Одинокий рояль
Ты помнишь, Марта, наш саманный дом,
безмолвный, тихий, пахнущий черешней,
медовым ветровеем и дождем?!
По комнатам лениво и неспешно
бродили дни. Лесная пастораль
влетала в дом листом неосторожным.
И старенький родительский рояль,
которого прозвали мы «треножей»,
живой, ей-богу, вздрагивал и пел
под мамиными чуткими руками,
как будто сотню оперных капелл
он извлекал из чрева, и над нами
кружили звуки, словно мотыльки.
…Потом была ржавеющая осень,
отцовские тяжелые шаги,
и мамино безжизненное: «Бросил…»
Скулил в печной трубе больной январь,
накликивая новые печали.
Пылился в одиночестве рояль,
и деки рассыхались и трещали.
Замечания и советы приветствуются. В меру.
Оценки:
Дублёр-ша - "3"belash-eugeny - "0"
elina1955.55@mail.ru - "2"
Люся Мокко - "3"
kurochka - "3"
Maryam - "2"
Ижени - "2"
Море - "3"
Добрый - "2"
AlexandrNik - "3"
La Wanda - "3"
April-storm - "3"
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Таня, ты … что ли?
Тэ-экс. Ну, тут без люсиной любимой монтировки «красивоеслиневдумываться» никуда.
Прежде всего — это ЖП голимая.
Можно, канешне, раздолбать каждую строчку и каждое слово, но лучше применить методы усушки, утруски и «upgrade». После этого имеем:
1) сестра с немецким именем Марта;
2) дом саманный ( сделанный из самана, т. е. здоровенного кирпича-сырца, состоящего из глины и соломы, часто из глины и соломы пополам с кизяком ), т. е. глинобитное строение;
3) дом саманный, но (!) с множеством комнат. Весьма редкое явление, надо заметить;
4) дом из самана, в котором пахнет черешней, медовым ветровеем и (!) дождём. И никакого запаха печного отопления, никакого торфа, угля, дров и кизяка почему-то, видимо, от непоэтичности;
5) рояль в саманном доме с печным отоплением;
6) оперные капеллы; (равноценные сочетания: сонатная кафедра, хоровая тумбочка, малосольный ансамбль и т. д.);
7) рояль, у которого было, как минимум, две деки(!), хотя у простых роялей только одна дека. Видимо, это был уникальный спецрояль для саманных домов.
http://royali.info/royal.aspx для тех, кто интересуется.
8) Рассыхание деревянных деталей, происходящее в отсутствие сбежавшего хозяина саманного дома, в котором пахнет помимо черешни ещё и дождём. Видимо, этот удивительный дом пропускал запахи, а влагу — нет.
9) Саманный дом в местности, где растут черешни и рядом лес.
Итог — ЖП, смысловой винегрет, бесподобная несуразность.
0.
Кизяк — везде кизяк!
Нет, Женя, категорически тебя не понимаю!
Флажок тебе, Танечка, с розовым шариком в ручки. Видимо, и не поймёшь уже.
Неа, точно не пойму.
А допустить можно разное…
Не понимаю, а почему домик сразу в лесу? А просто рядом с лесом не может быть? Через дорогу, например, лес, как у моего брата, а дом — на краю села. И черешни тут, и лесок рядом. И комнат могло быть две, и рояль мог быть упомянутый. Почему сразу нет??????????
Придирки ради придирок.
Эх, Женя!
Чушь.
В том то и дело, Татьяна, все так похоже на правду — и домик такой из самана мог быть (хотя я человек — азиатский, у меня саманные домики со Средней Азией ассоциируются, какие уж там леса и медовеи), и не обязательно в Азии, где-то на югах, и лес мог быть рядом, и рояль — почему бы и нет. Но почему-то не возникло у меня ощущения внутренней достоверности. Ведь иногда — сплошь фантазия, самый что ни на есть придуманный мир, а веришь, как Станиславский Гоголю)
Хорошее стихотворение! Душевное, интиресное читается на одном дыхании. Меня затронуло…)
Женя прав: красиво, но он же заставил вдуматься, поэтому теперь рука не не тянется к тройке.
Еще одно стихотворение, которое я хотела бы видеть в финале )
Несмотря на некоторые неточности, работа и увлекает, и вызывает эмоциональный резонанс. Признаюсь, что при первом прочтении меня тоже смутила и саманность дома, и оперные капеллы, и рояльные деки. Но! Плюсов все-таки больше ) Хорошо простроенная композиция, грамотная авторская речь, выверенный синтаксис, который работает на образную и динамическую составляющую текста. А технически это оочень непросто, уж поверьте! К тому же сама идея — показать семейную драму через описание музыкального инструмента, его изменения, на мой взгляд, очень удачна. И выполнена более чем достойно. А огрехи при желании несложно и устранить ))
Кстати, я не вижу здесь симптомов ЖП. А вот Авторский взгляд и поэтичность текста — вижу.
От меня +3 )
Что значит профи, опытный судья! Нема ЖП и всё тут. Не вижу, грит. И вона, значицца, плюсов там притаилось самосвал и два прицепа, которые любые косяки завалят наглухо, так што один гольный восторг останецца. О так!
Не, Женя, не о так! ) косяки никуда не деваются и про восторг я ничего не говорила. Кстати, люсину монтировку ты применил очень даже умело, мне впору гордиться ))) не, кроме шуток!
Но дело здесь в другом. Прежде чем браться за коменты и оценки, я прочитала все конкурсное и составила представление об общем уровне работ. Это еще тети Танина школа, кстати ) И это она всегда говорила, что у каждого оценивающего всегда есть его «личные финалисты» — пятерка лучших стихов этого конкретного конкурса. В другом каком-то конкурсе тот же самый стих, например, Одинокий рояль, или Серое и мокрое, или Девочки, мог бы выглядеть хуже или лучше на фоне других работ — все зависит от состава участников. В нынешнем СС Рояль я оцениваю достаточно высоко, вот и все. Но это всего лишь мой взгляд, есть и другие комментаторы и судьи ) Шоу маст гоу он, не так ли? )))
А про ЖП ты у той же тети Тани прочти, если подзабыл ) там хорошо все критерии прописаны, чтоб знать на что смотреть и что видеть.
Эт да, всё так, только у меня, почему-то, планка не опускается, или почти не опускается. И в связи, наверное, с этим мне провальными кажутся очень многие работы, и никак не колышет то, что финалистов при таком подходе может совсем не быть.
А отношение к ЖП у меня сродни аллергии: покажется что-нибудь несуразное, да слезливо-сопливое, да трагедь на ровном месте, когда хочется сказать чонить, типа «Заткнись и не ной. Посмотри вокруг, обязательно увидишь настоящую, глухую, матёрую трагедию, жизненный тупик чей-нибудь», так уже и готово определение — ЖП!
Первую строку заменить на :» Ты помнишь, Маша, наш старинный дом» и никаких проблем.))
Конечно +3, прекрасная работа.
Конечно! Марту на Машу. Саманный на старинный. Саманный стоит в лесу, в котором черешня. Теперь старинный дом будет стоять в лесу. Старинный дом и старенький рояль) Медовый ветровей в лесу. Какие, …ей богу…, проблемы. Можно здесь многое заменить и ничего не изменится. Главное хотеть видеть это в финале. Всё можно оправдать.
Снова картинка ради картинки.
Вот именно. А заменить здесь нужно столько, что это другое блюдо будет.
Рояль в саманном домике, саманный домик в лесу … Да, немножко противоречивое ощущение.
Еще, мне кажется, слишком быстро наступило «потом», как будто не хватило сердцевины.
Но мне очень понравилась интонация — живая, трепетная, искренняя, я буквально слышу этот голос.
Галлюциноген какой-то, а не стих… +3+3+3+3+3+3+… Сговорились, не иначе.
Евгений, дружище, приветствую Вас. Думал, что стих Люси М. Правда, простите меня. Пока не появился комментарий. ))))
Мало того! Я присматриваюсь к стиху и тоже думаю над оценкой. + 2 или +3 — не менее.
Дело в том, что не могу не согласиться с Вашими замечаниями. Но стих то очень поэтичен.
Может, время в нём описано другое, послевоенное, например, когда рояли стояли в саманных домах. Вспомнился случай из истории своей семьи. Мой пра- родственник в 37 году попал в лагеря вот за что. Пришел по делам в качестве представителя городской власти (один из немногих с высшим образование тогда был в городе) в дом какого-то бедняка из бывших слуг или крестьян и обнаружил там свои фамильные стулья ручной работы от французского мебельщика, которые отобрали у них в 17 году. В таком состоянии, что заплакал. И , конечно, вынес их. Конфисковал. Расплатился за это жизнью.
А еще во время войны спасали музыкальные инструменты, выносили их разрушенных домов и ставили у себя во временное жильё.
Да какая разница, как этот рояль оказался в саманном доме. Главное, что это стихи.
И не про кошечек, заметьте. Не инфантильная тема, не наивности про осеннее небо.
Есть нотки ЖП, согласен. Тоже не люблю слезодавилки про несчастную любовь. Но подкупает же стих. Эмоциональный резонанс — правильно сказано.
а Марта — дык, что в имени тебе моём?
Немцев полно везде, как и евреев, и украинцев. Может, это Прибалтика?
Поговорить бы с автором. Попытать его.
Вот про много комнат там нет. У меня бабушка говорила: по комнатЯм та обутый не ходи! А комнат было — одна с перегородкой и кухня.
Нет, я буду думать. На уровне других стихов этот очень даже хорош.
Но с замечаниями, да.
Ну, и Таня мне то же говорит. Но всё время как-то мимо главного. Дело не в каждой странности, а в том, что в стихе нет пространства, присущего крупным формам, где можно оговорить ЛЮБУЮ странность. Тогда она не будет таковой, а будет колоритом. А если не объяснять, а в стихотворении в 20-30 строк нет такой возможности, то странностей должно быть не 7—9, а, максимум, 1—2, они должны быть небольшими и симпатичными, и не накапливаться к концу произведения в одно большое недоумение.
Вот многие ( Люся, Марьям, Таня-Дублёрша ) высказались в том плане, что минусы не заслоняют художественного очарования стиха. Но я лично не ощущаю этого очарования, поскольку оно не может появиться там, где столько несостыковок. Их слишком много. В результате те, кому это нравится, предстают в некоем беспринципном ракурсе, где чётко виден принцип: нравится — выгорожу что угодно, не нравится — закопаю с тем же мастерством.
И Оля туда же.
Я не разбираюсь в роялях и саманнах, атмосферу стихотворения прочувствовал. Хорошо написано.
И мне понравилось, но про «деки» и «оперные капеллы», мне кажется, Евгений прав, тем не менее +3)
Поздравляем победителя!
Для получения приза нужно отправить письмо на 0id0@mail.ru (с указанием логина, номера мобильного телефона и названия оператора сотовой связи или номера рублевого кошелька Webmoney) с электронного ящика, с которым Вы регистрировались на Rifmer.com
Лена, ты знаешь, как я отношусь к этому стиху и как я рада, что ты победила. Поздравляю!
Лично я была уверена в победе этого стихотворения!
Автор, от всей души поздравляю Вас с заслуженной победой!
Леночка, поздравляю с призовым! )) оченно рада, что приложила к этому руку, стихотворение более чем достойное, несмотря на все замечания )) да ты и сама все прекрасно знаешь )
Удачи и вдохновения, несмотря на все сложности жизни )) тебе теперь без творчества никуда! )
Елена, поздравляю с бронзой)
Всем огромное спасибо за комментарии, критику, оценки, поздравления.
Танюш,спасибо тебе за отношение, за помощь, за неравнодушие.
Люся, огромная моя благодарность тебе за все-все. А без творчества никуда, да. Это теперь «наше всё».
Ксения, спасибо Вам за слова от которых необыкновенно тепло на душе.
Лаванда, спасибо большое Вам.
Дима, а тебе всегда моя особая благодарность.
Elka, я несколько раз перечитал Ваше сообщение. Танюша — не я, Люся — не я, Ксения — тоже не я, Лаванда… увы((( И Дима — тоже не я.
Эта Ваше принципиальная позиция держать нейтралитет с теми, кто за Вас рубаху на СС порвал? У меня иссяк запас красноречия, когда я пытался объяснить позицию автора. А в ответ — меня обошли. Я так ждал окончания конкурса, чтобы пообщаться с Вами хоть чуть-чуть.
И продолжаю ждать.
Мне нравятся Ваши стихи. Но Вы совершенно не общительны. И это мне тоже нравится)))
Я заслужил смайлик?
Здравствуйте, Шторм. Признаюсь, мне очень стыдно, что так получилось. Не со зла, честное слово. И я вовсе не необщительная ))), стеснительная просто. И мне очень приятно Ваше внимание, а Ваши стихи … очаровывают меня своей музыкальностью, поэтичностью. С удовольствием пообщаюсь с Вами, если заслужу Ваше прощение.
Вы заслужили много смайликов и только положительных .
Примите и мои запоздалые поздравления, Елена. Ваши стихи, как всегда, на высоком уровне, не зря Вы практически всегда в призёрах)
Огромное спасибо, Александр. Очень приятно слышать от Вас такие слова.
Елка, пусть запоздавшие, но — мои искренние поздравления с призовым в конкурсе)