На одном берегу
Танцует весна в сердце вальс
торжественно и не спеша.
Тебя увидев, каждый раз
на миг забываю дышать.
Я нежность глаз твоих прочту.
Покажется неважным все.
Растила как цветок мечту
и чувство верное свое.
Согрею я теплом души
и талисманом сберегу.
Волна любви к тебе спешит,
и на одном мы берегу.
30.01.2013г.
Оценки:
Женя, вот честно, для меня остается неразрешимой загадкой, каким образом Вы воспринимаете ритм своих стихов?
Вот смотрите. первые строчки:
Танцует весна в сердце вальс 01001001
Торжественно и не спеша 01001001
Если в третьей строчке заменить «увидев» на «увидав», до конца четверостишья этот ритм сохранится.
Но уже в следующем:
Я нежность глаз твоих прочту. 01010101
Покажется неважным все. 010(1)0101
Совсем другой размер!
А Вы их как, воспринимаете одинаковыми? Или разными,но просто хотите. чтобы так и было?
Татьяна, простите пожалуйста. Сама не знаю куда я так торопилась. Это надо же было в слове весна ударение не там поставить. А вот у меня теперь возник вопрос по поводу псевдоударных слогов во второй строчке почему «и» это как 1-ца, а «не» как 0?Это какая-то тонкость, которая мне еще не известна? а … кажется поняла, это Вы вторую строчку на первую «равняли». Что касается размера хотела написать в «ямб» но мой «прокол» меня подвел. А вот еще один вопрос по Вашей схеме в первой строчке слово сердце получается безударным, (так тоже можно да? составлять?)Поясните пожалуйста , если Вас не затруднит.Буду очень признательна.С уважением, Евгения.
Женя, получается, что «сердце» все безударное )
На самом деле написано, что чередуются не ударные и безударные слоги, а сильные и слабые места. И вот эти-то сильные и слабые места должны чередоваться регулярно. А дальше в двухсложных размерах на слабые места попадать должны безударные слоги. А на сильные — дучше ударные, но можно безударный, это пиррихий называется. Ну самый простой пример:
«наша Таня громко плачет 10101010
уронила в речку мячик» (1)0101010
Здесь первый слог безударный, но попал на сильное место. Его детки так с ударением и читают: УронИла. Это нормально.
А в трехсложных размерах на сильные места должны падать ударные слоги. Если на союз или предлог сильное место падает, это нехорошо, конечно, но можно потерпеть. А вот на слабые — лучше безударные, но могут и ударные попасть. Это называется сверхсхемное ударение. Лучше, конечно, если уж попадает полностью безударное слово, так чтоб оно незначащим было — союз, предлог, местоимение. Но и значащее можно.Главное, чтобы прочитать можно было по ритму. То есть если по какому-то куску текста определился ритм, можно по такому же ритму прочитать весь остальной текст. Ну и если в нем не окажется ужаса типа «севЕр», «солнцЕ» и «ветрОм», значит, все нормально.
Вот смотрите, Вашу строчку
«торжественно и не спеша». можно прочитать трехсложным размером: 01001001 (на «и» ударение попадет), а можно двусложным: 010(1)0101
Но вот «на миг забываю дышать» двусложным размером Вы уже не прочитаете, потому что получится «на мИг забЫваЮ дышАть» )
Ну вот. не знаю, насколько понятно объяснила, но можно про размеры в Интернете почитать, там много всякого понаписано )
Спасибо большое, Татьяна. Многое встало на свои места.Конечно читала я в интернете, только есть разница между «сухой» формулировкой и обьяснением на понятном, доступном («человеческом») языке. А ту строчку, что Вы указали, ну что ее двухсложным размером не прочитать , конечно не прочитать, если ударение изначально не верно подобрано (мною).До чего ж я иногда рассеяная бываю.Буду стараться несколько раз проверить ,прежде чем отправить и выдерживать паузу, а то иногда взгляд замыливается, а на свежую голову все по другому смотрится.