Льда откололась кромка
Холодные промокшие одежды
Снимает утомленная земля.
Березы нежно шепчут тополям:
Конец пейзажам грустным белоснежным.
Раскрылся неожиданно валежник…
Ручей, высокую взяв ноту «ля»,
Промчался звучно по пустым полям,
Восторженно приветствуя подснежник.
Ярило – дирижер взмахнул лучами.
И звуки исчезающей печали
Переродились в вешний перезвон.
И зазвучала оттепелью громко
Весна!.. Льда откололась шумно кромка…
А на окне спит в тишине вазон.
Оценки:
Тётя Таня - "10"Дмитрий Федорович - "9"
Валерий, а что значит «раскрылся валежник»? Это в том смысле, что он был укрыт снегом, как одеялом, и вот снег растаял? Но почему-то я запнулась на этой строке. И еще, пожалуй, на вазоне, который спит на окне — почему-то для меня «вазон» — это такие огромные емкости для цветов на улицах, но это мои проблемы )
А так вообще здорово, замечательный сонет! Мне особенно про Ярило, взмахнувшего лучами, понравилось! )
Добрый день Таня! Валежник весной раскрывается в том случае, когда его пронзают первоцветы. Раскрывают валежник первоцветы. А помогают им, естественно, их друзья — ручьи. Второй Ваш вопрос меня тоже озадачил, потому что мне приходилось жить во многих городах бывшего Союза. И везде, в городских квартирах, я натыкался на домащние цветы в вазонах. Другого названия емкости, в которой растут многолетние домашние цветы я не знаю. Буду рад за науку, если Вы мне расскажите как в Вашей местности называют емкость для домашних цветов.
Над последней строкой сонета я, как правило, думаю дольше, чем над всем текстом. Заключительная строка важна в любом поэтическом произведении, а в сонете, классическом, — особенно. Не зря же её называют кодой.
Спасибо за вопросы и внимание. С уважением, Валерий.
Валерий, спасибо за ответ. Ну вот теперь появилась картинка — проросшие сквозь валежник цветы, и как будто это он сам расцвел. Почему-то я до этого не додумалась ) Ну а по поводу второго замечания я же уже сказала, что это мои проблемы, я-то привыкла по-простому — горшок и горшок )
Интереснее про коду. Разве последняя строка сонета — кода? Вот, я не поленилась, даже из словаря выписала:
в поэтике — добавочный стих сверх схемы в твёрдых строфических формах (устойчивые комбинации строф), например в сонете — сверх 14 строк, в триолете — сверх 8. В расширенном значении — заключительная часть сложной строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп или др. признаками (например, строки 5—7 в строфе «Коринфской невесты» И. В. Гёте):
Знай, что смерти роковая сила
Не могла сковать мою любовь,
Я нашла того, кого любила,
И его я высосала кровь!
И, покончив с ним,
Я пойду к другим, —
Я должна идти за жизнью вновь!
То есть вроде как в сонете последняя строкадругим соответствует и кодой не будет. «Сонет с кодой», или «хвостатый сонет» — это я представляю, тоже могу пример привести, но здесь-то у Вас классический сонет, почему кода?
А то, что последняя строка очень важна, конечно, согласна. И у Вас здорово получилось, очень контрастно.
Относительно определения термина «кода» Вы безусловно правы, Таня. «Кода» — это чаще всего добавочная строка к традиционному объему сонета. Однако «коды» бывают двух- и трехстрочные.
Поэт В.Меркурьев (1918 г.) в своем безымянном сонете, на мой взгляд, очень удачно проиллюстрировал применение коды
«Большой талант, большой поэт
Кончает осени сонет
Очаровательною кодой -
Под вечер дней, на склоне лет».
Мне следовало выразить свою мысль хрестоматийно: Сонет должен заключаться » сонетным замком». «Замок» обычно располагается в двух последних строках, реже — в одной. В лирическом стихотворении — это фраза, содержащая парадокс, неожиданный вывод. В «замке» лиро-эпического сонета автор должен привести сюжетное действие к неожиданной развязке.
Насколько мне это удалось судить читателю.
Спасибо Вам за содержательное дружеское общение, с уважением, Валерий.
Валерий, Вы просто кладезь поэтических премудростей! Вам надо учебник писать и публиковать у нас в разделе прозы! )
Спасибо Таня за комплиментарный отзыв. Однако я сам нуждаюсь в просвещении и, как большинство моих коллег, ищу ответы на постоянно возникающие вопросы.
Например, академик М. Л. Гаспаров назвал французский сонет с «закрытой» (охватной) рифмовкой в катренах и » закрытой» в терцетах контаминированным типом.
Потребовалось немало времени, прежде чем нашел удобоваримый ответ у Волгиной Н.С. в учебнике «Синтаксис современного языка».
Каждый день открываю что-то новое для себя. И радуюсь при этом, как дитя новой игрушке. С уважением, Валерий.