rifmer.com Карта сайта

Старая липа

Тысячи рук над парком
Ветхая липа несла,
Снова весна подарком
Сок по ним свой гнала.
Чем-то давно сквозило
От старой этой коры,
Взглядом странным застыло
Меж веток усталой горы.
Ещё скрывали кудряво
Лиственные вороха
Ствол дуплистый, корявый
Летом. И была труха
Корня, серёдки, оплечий
В пчёльном раю не видна;
Зимою ж тяжесть увечий
Чернела в разгаре сна.
Что-то хотела липа
До почек, до листьев, до пчёл
Сказать языком скрипа
Про век, что был и ушёл.
Она не шептала — кричала —
Беззвучно в другой мир,
В котором птицей летала
На синий небесный пир.
…Она уж была не рада
Всё новым и новым дням,
Устав от земного яда,
Молясь грозовым огням…


Рейтинг произведения: 0,00
(Вы не можете голосовать, справка)
Загрузка ... Загрузка ...

Оценки:


Поделитесь или добавьте в закладки в два клика:

Комментарии (15)

  1. Уважаемый Евгений! С наступающим Новым Годом! Самые наилучшие мои Вам пожелания в Новом Году творческих удач и исполнения всего задуманного Вами! :) :):)
    С уважением, Борис Долгов.

  2. Вот что понравилось — так это то, что в Ваших стихих действительно любовь к деревьям чувствуется. Живые они у Вас. И разные, не абстрактные, каждое со своим характером. Вот это — очень здорово.
    Ритм своеобазный, ну, допустим, трехкратный дольник.
    А по фразам конкретным у меня всегда придирки находятся.
    Вот и начнем:
    Чем-то давно сквозило
    От старой этой коры,
    Взглядом странным застыло
    Меж веток усталой горы.
    Если чем-то сквозило, то меня смущает слово «Давно» — откуда ЛГ знает, давно или недавно? И что такое «веток усалой горы»? видимо, это инверсия, то есть «усталая гора веток», но мне ен нравится «гора веток», вот если бы их наломали и горкой сложили, тогда нормально,а пока они на дереве — это не гора. А инверсия к тому же дает ощущение, что это ветки горы, от чего я вообще теряюсь.
    Ещё скрывали кудряво
    Лиственные вороха
    Ствол дуплистый, корявый
    Летом. И была труха — вот здесь по ритму сбилась.
    И «кудряво скрывать» не понравилось.
    Корня, серёдки, оплечий
    В пчёльном раю не видна; — пчёльний рай очень понравился )
    Зимою ж тяжесть увечий
    Чернела в разгаре сна. — а разгар сна очень не понравился
    Что-то хотела липа
    До почек, до листьев, до пчёл
    Сказать языком скрипа — и язык скрипа тоже не нравится, и фраза «сказать до кого-то» — как-то не по-русски
    Про век, что был и ушёл.
    Она не шептала — кричала —
    Беззвучно в другой мир, — так, я со звуками запуталась? она ж вроде скрипела?
    В котором птицей летала
    На синий небесный пир.
    …Она уж была не рада
    Всё новым и новым дням,
    Устав от земного яда,
    Молясь грозовым огням…
    Ну вот как-то так.
    Но это интересно. То есть читать хочется. А фразы, мне кажется, Вы умеете и более литературно строить, только это мучиться надо, конечно, может, не хочется Вам? Просто если бы не было маленьких спотыкачек, так вообще очень было бы классно, потому что живые стихи

    • Попробую объяснить некоторые моменты:
      1) давно — не совсем понятно,что тут пояснять;
      2) меж веток усталой горы — меж веток (коих на липе всегда очень много) виден ствол,который больше всего говорит о возрасте дерева (отчасти и «давно» здесь к месту); усталая гора — это сама липа,огромная,как гора;
      3) скрывали кудряво — ничего не могу поделать,мне лично нравится;
      4) Летом. И была труха — да,ритм,и без того не гладкий,здесь совсем… того,но по смыслу вороха скрывали И труха была не видна; хотя… «и» можно,конечно и выкинуть;
      5) в разгаре сна — имеется в виду зимний сон,вся природа спит и липа — тоже;
      6) язык скрипа — опять ничего не могу поделать, мне — нравится,ведь липа живая,старая,мудрая,здесь просматривается экивок в сторону её одухотворённости,и потому она ГОВОРИТ языком скрипа,а не попросту скрипит;
      7) до почек,до листьев,до пчёл — русский язык славен прежде всего тем,что вмещает в себя колоссальное количество самых разных смыслов,образов,оттенков и т.д.,и в этой связи он вполне «терпит» некоторую синтаксическую корявость (Л.Н.Толстого — помните?); до почек — даже когда есть уже почки — липе трудно сказать,как она устала,а тем более после появления листиков,и уж тем более — когда будет цветение и прилетят пчёлы,
      поэтому такое подчёркивание «до»;
      8) скрип липы говорит,в основном,про век,что был и ушёл,про то,что было,что она видела,что она знает; шёпот — это контраст между безмолвным криком,мольбой об избавлении её от земных тягот и негромким шумом голых ветвей зимой,который уместнее назвать шёпотом.

      Жду липолюбивую Люсю М.

  3. Тысячи рук над парком
    Ветхая липа несла,
    Снова весна подарком
    Сок по ним свой гнала.

    1001010
    1001001
    1001010
    100101

    Чем-то давно сквозило
    От старой этой коры,
    Взглядом странным застыло
    Меж веток усталой горы.

    1001010
    0101001
    1010010
    01001001

    Ещё скрывали кудряво
    Лиственные вороха
    Ствол дуплистый, корявый
    Летом. И была труха

    01010010
    100(1)001
    1010010
    1000101

    Корня, серёдки, оплечий
    В пчёльном раю не видна;
    Зимою ж тяжесть увечий
    Чернела в разгаре сна.

    10010010
    1001001
    01010010
    0100101

    Что-то хотела липа
    До почек, до листьев, до пчёл
    Сказать языком скрипа
    Про век, что был и ушёл.

    1001010
    01001001
    0100110
    0101001

    Она не шептала — кричала —
    Беззвучно в другой мир,
    В котором птицей летала
    На синий небесный пир.

    010010010
    010011
    01010010
    0100101

    …Она уж была не рада
    Всё новым и новым дням,
    Устав от земного яда,
    Молясь грозовым огням…

    01001010
    0100101
    01001010
    0100101

    Не знаю, какой здесь размер. Ритм только в последнем катрене выдержан.

    • И я не знаю,какой тут размер. Так уж вышло,как вышло.

      • Ну так трехкратный дольник )
        По три ударения в строке, а число безудрных слогов между ними нерегулярно колеблется от 1 до 2. Здесь, правда, есть строчки, где между ударными нет безударного слога, тогда это уже акцентный стих… но тоже имеет право быть.
        Другой вопрос — почему иногда этот самый дольник воспринимается хорошо, а иногда — нет )

        По поводу пояснений — я уже давно поняла, что то, что у Вас написано, Вам нравится :)
        А мне продолжает не нравиться — и еще раз подчеркну, не смысл, а фразы.
        То есть что-то во мне категорически протестует против словоупотребления, например, «разгар сна». Вот «разгар работы» или «разгар обсуждения», или «разгар веселья» — пожалуйста. А «разгар сна» или «разгар грусти» — категорически нет. Но поскольку вразумительно объяснить, чем именно плохо такое словоупотребление, я не могу, придется ждать других комментаторов )

        • Спасибо, Татьяна. Буду знать. А разве так можно писать стихи? Читалось у меня примерно так:

          Тысячи рук над парком
          Ветхая липа несла,
          Снова весна подарком
          Сок пО ним свой гнала.
          Чем-то давно сквозило
          О’т старой этой коры,
          Взглядом странным застыло
          Ме’ж веток усталой горы.
          Е’щё скрывали кудряво

          Так уж вышло,как вышло.(c)

          «Лиственные вороха» — ох…
          «Что-то хотела липа
          До почек, до листьев, до пчёл
          Сказать…»
          Сказать до…??
          «Но поскольку вразумительно объяснить, чем именно плохо такое словоупотребление, я не могу, придется ждать других комментаторов )»
          Меня не ждите, а то я наговорю.((

          • Сергей, ну я так поняла, что интуитивно ударение Вы ставите везде на первый слог. Кстати, действительно, часто хочется, чтобы первое ударение на одном месте стояло. Но это не обязательно, вспомните классический пример дольника — «девушка пела в церковном хоре», там тоже есть строчка (кроме первой), где ударение не на второй слог — и, кстати, так и хочется лишний слог впереди добавить
            Можно пытаться небольшие паузы делать между частями, в каждой из которых одно ударение, ну типа
            Тысячи | рук | над парком
            Ветхая | липа | несла,
            Снова | весна | подарком
            Сок | по ним свой | гнала. — кстати, уже нехорошо, «понимсвой» — то самое «сверхсхемное ударение во второй позиции».
            Но можно
            Сок | по ним | свой гнала.
            Чем-то | давно | сквозило
            От старой | этой | коры,
            Взглядом | странным | застыло
            Меж веток | усталой | горы.
            Ну вот как-то так.
            Интересная вещь — дольник, я вот никак не могу понять, в чем там секрет, почему иногда хорошо читается, иногда нет.

            Евгений, простите. что под Вашим стихом отвечаю Сергею — ну так о Вашем же стихе речь )

        • Нет,Танечка,далеко не всё,что у меня написано,нравится мне,НО число совпадений того,что не нравится Вам,с тем,что не нравится мне ужасающе мало.

  4. Люсю позвала. Самой интересно, что и как — учусь на таких вот комментариях и всё хуже себя чувствую — всё дальше и дальше в лес захожу, прям страшно.)
    Уже мало что понимаю)))

  5. С Новым годом вас, Евгений!
    Ага, Таня позвала, да я дошла не сразу ) Хотя эту Липу прочла еще в прошлом году ))) Живые у вас деревья, этого не отнять. Нравится. А вот насчет того, устраивать ли разбор полетов, опять сомневаюсь ))) Я ведь после «Липовой были» до сих пор в кустах сижу )) Мне без обратной связи очень трудно понять, имеет ли смысл писать что-нибудь кроме самой общей реакции на ваши работы. По моему опыту выходит, что некоторым Авторам детальная критика не очень-то и нужна. (Сейчас я не про вас, а про свой опыт рецензирования.) А я не люблю тратить свое время впустую.
    Вот липы — люблю! тут вы абсолютно правы )))
    К тому же стих без внимания не остался, много дельного вам уже обозначили.

  6. Ну,уж ладно уж,вылазьте из своих кустов,да пишите чего-нибудь.Кстати,»Липовую быль» я переработал,могу забомбить вариантик№2. Интересно?

  7. Стихотворение могло бы быть хорошим, если бы не техника. Не выдержан размер, поэтому читаешь и спотыкаешься. Тема отличная, но написано коряво. Надеюсь, что не станете уличать меня в неприязни к Вам.:)

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.