Белая Гвардия
Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу — грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твое — в песок.
Марина Цветаева
Уже брошены кости и розданы масти; игра
Уже начата; там где-то грянет лихое «ур-р-ра!»
И пойдет — все вперед — оловянных солдатиков строй,
Осеняясь крестами, за Русь, нашу матушку, в бой.
Пусть не знают, за что? почему? кто и в чем виноват?
Но своими телами дорогу нам вымостят в ад -
В нищий русский квартал под Парижем — все встретимся здесь.
Без погон, орденов… ну и пусть! нам останется честь.
Нам останется боль. И рулетка. Крути барабан.
Повезет — попадешь, а осечка… ну что ж! не судьба…
Проживем и в аду. Как теперь декадентом не стать?
Ты ведь знал, на что шел, потерпи — все равно умирать.
Потерпи, — этот крест для тебя, как «Георгий» на грудь,
Как солдатский на шее штыком ненароком смахнут -
Ты тотчас отомстишь, его вражеской кровью согрев.
Как стальной — для тебя — одинокий на Сен-Женевьев .
Обездоленных путников страшный и дикий приют.
Здесь не гонят, спасибо, но здесь же нас тоже не ждут!
Кости брошены, масти… давно завершилась игра.
Я кручу барабан и… стреляю… что ж, значит – пора…
Оценки:
silencio - "8"Ижени - "8"
Galex - "9"
Анна Кондратьева - "7"
llirik83 - "8"
nnatalie - "8"
Тётя Таня - "7"
Люся Мокко - "7"
tasha - "9"
Maryam - "8"
8
9. Немного пафосно.
Спасибо за такую высокую оценку!
много пафосно.
и много «уже»
и ритм спорный
7
Много «уже»? Вы имеете в виду соответствующее наречие в тексте? Дважды в порядке анафоры — это много?
мне показалось, что много, да.
причем там анжамбеман (простигосподи), и я не восприняла это как анафору, мне эти ужи очень помешали.
спасибо за разъяснение!
8
Не впечатлило, 8
7
Мне не понравилась некоторая политическая ангажированность текста. Хотя я думаю, что Автор писал очень искренне, но у меня возникло ощущение какой-то шаблонности, «картонности».
Ну и с пафосом перебор, с моей точки зрения.
По ритму не всегда легко читалось.
В грамматике предпоследней строфы не разобралась
Что Вы подразумевали под политической ангажированностью? разве она не оправдана темой, идеей? и в чем шаблоны? рулетка, Георгий, Сен-Женевьев? так то символы эпохи…
и что не так с ритмом?
Алиса, где-то я читала: «труднее всего написать о том, что больше всего любишь». Ну или что больше всего волнует )
Потому что для Вас это многократно продумано и пережито, а для других — посторонняя тема.
Теперь по ритму. Вы же уже знаете.,что анапест (а у Вас анапест) «не терпит ударения на второй слог». А у Вас именно туда в первых строчках. В результате читается»Уже». Ну а менее явные вещи — у Вас довольно сложные знаки препинания, и многоточия есть, и восклицательные знаки, так вот лично мне было трудно эти знаки уложить на ритм. Ну то есть проскакивались у меня места с многоточиями «на скорости»
Теперь по поводу ангажированности.
Алиса, мне неловко, конечно, говорить о возрасте, но я еще помню Советскую власть. И стихи о буденновцах и красных трубачах и прочее. Разной степени искренности.
А потом началась перестройка, и вдруг оказалось, что белые тоже люди.
И появились стихи о них. Ну и песни-книги-картины и прочее.И тут оказалось, что это очень хорошо продается. За границей особенно, где есть еще потомки эмигрантов. А при той разнице в уровне жизни за границей и у нас, которая тогда была, это были просто бешеные деньги. И пошел поток. То есть появилось очень много произведений явно неискренних, проходных, вот именно что «ангажированных». То есть как раньше писали политически выдержанно о строителях коммунизма, так же стали о белогвардейцах. Это, естественно, стало вызывать аллергию.
Так что тут проблема не в Вашем стихотворении, а в моем восприятии.
Теперь по поводу шаблонности.
Да, Вы совершенно верно сказали — символы эпохи.
А что есть в стихе, кроме символов? Вот я не увидела.
То есть получился, с моей точки зрения, «большой квадратный штамп».
Все слова, наверное, правильные. Может быть, именно этой правильностью и отталкивающие. То есть личности героя я не увидела.
Смешно звучит, да?
Вот если бы конкретно рифмы плохие, по ритму сбои, образы или слова неудачные — легко можно было бы написать. А так — на уровне ощущений.
Ну так я ж и говорила Вам, что если конкуретные замечания — оценка будет не 7, а ниже )
Ну вот, как могла, объяснила )
Спасибо за такой подробный ответ, Таня! Для меня это очень важно, правда, понять, в чем недостатки моих стихов.
Наверно, Вы правы, эта тема мне очень близка, передумана-пережита не однажды, а для других далека и непонятна. В этом, пожалуй, главный минус — неактуальность.
Что поделать! Я выросла совсем в другой стране, совсем по-другому воспринимаю Гражданскую…
Личности героя, может, и не должно быть, это довольно обобщенное произведение, ибо показывает трагедию целого поколения. Можно сказать, общебелогвардейский последний выдох. Но неужели совсем штамп? Печально, если так… и точно не намеренно.
Алиса, ну откуда ж мне знать, совсем штамп или совсем не штамп?
На самом деле все будут воспринимать по-разному.
Просто есть такая особенность, что стихи на общественно-значимые темы всегда воспринимаются настороженно. Это ен значит, что их не надо отправлять на конкурс, просто надо быть готовой к критике.
Тоже, пожалуй, 7 б. поставлю. Колебалась между 7 и 8, но в таких темах надо быть крайне аккуратным, как в технике, так и во всем остальном. Или писать о чем-то более нейтральном. Извините, Автор.
Такой теме может быть присущ пафос.
В целом понравился стих.
Спасибо за понимание!
Согласна с «Дублером». Тема сама по себе пафосная.
И стихо понравилось, и тема. Хотя читается тяжело.
И впечатлена только на 9
Спасибо, tasha!
В целом, понравилось. Согласен с комментаторами насчет пафосности — чуть перебор местами.
8
8. Немножко программно, как хорошее сочинение. А я знаю, Автор может на 10, легко.
ох, то пристрастно, то прилизанно… что Вам показалось программным, Maryam?
За добрые слова — спасибо!
Видите ли, Алиса, меня все время не оставляло впечатление, что я об этом много раз читала — слышала. Вот одна из песен Зои Ященко, которая мне очень нравится.
http://www.youtube.com/watch?v=_jEmUEmSRbs
«Программно» — именно в смысле — «как надо», как уже было понимаете? А мне хотелось бы именно Ваш голос (не Вашу версию!) — но Вашу интонацию услышать, без эффекта «дежавю».
Кажется, я поняла Вас, спасибо! (Эту песню я тоже знаю и очень люблю, но услышала я ее уже после того, как написала этот стих))
Алиса, у меня тоже были подозрения, что Гвардия ваша ) И согласна с Мариной, вы можете лучше. Легко! Буду ждать ))
Спасибо, Люси, что Вы в меня верите)) Похоже, я просто не умею выбирать стихи для конкурса) не считаю Гвардию неудачной, я высказала в ней все, что хотела и как хотела. Но все же, что Вы сочли «неаккуратным»?
Про неаккуратность поясню. Это не то, чтобы ошибки, но моменты, мешающие восприятию. И когда таких моментов не один-два, а больше, после прочтения уже не скажешь «Ах…»
Текст показался весьма сложным ритмически, не всегда попадала. И знаки препинания часто не помогали, а затрудняли правильное считывание. У меня, кроме того упорно читалось «НА что шел», нехорошо по-моему. На избыточность УЖЕ, ЖЕ рецензенты указывали.
«Уже брошены кости и розданы масти» — не понравилось, что масти тут розданы. Карты раздаются, а масть — выпадает, по-моему, так.
«Кости брошены, масти… » — здесь то же самое, масти не могут быть брошены. Или ошибаюсь? Но я так чувствую, простите )
Вот эта фраза надолго заставила меня задуматься над ее смыслом:
Потерпи, — этот крест для тебя, как «Георгий» на грудь,
Как солдатский на шее штыком ненароком смахнут -
Ты тотчас отомстишь, его вражеской кровью согрев
И я не уверена, что правильно ее поняла ) Не очень удачно сформулирована мысль, не согласны?
Это в общем-то все мелочи, но так я же и говорила про неаккуратность ) В целом мне Гвардия понравилась, несомненно, есть нерв, это важно. И тем не менее, тема накладывает свои требования, имеет свои литературные и исторические «хвосты», тут я с Таней согласна.
Успехов вам, Алиса!
Это неаккуратности в технике, так? а по смыслу?
Четвертая строфа согласна — неудачна. Поясняю идею:
Крест (т.е. груз на совести, чувство вины и т.д.) — воплощает в себе крест Георгиевский то бишь огромную ответственность, крест солдатский, сорванный врагом и тут же окропленный этого самого врага кровью, ну и крест на Сен-Женевьев как символ одиночества и неизбежной смерти.
Нерв есть? Значит, все было не зря)) Спасибо Вам еще раз, Люси, за поддержку))
Зацепил Ваш стих, Алиса!
И тема благородная, и изложена реалистично, грамотно, красиво, нервно…
Уж брошены кости и розданы масти… просто – великолепно!
Спасибо! С уважением.
Спасибо, Mamontov (извините, не знаю, как к Вам еще обратиться)!
Мне очень приятно читать Ваш отзыв, значит, я не зря старалась.
Спасибо большое! С уважением.
На мой взгляд проблема не в » неактуальности» а в некой картинной подаче. Читаешь и не веришь в искренность авторских строчек-мыслей. А причина всему, увы, — штампики, они родные. Все эти : » осенясь крестами, за Русь матушку, вымостить телами дорогу в ад, барабан, рулетка и т.д. и т.п., — настолько вторично и настолько приелось, что стихотворение кажется очередной штамповкой на спекулятивную тему, о чём правильно сказала Татьяна.
Автор, простите за честность, но тема Вами недостаточно пережита, пропущена через себя. Отсюда и общие фразы,пафос, клише, штампы. По крайней мере из стиха создаётся такое впечатление.
Спасибо за откровенность!
я вот только считаю, что с точки зрения человека того времени (от лица которого собственно и говорится) эти понятия не были штампами; он был воспитан на формуле царь-батюшка, Русь-матушка и действительно так думал. Может быть, я ошибаюсь…
И да, это не спасает общее впечатление, увы. В наш век эти символы настолько извращены, что естественно вызывают негативную реакцию.
Хотя много мною перечитано-передумано на эту тему… не знаю, стоит ли развивать ее в творчестве.
Еще раз спасибо за откровенный, подробный отзыв!
Я согласен с Вами вот многом, вот только пишете Вы сейчас и для современного читателя. Согласитесь, что любая стилизация нисколько не мешает написать всё-таки по-своему, по Авторски. Да, помучаться, но найти только свои образы и слова, не подпустить или стараться не подпустить и близко штампы, т.е. затертые слова. которые уже без Вас не раз изнасиловали.
Очень рад Вашему вменяемому отношению к критике ( ну или тому, что вместо неё получается) )
Да, Вы правы. Буду работать, ибо тема мне дорога и хочется добиться достойного для нее впечатления.
Критика — двигатель прогресса, куда ж без нее!))
*воплощения, конечно, достойного воплощения