Ни дат, ни имён
Ни дат, ни имён, лишь вмерзает в колодец неба
Разрушенных статуй расклёванный вороном плач.
Их спины, как струны стальные, прямЫ и немы.
Не держат тепла.
С разбега ударом о сколотые ступени
Нарушил молчанье забытый резиной мяч.
В бесплодные щели земли сыплю стылый пепел,
В ладони размяв.
Сотрутся дороги, зарывшись следами в гравий,
Провиснут мосты, лопнут тросы, раскрошится мел.
Я тоже исчезну. Имею на это право.
А ты — не имел.
Оценки:
Занятой Лирик - "10"Тётя Таня - "10"
Анна K. - "10"
morozova33 - "9"
Maryam - "9"
Galex - "6"
Partizan - "8"
Сергей (модератор) - "9"
Алия - "3"
10. Какое чудо! Правда, я немного запутался в образах первой строфы. Но концовка очень понравилась.
10
Народ,имейте совесть!
Тут что, все маскируются? Ну хоть анонимно ставьте! Две оценки — это ж в финал не попадет!
Автор, захотите — после конкурса могу к тексту попридираться. Но оценка 10. И даже с огромным количеством плюсов.
Да, и что там с мячом? Он резиновый?
Мяч тут однозначно резиновый. Это и ритмически просится, и смысл на место сразу встает. Жаль, очепятались две букафки ((
Мне про мяч тоже было непонятно… Скорее всего, это просто досадная опечатка. Но если это — кладбище, кто там мог забыть мяч?
«… щели земли сыплю стылый пепел» — довольно трудно прочесть, но, возможно, на это Автор и рассчитывал.
Мне как будто чего-то не хватило. То ли объема, то ли «разрешения»- катарсиса, то ли — того и другого. 9
стих впечатляет внутренним трагизмом.
видимо это очень личные, поэтому не совсем понятные читателю, переживания автора.
Вот очень не хочется опять влезать в некорреляционные войнушки, но если кто-нибудь,окромя автора,сможет мне доходчиво объяснить смысл первой строфы, я очень удивлюсь. «Стихи не нужно объяснять, их просто нужно писать понятно»(с) Сергей Чайкин называл подобное «взбесившейся метафорой», ещё вертятся на языке такие определения как : «бредятина», или новее : «Пир Духа».
Хотел поставить 7, но «забытый резиной мяч» и невесть откуда взявшийся мел в последней строфе не позволяют мне это сделать.
Концовка интересна своей неожиданностью и другой плоскостью, но,имхо, не спасает.
6 баллов и можете расстреливать.
Попробую внятно разъяснить первый катрен, ибо я не Автор, а стих считаю лучшим в конкурсе.
Имеется колодец неба, в который вмерзает плач статуй. Статуи эти разрушены, а их плач – расклеван вороном. На статуях нет ни дат, ни имен. Ну, 3 и 4 строки, понятны вполне… Это чисто грамматические связки.
А образно вижу могильные плиты, частично разрушенные, но все еще прямые статуи, чувствую холод и немоту ЛГ от внутренней боли, небо для нее – колодец, все сузилось, почти замкнулось само в себя. Как-то так.
Мел может раскрошиться точно так же, как могут провиснуть мосты… просто от времени. Да и разрушенные статуи могли быть из чего-то вроде известняка, почему нет?
Я с уважением отношусь к некоррелирующим оценкам: оценивать стихи, ориентируясь на большинство, а не на собственный вкус, это полный бред! Но за эту работу я буду голосовать. Просто двумя руками, без кисточки, увы! )))
«Имеется колодец неба, в который вмерзает плач статуй. Статуи эти разрушены, а их плач – расклеван вороном. На статуях нет ни дат, ни имен. Ну, 3 и 4 строки, понятны вполне… Это чисто грамматические связки.» — ???
Вы действительно считаете это «внятным» объяснением???
За стремление — спасибо. «Грамматические связки» просто умилили.
Полный постмодернизм:) Я, правда, 80% образов не понял, но зычно! А это — плюс! Но — это слегка мозаично. 8 баллов. И не спрашивайте «Почему?»
пропустила обсуждение, потому что маскировалась тут.
Ни дат, ни имён, лишь вмерзает в колодец неба
Разрушенных статуй расклёванный вороном плач.
Их спины, как струны стальные, прямЫ и немы.
Не держат тепла.
четверостишие шикарное, мне не ясно, почему вызвало такое отторжение у публики. да, я знаю, чье авторство уже сейчас и когда расставляла места — знала, но, ребяты, это же ОТЛИЧНО ЖЕ!!!
я просто вижу заброшенные статуи/памятники кругом/колодцем, лица которых неоднократно расклеваны воронами, и это выглядит, словно слезы.
С разбега ударом о сколотые ступени
Нарушил молчанье забытый резиной мяч.
В бесплодные щели земли сыплю стылый пепел,
В ладони размяв.
ту опечатка, наверное, должно быть «резиновый»
и ух какое тут напряжение, просто зашкаливающее, вслед за тишиной первого катрена
Сотрутся дороги, зарывшись следами в гравий,
Провиснут мосты, лопнут тросы, раскрошится мел.
Я тоже исчезну. Имею на это право.
А ты – не имел.
и завершение шикарнейшее. даже мел-побелка(?) . ну вы как хотите, а против собственного видения не попрешь.
Мазикинский стиль. Аня, не маскируйся.
а вот и ошибся ты, Вася)
Сильно. И на хорошем классе. Спасибо!
С уважением!
Вам спасибо)
Наташа, простите, пожалуйста, что пишу под Вашим стихом, но просто прочитала Ваш коммент по поводу дольников, решила сказать что знаю )
С формальной точки зрения дольник — где количество безударных слогов между ударными (точнее, сильных мест между слабыми) колеблется нерегулярно от 1 до 2. Классический пример — стихотворение Блока:
Девушка пела в церковном хоре 1001001010
О всех усталых в чужом краю, 010100101
О всех кораблях, ушедших в море, 0100101010
О всех, забывших радость свою 010101001
Естественно, восприятие такого ритма будет индивидуальным. Для кого-то такой ритм покажется абсолютно естественным, кто-то где-то будет спотыкаться.
Вообще, с моей точки зрения, написать хороший дольник сложнее, чем стих классическим силлабо-тоническим размером.
Ну вот это в самом кратком изложении
Теперь могу подробнее, что у меня из учебников законспектировано:
В классических силлабо-тонических размерах стопы, содержащие определенное число ударных и безударных слогов в определенном порядке, повторяются на протяжении стихотворной строки, создавая «правильный» ритм. При этом и ударные, и безударные слоги играют одинаковую роль в создании этого ритма. Число безударных слогов между ударными строго постоянно.
Однако существуют стихотворные размеры, где число безударных слогов между ударными может изменяться на протяжении стихотворной строки. Если эти изменения регулярны и постоянны для всех строк, говорят о логаэде. Если же число безударных слогов между ударными изменяется произвольным образом, то говорят о дольнике, тактовике или акцентном стихе. В основу классификации положено максимально возможное количество безударных слогов между ударными. Если их не более двух – это дольник. Если не более трех – тактовик. А если допускается четыре безударных слога и более – это акцентный стих.
В этих случаях основную роль в образовании ритма играют ударные слоги (сильные места в стихе), хотя изменение количества безударных слогов определяет темп речи и способствует созданию неповторимого ритмического рисунка.
Такие стихи называют дисметрическими, в том смысле, что в них отсутствует метр – упорядоченное, повторяющееся чередование сильных и слабых мест, одинаковое для соизмеримых строк. Но это не значит, что в таких стихах отсутствует ритмическая организация.
В трехсложных силлабо-тонических размерах наряду с тяготением к сверхсхемным ударениям, играющим роль ритмических определителей, в них иногда пропускаются отдельные безударные слоги. Например, в строке «Что ты заводишь песню военну» — перед нами дактиль. Однако во второй стопе его пропущен слог (100|10|100|10) Этот пропуск уже нарушает строгое чередование слогов, характерное для силлабо-тоники, расшатывает ее изосиллабизм (равносложность). В том случае, если эти пропуски становятся частыми, ритм стиха приобретает своеобразный характер. С одной стороны, продолжает ощущаться его трехсложная основа, с другой — она в ряде случаев нарушается и тем самым понижается роль безударных слогов как элемента соизмеримости строк и повышается роль ударений, одинаковое число которых в строке и определяет соизмеримость строк между собой. Строка как бы начинает распадаться на обособленные друг от друга доли, связанные с ударениями.
Например:
Все чаще в темных костелах, 01010010
В углу, без сил склонена, 0101001
Сидит, в мечтах невеселых, 01010010
Мать, сестра иль .жена. 01001
(В. Брюсов)
Здесь в первых трех строках пропущено по одному слогу, а в последней строке — два слога.
Возьмем еще более резкий пример:
Белые бивни бьют в ют.
В шумную пену бушприт врыт,
Кто говорит шторм — вздор,
Если утес — в упор!
(Н. Асеев)
Мы ощущаем здесь трехсложную основу, но чувствуем, что она уже настолько изменилась, что ритм стиха имеет новый сравнительно с силлабо-тоникой характер.
В принципе, такая ритмика может возникать и в двудольных размерах, но там число безударных слогов между ударными в принципе не может быть больше одного.
Да и вообще ритм стиха может утратить свою связь с классичесим размером, сохранив только ощущение соизмеримости строк, задаваемое равным числом ударений.
Стих такого типа, в котором строка как бы делится на доли, соотношение которых и определяет соизмеримость строк, а равносложность строк, со храняясь в известной мере, уже значительно ослаблена в своей ритмической роли, называется дольником. Дольник представляет собой переходную форму от силлабо-тоники к тоническому стиху. Вообще говоря, в основе и силлабического и силлабо-тонического стиха лежит то или иное соотношение ударений в строке (более отчетливое — в силлабо-тонике, менее отчетливое — в силлабике). Но в них оно связано с весьма большой ритмообразующей ролью безударных слогов. Дольник дает пример стиха, снижающего эту роль безударных слогов и строящего свой ритм главным образом на ударениях.
ДОЛЬНИК, иначе паузник, — промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением; стих, в котором объём безударных промежутков между ударными местами колеблется в пределах 1-2 слогов, но при этом сохраняется постоянное количество ударных мест в строке. Как и силлабо-тонические размеры, дольник имеет ритмическую организацию, образуемую чередованием ударных и безударных слогов. Однако, в отличие от силлабо-тонических размеров, число безударных слогов между ударными в дольнике не бывает постоянным, а колеблется от одного до двух слогов. При чтении разница эта может восполняться как растяжением слогов, так и появлением пауз между словами.
Настоящую нежность не спутаешь 00100100100
Ни с чем, и она тиха. 0100101
Ты напрасно бережно кутаешь 0010100100
Мне плечи и грудь в меха. 0100101
(А.А. Ахматова)
Свеча нагорела. Портреты в тени. 01001001001
Сидишь прилежно и скромно ты. 010100101
Старушке зевнулось. По окнам огни 01001001001
Прошли в те дальние комнаты. 010100100
(А. Фет)
Безударные слоги могут даже совсем отсутствовать, напр.:
«Дней бык пег,
Медленна лет арба,
Наш бог бег,
Сердце наш барабан».
(В. Маяковский).
В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трехударный, четырехударный и т. д. Впрочем, некоторые модификации дольника не сохраняют равное число ударений в строке:
В густой траве пропадешь с головой, 0101001001
В тихий дом войдешь, не спросясь. 00101001
Обнимет рукой, оплетет косой 0100100101
И, статная, скажет: «Здравствуй, князь» 010010101
(А.Блок)
Дольник характерен для языков с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии.
В русской поэзии дольник является очень старой стиховой формой (напр. уже у Сумарокова показан отчетливый пример дольника — «Хоры ко превратному свету»). По своей структуре он несомненно восходит к народному стиху (именно от народного стиха аргументировал и теоретически («Опыт о русском стихосложении», 1812) и практически («Реки», перев. из Конфуция и др.) Востоков, отстаивавший введение в русскую поэзию дольника).
В русской поэзии дольники появляются в романтической лирике М.Ю. Лермонтова, А.А. Григорьева, А.А. Фета, а на рубеже XIX-XX веков данный стихотворный размер входит в широкое употребление.
В русской поэзии дольник культивировали символисты, затем футуристы. Особенным распространением он пользуется в современной поэзии (см. не совсем удачные главы о дольнике во «Введении в метрику» В. М. Жирмунского, стр. XXX, 184 и следующие).
Термин «дольник» ввели в начале 1920-х В. Я. Брюсов и Г. А. Шенгели, но применительно к тому, что известно сейчас как акцентный стих. (Хотя иногда считается, что этот термин ввел Брюсов в 1918 году) Первоначально дольник назывался в русском стиховедении паузник (термин, впервые отмеченный у С. П. Боброва), однако начиная с работ В. М. Жирмунского термины «дольник» и «паузник» используются как равнозначные
В общем, на каком-то сайте мне попалась очень славненькая статья, я даже ссылку вроде выписала, но не могу сейчас найти — что дольники, тактовики, акцентные стихи — это «переходные формы» от силлабо-тоники к тонике (или наоборот, от тоники к силлабо-тонике), а различия между ними — это дело темное, и каждый литературовед их определяет по-разному.
И что кто-то считает обязательным признаком дольника раное количество ударений в соответственных строках, кто-то считает, что количество ударений может меняться. Кто-то пишет, что помимо количества безударных слогов, важную роль играют временные отрезки, требующиеся на их произнесение. Кто-то временнЫе интервалы во внимание не принимает.
В общем, все это еще раз подтверждает, что поэзия-не математика )
Так что, повторюсь, восприятие нестрогих ритмов исключительно индивидуально, но, во всяком случае, в большинстве случаев схемки рисовать здесь бесполезно. То есть можно иногда нарисовать — например, если большинстко строк стихотворения тяготеют к логаэду, а одна-две выбиваются, либо в каких-то других случаях, но просто говорить о том, что количество слогов не совпадает или ритм неупорядочен. конечно, нельзя — на то оно и дольник!
Ну вот, простите за длиннющие комменты )
Татьяна, спасибо, что откликнулись. Я читала про дольники, ибо хотела написать что-то новое. но, видимо, у меня настолько логический склад ума, что мне повсюду нужна упорядоченность, системность)
а вообще, эта ситуация даже забавна, потому что комментаторы нашли стихотворение Дмитрия Фёдоровича хорошим дольником, даже Лиля, чьё мнение для меня авторитетно. Но сам Дмитрий Федорович нам признаётся, что понятия не имеет, что такое дольник, и с чем его едят))))) ???
то же самое было с Радугой, когда комментатором настолько понравилось произведение, что они проследили там ритм, рифмы, признали его стихотворением, причем настолько хорошим, что его вывели в финал. но сама Автор Радуги признается на своей стихирской страничке, что не знает, что это такое. просто написалось и все.))) ???
а история с хорошим велибром Тавифы)))
выходит, наши Авторы такие молодцы, что сами того не подозревая, пишут хорошие дольники, велибры и, вообще, стихи) мне бы так!)))
Ну, Наташа, мольеровский герой тоже ведь не знал, что говорит прозой )
И моногие из тех, кто пишут классическими размерами, не знают, как эти размеры называются. Ничего страшного, лишь бы стихи были хорошие, правда?
А комментарии к стихотворению майского СС не приходят, потому что Вы его отправляли до воскресенья (12.05), а проблему с комментариями решили только во второй половине дня воскресенья. Ну ничего, можно же свои отслеживать, да?
да, вот и не знаешь, по каким критериям оценивать хорошесть))))
Уважаемый автор, Ваше произведение было опубликовано на странице Рифмеркома в сети Гугл+.
Желаем Вам вдохновения)