окон,
Как будто заменить возможно током
Глициний зачарованных тесьму.
И плавают, похожие на бред,
В тюрьме стеклянной рыбок силуэты,
Блестят ключи, белеет ком газеты.
А поезда, как пульс, стучат вдали,
И накренился мир под стать Дали,
Экрана свет глаза на части режет,
И веки поднимаются все реже,
Ведь люди — пауки, зависшие в сети,
Да только паукам друг друга не спасти.
Мочалкой пес лежит, а зеркало кривится.
Но я забудусь в снах, свободная, как птица.
Оценки:
Анна K. - "10"midnight - "8"
Maryam - "9"
Занятой Лирик - "10"
znakomka - "9"
SrYoga - "9"
Тётя Таня - "9"
Tria - "9"
Klaus Rifmus - "10"
morozova33 - "9"
AvtorRim - "8"
Сергей Среднев - "8"
tasha - "10"
аааааааа, какая я гениальная!!!!!!! какой я конкурс абалденный придумала!!!!!!!
авторы радуют и радуют! 10!
Очень легко перенимаемый прием («оживление» предметов) И все это для того, чтобы сказать:
«Ведь люди – пауки, зависшие в сети,
Да только паукам друг друга не спасти.»,
а не о себе — «свободной, как птица». Не поверила последней строке, не увидела возможностей для этой «свободы», кроме сна. Что есть сон? Так, маленькая смерть.
И если Ахматова говорит : «Спокойной ночи, ночь» — вот где истинная свобода — в пожелании ее другим! — то Автор говорит это себе, успокоившись тем, что:
«Ведь люди – пауки…»
То, что у Ахматовой — пульсирует, неожиданно перевоплощаясь, оживая в темноте, создавая объемность времени (свеча, как в детстве ) и пространства (рембрандтовские углы), подчеркивая одиночество, здесь — перечисляется, завершаясь неожиданным «Ведь люди – пауки…». Странный вывод. Или, напротив, — закономерный (для Автора). Мне было жаль первоисточник. Как будто очень изящной статуэткой 19 века решили подпереть дверь. И «грохочущая тишина» Ахматовой обернулась стуком поезда-пульса.
«глаза на части режет» — не совсем понравилось, но — можно списать на Дали)
Еще, мелочь, но .- глицинии цветут очень пышными гроздьями, не — лентой, не тесьмой.
Оценка — позже
а мне, Мари, не было «жаль оригинал», мне показалось, что автор написал свое стихотворение, а не переиначил ахматовское, текст получился совершенно другой по содержанию и настроение, но перекличка есть.
Many men, many minds))
совершенно и абсолютно согласна)
Поставила 9. Так как не осталась равнодушной))
мне нравятся рассуждения Марины.
еще меня смутили силуэты, похожие на бред.
И веки поднимаются все реже,
Ведь люди – пауки, зависшие в сети,
вот это не поняла. люди же не спят в сети, правильно? почему же веки поднимаются реже?
8 баллов
Только про пауков не понравилось. А вообще уловила что-то такое очень ахматовское и не нарадуюсь никак) Спасибо, автор)
9 баллов
Просто,ах!:) Очень понравилось!
Мне тоже понравилось на десяточку. Эй, да где же хоть немного слабые работы?? А то как-то неловко с одними десятками.
Прости, автор… но это 9
«Ведь люди – пауки» — во-первых за «ведь», ибо не следует эта фраза из всего вышеизложенного, во-вторых за образ, ибо см. выше…
Вообще прочиталась некая ирония по отношению к исходнику, не знаю, вкладывал ли автор ее сюда, но я так увидела
Потому что, Алиса, напрямую применяется вот это самое Ахматовское «оживление» неживого, еще бы чуть-чуть юмора, а не желчи, и — пародия готова. У Ахматовой это — очень осторожно, не в каждом образе, а перемежается и с глиняной чашкой с холодной водой, и со свечой — такой знакомой, такой, как в детстве. И не просто так ей захотелось поиграть в эту игру — что на что похоже, а даже объясняется, почему «заколдован дом Воздушной веткой голубых глициний»:
«Тогда из черноты рембрандтовских углов
Склубится что-то вдруг и спрячется туда же»
Ночь. Как живое существо. О ней — речь. И о своем одиночестве в этой ночи. Это- немножко, как в детстве. Ахматова благословляет Ночь. И мир вместе с ней. И нас, людей)) Автор благословляет лишь себя.
Спасибо вам))
«Ведь» очень даже следует))) Почему ЛГ засыпает? Очевидно, что потому, что ей скучно и одиноко. А почему интернет не может развеять скуку и одиночество? «Ведь люди — пауки, зависшие в сети».
9
Концовка совсем не понравилась! Это «свободная, как птица» — так просто и неинтересно не только на фоне стихотворения Ахматовой, но даже на фоне Авторского текста!
И с замечаниями Марьям, которые прочитала с огромным интересом, готова согласиться. Но — понравилось стихотворение!
9, чуть-чуть не дотянули до 10, и, простите, но тоже из-за пауков ..
10.)))
Чуть слабее первых трех, но хорошее!!!, класс)))9б
Несогласованность логическая: «Как будто заменить возможно током
Глициний зачарованных тесьму»- почему надо это заменять- загадка, если не предположить, что глицинии- источник света. Плавают похожие на бред силуэты рыбок- совершенно не понятная фраза, опять же из разряда красивых непонятностей, с целью эпатажа. Люди- пауки зависшие в сети отношения к Серебреному веку не имеют, современный тип. Задание было иное.8.
Рим, спасибо, что не прошли мимо.
Во-первых, не обязательно вещи должны быть взаимозаменяемыми, чтобы вы могли выбрать. Вот смотрите, на деньги можно купить еду, а можно одежду. Или вообще, телевизор. Все это отнюдь не заменяет друг друга! Но денег ограниченное количество, и приходится выбирать. Так и происходит замена. Смысл был в том, что в Серебряном веке было меньше удобств и технологий (таких, как электричество), но зато была Душа, красота, природа, жизнь (глицинии за окном, например). Мы же в соверменном мире больше отказываемся от этого ради удобств. Вот почему под окном ЛГ нет глициний, которые могли бы ее радовать? Потому, что под домом — асфальт, там стоянка для машин. Потому, что она живет слишком высоко. Потому, что загазованно. Потому, чтоникому нет дела до природы в современном мире. Причин много. Все можно свести к одной: удобства заменили жизнь. Электричество заменило глицинии. Кроме того, раз уж вы спросили на счет того, можно ли считать глицинии источником света, то отвечу: да! Духовного, вдохновляющего жизненного света. Какое объяснение вам понятнее, выбирайте сами))
А еще в задании не сказано было, что нужно писать только во временных рамках Серебряного века. Сказано было написать стих-ассоциацию.
Спасибо большое еще раз.
В отличии от стихотворения Ахматовой, у ЛГ нет «взаимодействия» с предметами, только перечисление. Или оно очень незначительное. Да и повествование передано отчасти снаружи («Квадратами еще не спящих окон,» — увидеть окна можно только снаружи, если речь не идёт об умозрении. «Неспящих» — правильно.), отчасти изнутри, т.е. непонятно месторасположение ЛГ.
Не знаю, почему пауки должны спасать друг друга. Это никак не раскрыто. И как это связано с темой?
«Подстать» — правильно.
Выбор основного текста — воля автора. На мой взгляд сравнение стихотворения Ахматовой с авторским — не в пользу последнего. Кажется, об этом уже написали. И с многими другими комментариями согласен.
Ммм, перечитал слова Марьям и наткнулся на свои мысли. Зря я столько писал.
8.
Споткнулся на «рембрАндтовских», но это другая история.
Ну неужели посмотрев в окно, не увидишь, как свет окон твоего дома (пусть ты их даже не видишь) рассеивает тьму вокруг? И ведь понятно, что это именно окна, не факелы же там горят, к стене прикованные? ЛГ могла увидеть и соседний дом, окна которого ей точно абсолютно ясно видны. Тут не обязательно обладать умозрением…
А про пауков вы подметили правильно! Паукам просто не нужно друг друга спасать! Они живут по инстинктам, чисто для себя.Они о других себеподобных не думают. Именно поэтому им друг друга не спасти. Но я сравнила людей с пауками. А вот людям вроде как нужно спасти друг друга от одиночества. И не могут они этого сделать именно потому, что думают только о себе. Они заходят в интернет не с мыслью найти несчастных людей и осчастливить их дружеской беседой, а с мыслью развлечься самим и самим избавиться от одиночества. И именно поэтому у них ничего не выходит
Спасибо вам большое, писали вы не зря, мне было интересно читать.
«И нет луны, и дом ломает тьму
Квадратами еще не спящих окон,
Как будто заменить возможно током
Глициний зачарованных тесьму.»
Къяра, всё было бы хорошо, если бы не было слова «квадратами». Изнутри никак не увидеть квадрат окна, гораздо легче — снаружи. Разве что, в зеркале или отражение в луже. Если речь о соседнем доме, то не совсем ясно, почему ЛГ думает о нём, а не о своём, в котором находится. В общем, непонятки есть, на что и хотел обратить Ваше внимание. Впрочем, считайте это моей придиркой и все всё правильно поняли.
Созвучное с ахматовским,но свое, перенесенное в современность настроение.
этими понравилось.10.
Ксения, поздравляю с очень удачным текстом!
Спасибо большое, Ань))) Приятно))) Его бы не было, если бы не твоя фантазия))) Никогда бы не додумалась до подобной темы))
Ксения, очень понравилось стихотворение, очень жаль, что не в финале…
И очень рада, что я Вас узнала)
Спасибо вам, Татьяна!) Как это вы умудрились меня узнать?)) Вроде старалась не палиться… Видимо, чутье у вас хорошее)) Про концовку объяснила Марьям.. Я делала упор вовсе не на банальный скучный образ. Просто ЛГ, погруженная в одиночество с привкусом желчи, посчитала выходом возможность забыться во сне. Очевидно, что сон — не выход. И читательское сознание в теории должно было уловить эту неправильность и начать спорить и думать. Сила читательской реакции на концовку и была всей солью и силой финала… Если не для всех оно так получилось, видимо, плохой из меня теоретик))
Ксения, солнышко, не обижайся, ладно? Ты же знаешь, есть у меня такой «заскок» — на «защиту человечества» бросаться)))))) Написано — просто отлично, ты Поймала интонацию, ты говорила Ее голосом. Но вот — О чем… Все мы разные, верно? Не сердись.
Что вы, Марьям! Обижаться? Ни за что! Я знала, на что шла, когда осознанно добавляла провокацию… Я, конечно, хотела написать свое стихотворение, стихотворение об одиночестве современном… Это уже читателям решать, насколько получилось… А ваши комментарии были очень-очень интересными, спасибо, что так трудились))
Я посмотрела в интернете, как цветут глицинии, до того, как начала писать стихотворение, и увидела… ну просто дерево Эйву из «Аватара». Как-то длинно они цветут, и мне показалось похоже на тесьму, тем более, как тесьма — обрамление одежды, так и глицинии — обрамление дома.
На счет того, как вы видите стихотворение Ахматовой, тоже очень интересно было читать. Может быть, проблема в том, что я изначально не так его восприняла? Я вижу в нем не благословление всем, а… настолько сильное одиночество, что Ахматова желает спокойной ночи Ночи просто потому, что ей некому больше пожелать. И я хотела выразить современное одиночество, смешанное с горечью, с отчаяньем даже… У ЛГ нет напоминаний о детстве. Действительно, в современном мире очень сложно их харнить. ЛГ пытается отгородиться от одиночества и рыбками, и газетой, и интернетом, и собакой. «В зеркале двойник» ее тоже не прельщает. Она понимает, что все попытки тщетны, и находит выход в том, чтобы забыться.
Вы правы, сон — это не выход. Я не утверждала обратное. Просто ЛГ в конце ошибается. И дело тут даже не в банальном образе, не в довольно слабоватой рифме. Я поставила эту фразу в конец, чтобы смыслом она жгла читателя. Чтобы он возмутился. Чтобы начал задумываться, а выход ли это. Сила читательской реакции на такую неправильность должна была стать силой концовки. Этот стих изначально задумывался как баламут, дающий толчок к размышлениям. И для меня не принципиально, спорит ли с ним читатель или соглашается. Главное — думает, находит что-то для себя. И результат, похоже, достигнут))
Спасибо вам большое))
Кьярочка-Ксенечка, талантливо, ОЧЕНЬ,)))
Благодарю))) Захвалили…
Хотелось бы поблагодарить всех без исключения комментаторов, что не прошли мимо и высказались. И все-таки, почему пауки? Попытаюсь объяснить.
А в чем, собственно, такая кажущаяся неприглядность сравнения? Пауки такие же божьи твари, как и все. Как ежики, например, или утки. Выбран именно этот образ чисто из-за того, что интернет часто называют сетью или паутиной. Вот еще мне было интересно, почему, когда интернет называют паутиной, это не отталкивает? Вед по логике-то в паутине сидят кто? — пауки. Кто сидит в интернете? — люди. Следовательно, сравнивая Сеть с паутиной, мы автоматически себя сравниваем с пауками.
А теперь поподробнее, в чем была суть. Как сказал Сергей Среднев, паукам незачем друг друга спасать. Они живут чисто по инстинктам. Живут для себя. Для своего существования. Они о других своих родичах в общем-то не думают. Так же и люди, заходящие в интернет. Каждый заходит туда, чтобы самому избавиться от одиночества и развлечься. А о других людях он не думает. Мы же не заходим в интернет с мыслью, что сейчас мы облегчим жизнь какому-нибудь одинокому человеку? И именно поэтому, как паукам не спасти друг друга элементарно потому, что они не преследуют такой цели, так и людям не избавиться от одиночества в интернете. По этой же причине.
Ксения, Ваши ответы на комментарии очень интересно читать! Спасибо Вам большое, что Вы так интересно и подробно отвечаете!
Но по поводу концовки: Вы применили рискованный прием, рассчитывая, что читатель, встретив банальную фразу, возмутится и задумается. Читатель ведь может просто разочароваться ) Тут трудно предугадать реакцию, а к тому же конкурсные стихи читаются не так, как стихи «для себя». Но читать Ваши пояснения по поводу этой фразы было очень интересно.
Ну а как я Вас узнала… Да вроде больше ничего похожего на Вас не было )
А вот в «СС» я Вас пока не узнала. Но ведь еще не вечер? )
Вот, вспомнила. Че-то я сильно «кусалась» тогда. Сейчас читаю — очень нравится, и — да, конечно, это — современное одиночество, Ксения)
Марьям, Вы и тогда не кусались. Наоборот, Ваше видение стихотворения Ахматовой будто раскрыло мне глаза, ведь я не увидела в нем того, что увидели Вы. Возможно, если бы увидела, то мой стих сложился бы иначе.
А я сейчас читаю, и ужасаюсь особенно концовке: ну как так? Ну что ты делаешь, ЛГ? Это же самообман, сон — это не выход! И действительно есть и отторжение, и желчь, про которую тут раньше писали. Даже не верится, что это мое. Хотя да, одиночество как раз удалось.
И как было приятно вспомнить и сам конкурс, и то, как я выбирала стих, на который буду писать) По-моему, это вышло случайно, просто случайно стих Ахматовой попался) Здорово было) И все эти комментарии, и размышления)