Сергей Рахманинов. Вокализ
Про «Вокализ» С. В. Рахманинова написано и сказано чрезвычайно много, и трудно что-то добавить. Но я попытаюсь…
Произведение, первоначально написанное для сопрано с фортепианным аккомпанементом, представляет собой ярчайшую иллюстрацию того, что музыка – ключ к неведомым для нас далям и недосягаемым глубинам наших душ, нашей памяти. Многочисленные переложения для камерного оркестра, для скрипки, виолончели, трубы и для, конечно же, самого фортепиано обладают единой чертой, помимо исходного текста – неизменным и глубочайшим воздействием на слушающего.
Та лёгкость, с которой трогательная, тонкая, трагичная, одинокая, как и всё, что приближается к последней в жизни черте, мелодия, находит твоё замирающее, зачастую измученное, изверившееся сердце и говорит с ним, только с ним в целом мире, о сокровенном, о том, что и сам не ведаешь, лёгкость эта изумляет. Но изумляет потом, по размышлении об услышанном. Пока звучит это неповторимое нечто, ни о чём не думаешь. Просто находишься в его власти, просто уходишь без оглядки в это бесконечно родное, близкое, хранящее тебя от всех бед на свете, тепло. Так бывает только на руках у матери, когда сам ты не можешь ничего, и она – весь твой мир, вся твоя Вселенная.
Кто-то сказал, что Вокализ – это покаяние. Если говорить о раскаянии, то согласиться с этим не могу. Вокализ – откровение, молитва, итожащая прожитое, отрешение от всего лишнего, пустого, мелкого, ненужного.
Вокализ – музыкальное произведение, которое не открывается в должной мере тому, кто не терял. Потрясения, связанные с уходом родных, дорогих тебе людей, изменяют страдающего человека навсегда. И страдания эти – ключ к настоящему пониманию жизни, к истинному погружению в философскую глубину Вокализа.
Интересно, что это великое музыкальное приношение миру родилось не тогда, когда тоска по утраченной России уже лютовала вовсю в душе самого русского на свете композитора, человека, истово и трепетно любящего всё русское, русских людей, церковное пение, деревню Ивановку, где так хорошо сочинялось. В 1912-м году, когда был окончен вокальный цикл с завершающим его Вокализом под номером 14, и потом, в 1915-м, когда сам Рахманинов написал фортепианное сопровождение для виолончели или скрипки соло вместо голоса, ещё, казалось, было далеко до отъезда из России в январе 1918 года, ещё не было той тоски по родине, не дававшей написать ни единой ноты аж до 1926-го года. А Вокализ уже был с его неслыханной болью по уходящей в небытие старой России. По сути, предвосхищение страданий – ещё один феномен, связанный с этим особенным произведением, особенным даже в ряду рахманиновских шедевров.
Вокализ – потрясающая по широте и ясности панорама жизни человека, где есть всё: рождение, детство, самые разные события, радости, поражения, горести, утраты и несбывшиеся мечты. Вокализ – напутствие перед последним шагом земной жизни, это самое важное, что не ушедший ещё человек может услышать и запомнить. Свет, исходящий от Вокализа, воистину не земной, а небесный, кристальный, божественный.
Когда звучит Вокализ, давняя, старая боль оживает, становится яснее, но уже нет в ней былой безжалостной остроты, её можно принять, с ней можно примириться; она больше не убивает…
Когда звучит Вокализ, душа улыбается внутри немощного, отжившего тела; она свободна, она видит прожитое, настоящее и грядущее…
Когда звучит Вокализ…
Автор готов к любой критике. Смелее!
Оценки:
Tria - "10"La Wanda - "10"
Если настроишься , то можно услышать не только вместе , но и отдельно каждую скрипку здесь . Это хорошо . Это объёмная картина . Только ведь у каждого она своя и всё сказанное тобой , Женя, — субъективно. Ну для кого-то это покаяние , для кого-то молитва , а для кого-то просто Отдых , или скажем Мечта… И скажу больше , что для одного и тоже человека в разные моменты жизни эта музыка может быть так же чем-то Разным.
Поэтому, предлагаю не загонять в рамки , а просто сказать, что эта музыка прекрасна и всё ! )
Абы чего наговорил, как всегда.
Очень чисто сказал. Почувствовала каждое твоё слово, Жень. Совпало, знаешь.
Женечка! Восхищаюсь тем, как тонко ты чувствуешь музыку. Рахманинова люблю очень. Прочувствовать как ты, не могу, не дано.
Тебе спасибо за этот текст, так раскрыл и свою душу и душу Вокализа, это очень пронзительно получилось
Спасибки.
Спасибо за Откровение! Всколыхнули в душе самое потаённое, растрогали! Покорили тончайшим восприятием музыки, богатством, глубиной и точностью русского слова! У Вас красивейшая душа! Благодарю сердечно за счастье пережить такие эмоции!!!
Спасибо сердечное!