Любимые женщины Тютчева
Чаще всего, когда речь заходит про Тютчева, на ум приходят воспоминания о скучных уроках литературы в школе. Лирика поэта не всегда понятна ученикам, а во взрослой жизни нередко можно встретиться с равнодушием к его творчеству.
Стихи поэта становятся понятнее и ближе, если взглянуть на них через призму его биографии. У Тютчева было несколько возлюбленных, которым посвящена его любовная лирика.
Первой пассией поэта была дворовая девушка Катюша. Тютчев, принадлежавший к знатному дворянскому роду, всей душой полюбил ее. Родители Тютчева были против таких отношений: они решили отправить сына в Мюнхен, для этого похлопотали в университете, где учился поэт, об его обучении экстерном, чтобы скорее разлучить его с дворовой девушкой.
В возрасте 20 лет поэт уехал в Мюнхен, где провёл 22 года.
На чужбине поэт недолго горевал о первой возлюбленной и пылко влюбился во внебрачную дочь прусского короля пятнадцатилетнюю Амалию. Девушка ответила ему взаимностью, но история была предрешена. Родители юной избранницы были против ее брака с Тютчевым. Девушку отдали замуж за другого, пока Тютчев ненадолго отлучился из Мюнхена. Поэт не мог сдержать своего гнева, позволял словесные остроты в адрес мужа любимой и получил от последнего намеки на дуэль. К счастью, до этого не дошло. Поэт остепенился, не желая подвергать свою жизнь смертельной опасности. Амалии посвящено самое известное стихотворение поэта:
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, -
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, -
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Эти строки Тютчев написал после случайной встречи с Амалией спустя почти 50 лет разлуки. Некогда юной возлюбленной было за 60, а Тютчеву почти 70, но это обстоятельство не помешало поэту написать свои лучшие стихи о любви.
Первой законной супругой поэта стала Элеонора Петерсон. Для женщины это был втрой брак, что, однако, не помешало семейному счастью. Она окутала Тютчева заботой и любовью, стала его ангелом. Элеонора родила поэту 3 дочерей. Тютчев часто хандрил, а жена хлопотала о его спокойствии. Семейную жизнь этой пары оборвал несчастный случай. Элеонора вместе с 3 дочерьми путешествовала на пароходе, который внезапно загорелся и начал тонуть. Чудом Элеонора смогла спастись сама и спасти дочек. Несмотря на то, что физически женщина не пострадала, морально она была раздавлена этой ситуацией. Она долго не могла оправиться от произошедшего, вдобавок захворала простудой и умерла в возрасте 37 лет.
На смерть первой жены поэт написал такие строки:
В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди;
Без сил и без движенья,
Мы так удручены,
Что даже утешенья
Друзей нам не смешны, -
Вдруг солнца луч приветный
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
Струею по стенам;
И с тверди благосклонной,
С лазуревых высот
Вдруг воздух благовонный
В окно на нас пахнет…
Уроков и советов
Они нам не несут,
И от судьбы наветов
Они нас не спасут.
Но силу их мы чуем,
Их слышим благодать,
И меньше мы тоскуем,
И легче нам дышать…
Так мило-благодатна,
Воздушна и светла,
Душе моей стократно
Любовь твоя была.
Второй женой поэта стала Эрнестина Дёрнберг. Любовью к ней Тютчев воспылал ещё в браке с Элеонорой. Первая жена ревновала, даже сделала попытку самоубийства. Тютчев метался между ними двумя, не желая расстаться с женой, но и не в силах покинуть близкую ему духовно и, безусловно, физически Эрнестину. Смерть первой супруги всё решила, и спустя 2 года после ее кончины Эрнестина вышла замуж за поэта. Она родила ему 3 детей, но и вторая жена вынуждена была делить Тютчева с другой. Любвеобильный поэт писал стихи к Эрнестине, воспевая ее лучшие черты.
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
Тютчев, будучи в браке с Эрнестиной, влюбился в сокурсницу своих дочерей Елену Денисьеву. Для встреч с девушкой он снял отдельную квартиру, где у них были свидания долгих 14 лет. За это время Денисьева родила поэту 3 детей. Она никогда не была его законной женой, но считала себя его самой любимой женщиной. На замечания общества о ее статусе сожительницы или любовницы поэта Елена реагировала истеричными припадками. Тютчева она любила больной любовью. Поэт фактически жил с двумя женщинами сразу все эти 14 лет. Обеих это устраивало, но выматывало морально. Елене посвящена почти вся поздняя любовная лирика поэта («Денисьевский цикл»). Разделила влюблённых смерть: Денисьева умерла от чахотки в 38 лет на руках у поэта. Одно из самых известных стихотворений поэта к Елене «О, как убийственно мы любим…»:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Смерть Денисьевой заставила поэта страдать, но не заставила покинуть законную супругу Эрнестину. Она простила поэту его многолетние скитания и нажитых вне брака детей, навсегда оставшись его последней женой.
Автор готов к любой критике. Смелее!
Оценки:
Дмитрий - "10"Agata - "10"
Лелит - "10"
belash-eugeny - "10"
М-да..
Ой, кобель какой, Тютчев-то!
Любвеобильные мужчины
Любви не знают никакой.
Инфантилизм тому причина,
Им дорог жизни образ свой.
Как мотыльки они порхают,
В трусы, в трусы, ещё, ещё…
И так, старея, подыхают,
Не сознавая свой просчёт…
Женя, да! Так и есть. Твой экспромт хорошо отражает суть происходящего, но я не берусь судить поэта. Женщин его жалко, как собачонки были: рожать и быть рядом.
Вспомнила другие строки: «Когда б вы знали, из какого хлама растут стихи…» Грустно, но эгоизм, любовь и жертвенность частенько оказываются рядом, спутниками в непростых судьбах тех, кого мы, потомки, назовем великими… И будем с восторгом и восхищением читать стихи, рождённые Автором, пережившим волнения, страсти, восторги, обретения и утраты…
Есть фильм становления психологии, как науки «когда Ницше плакал» называеца. Там раскрывается сюжет через любовь и страдания 2ух мужчин, каждый к своей женщине. А Тютчев делитант
Делит тантру*