Попрыгунья-стрекоза
На паутинку тонкую нанизан
осенний день росинками зеркал.
Осоки остролистые карнизы
дрожат у ветра зябкого в тисках.
Слепят у века зыбкого на сколах
следы лучей и отсветов былых,
мгновений то безудержно-весёлых,
то бьющих неизбежностью под дых.
По диким дебрям тонкая прозрачность
рассыпана опавшею листвой.
Остыли вены осени, а значит,
простилась осень с юностью живой.
Во всём сырая искренняя вескость
и кропотливый, долгий счёт утрат.
У октября торжественная ветхость
старьёвщика, бредущего в закат.
Скрипят тележки прошлого колёса.
Горит костром пунцовый бересклет.
Об осени у сердца нет вопроса,
она даёт заранее ответ.
Не обещает солнца день недлинный,
чернильным свитком развернётся ночь.
Роса неслышно обратится в иней,
как осенины лета ни пророчь.
Река времён остывшею змеёю
дробит узор чешуйчатого льда.
Природа, зазвучавшая в миноре,
очерчена рефреном: «Никогда».
Природу, разуверенную в солнце,
не согревает жёлтый палантин.
Разбавленною тушью нарисован
печальный абрис тонких паутин.
Восторгов больше нет благоговейных
о танцах грациознейших стрекоз.
Весь мир напоминает муравейник,
предощутивший утренний мороз.
Не спрашивай, о чём лесные слёзы
и слёзы осторожные мои.
Исчезли грациозные стрекозы:
у осени в фаворе муравьи.
Замечания и советы приветствуются. В меру.
Оценки:
AlexandrNik - "2"Galex - "0"
kurochka - "2"
Добрый - "1"
tasha1963 - "1"
La Wanda - "1"
Viktoria-M - "1"
Maryam - "2"
tatianka - "2"
elina1955.55@mail.ru - "1"
gulim - "1"
Ксения - "3"
Ничего не имею против пейзажной лирики, но осенью на конкурсах, когда чуть ли не половина работ об этой самой осени, пейзажки превращаются в россыпь конфетти или в кучу опавшей разноцветной листвы, из которой трудно выбрать что-то особенное, возникает ощущение, будто все конкурсные стихи об осени сливаются в одно огромное стихотворение. Это мой субъективный взгляд, разумеется. Данное стихо несколько затянуто.
Снова издевательство над моей любимой пейзажной лирикой. Набор красивых слов насильно связанных автором в т.н. образы. Иногда насилие более чем очевидно и даже «бросается в глаза»:
«На паутинку тонкую нанизан
осенний день росинками зеркал.
Осоки остролистые карнизы
дрожат у ветра зябкого в тисках.
Слепят у века зыбкого на сколах
следы лучей и отсветов былых,
мгновений то безудержно-весёлых,
то бьющих неизбежностью под дых.»
«Росинками зеркал», вовсе не одно и тоже с «зеркалами росинок». Т.е. в искомом варианте дословно: на паутинку нанизаны много зеркал, которые выглядят росинками. Задумывалось по видимому наоборот, росинки должны выглядеть зеркалами, но что выросло — то выросло.
Вторая строфа ещё веселей. «Сколы у века зыбкого» в стопицот раз круче пресловутой «зыбкой черты «. Мне вот интересно, Автор сам-то чётко видит описуемое? Или просто навалял словечек в кучу, авось читатель восторгнётся? Дальше мыть кости работе не вижу смысла, всё в том же духе: палантины-бересклеты-абрисы-осенины… Ассорти из редких слов, даже не ассорти, а солянка. Но сконструировано ровно и мастеровито, не отнять.
В концовке, пожалуй, интересна отсылка-аллюзия к Крылову. Но несёт, Автора, ох как несёт… Даже в объёме, согласен с предыдущим коментатором, чувство меры поэта подвело. Имхо конечно.
Очень красиво, тонко прописано, но большой объём текста, жаль…
Что сказать? — Чувствуется масштабная работа, усердие, мастеровитость. Но перед глазами образ ребёнка-индиго, которому для игры в песочнице дали конструктор *ЛЕГО* и пластилин в додачу. Т.е. автор умудрился построить нечто из песка, усовершенствовал это нечто элементами конструктора и украсил пластилиновой лепниной. Сооружение получилось монументальное, но для жилья малопригодное..Старание и энтузиазм заслуживают похвалы.
Чуть убрать красивости и объём — будет хорошо.
Согласна с комментаторами, со всеми по чуть-чуть.
+1
«Скрипят тележки прошлого колёса» — инверсия, по поводу «Росинками зеркал» согласна с Александром, «карнизы остролистой осоки» тоже не могу представить, «осенины лета» — не понимаю смысл этого словосочетания, осенины — праздник прощания с летом или встречи осени. «Чернильный свиток ночи» понравился, а ещё «октябрь-старьёвщик, бредущий в закат». +1
Про старьевщика — здорово, мне тоже понравилось))
Но тяжеловесно как-то, инверсии… некоторые образы не считываются (мною) Но работа проделана большая (С) ага)
Не хочу разбирать, мне просто понравилось. И я смаковала и представляла каждый кусочек. И, кажется, поняла, о чем. Не только пейзажная лирика тут затронута.