rifmer.com Карта сайта

Старенькие скрепки

Мешают жить спокойно паруса,
натянутые средиземным ветром,
мечты о важном, дорогом, заветном,
крутые балки, гордые леса.

Вперёд, вперёд, не ведая куда, -
всё интересно в неспокойном мире,
ведь нам писать в формате А-4,
что деловито прячет суета.

Пусть поседели словно облака,
давай держаться радостно и крепко.
Две наши жизни — старенькие скрепки,
хоть ржавые, но прочные пока.

Замечания и советы приветствуются. В меру.


Рейтинг произведения: 10,00
(Вы не можете голосовать, справка)
Загрузка ... Загрузка ...

Оценки:

Agata - "10"
AlexandrNik - "10"

Поделитесь или добавьте в закладки в два клика:

Комментарии (8)

  1. Очень понравилось, спасибо! А оформление — класс! Браво!!!

  2. В качестве практического применения предложенной системы оценки СТ на основе пирамиды потребностей (СОС-ПП – система оценки стихотворения — пирамида потребностей) предлагаю разбор стихотворения «Старые скрепки» (автор – Дублёр-ша, рубрика «Стихи о жизни»). Выбор текста – последнее опубликованное в данной рубрике на момент написания разбора.

    Стихи о жизни – это мне нравится! Я уже, к сожалению, немножко староват для «Стихи о любви». Но ещё недостаточно для «Стихи о смерти». Поэтому «о жизнь» — самоё моё!
    Начну свой разбор с самого «низшего» уровня или «биологии» стиха – фоника (или, если хотите, фонетика), ритмика (или, если хотите, размерности стиха) и рифмы (Рифма – она и в Африке рифма! Но «девушки бывают разными…»). Так сказать, кости – скелет — мясо. Данные характеристики стихотворного текста воспринимаются на уровне физиологии (сознания) и для их восприятия не требуется ничего кроме дыхания, слуха и зрения. Хотя, если честно, то и зрение нужно только для восприятия визуальных стихов.
    Звучание – это кости. Важнейшую роль в звучании стиха определяют ассонанс, аллитерация, анафора, эпифора и прочие фонетические кольца и стыки. Фоника – это прочтение стиха без знания языка! «Рамамба хара мамба ру», так сказать.
    В рассматриваемом стихотворении в первой же строке возникает аллитерационное звучание (меШают Жить Спокойно паруСа = Ж Ш С С). Очень круто!!! Но со второй строки – полный аллитерационный облом. Не было, не предполагалось и получилось просто случайно… Хоть и шикарно! В последних двух строках Ж Ш С С опять прозвучали («наШи Жизни Старенькие Скрепки»), но это, как я понимаю, опять случайно. Сбила меня эта первоначальная фонетическая настройка… Как вывод – не надо задавать в первых строках Однозначное направление звучания, если этого и не планировалось! В остальном – вполне благозвучно. Реакция – «не знаю». 0,5 балла.
    Самые простые для понимания (как ни странно) – это ритмика и рифма.
    Ритмика — уровень первобытного восприятия звучания барабана шамана. В современной трактовке – это ритмический размер (ямб, хорей и т.п.). Определяется элементарно – ударный 1 / безударный 0. В анализируемом (можно сказать – препарируемом) стихотворном тексте ритмика выдержана на сто процентов:
    0101010101
    01010101010
    0101010101
    01010101010
    Пятистопный ямб? В любом случае «Да» – 1 балл.
    Рифма (она же и Африке!) тоже вполне добротная. Самая слабая пара: «куда» — «суета». Самая лучшая (ИМХО): «мире» — «А-4». Схема рифмовки АББА – кольцевая. Лично мне не нравится. Но в целом – «Да». 1 балл.
    Итого, на первом уровне 0.5 + 1 + 1 = 2.5
    Переходим на второй уровень оценки – уровень «социологии»: лексика (слова, из которых состоит текст), морфология (значение слов) и синтаксис (порядок расположения слов). «Социологический» уровень стиха воспринимается на уровне «Знания» — навыки, опыт и т.п. Поэтому для пояснения своей мысли перейду в область строительства: кирпич – состав — кладка. Лексика – это кирпичи, из которого строится здание стихотворения. Морфология – это состав или материал кирпича (дерево, камень, стекло, металл, бумага, гипсокартон и т.п.). Синтаксис – это кладка (в какой последовательности и как укладываются кирпичи). «Another Brick in the Wall», так сказать.
    Что мы видим в рассматриваемом стихотворении?
    Лексика – насыщена. Тут тебе и балка есть, и скрепка, и даже А4! Реакция – однозначное «Да». 1 балл.
    Морфология. Здесь имеется ряд затруднений.
    «Крутые балки». Балки – это горизонтальные конструкции. А «крутые» — это больше вертикальные (имхо). «Гордые леса» — это про совокупность деревьев и кустарников или про строительные конструкции? Или балки и леса — это про строение корабля? Типа мачты и реи. Я не допонял.
    Также не совсем понятным оказалось образное такое выражение «ведь нам писать в формате А-4, что деловито прячет суета». А4 – стандартный размер офисной бумаги. Писать в этом формате (с учётом следующего пояснения «что деловито прячет суета») прочиталось как «составлять отчёт о проведённой ревизии». Плюс «скрепки» — слово явно не романтическое, а бюрократическое. Или (делая ссылку на романтику – море – «неведомое»…) этот образ надо понимать как написание стихов (которые потом будут отпечатаны на принтере на бумаге формата А4)? Не знаю.
    Исходя из этих двух замечаний за морфологию 0 баллов.
    К синтаксису явных претензий нет. 1 балл.
    Итого, на втором уровне 0.5 + 0 + 1 = 1.5
    Третий уровень потребностей, которые я желал удовлетворить при прочтении данного стиха, — это «духовный» уровень. Именно для удовлетворения потребностей высшего уровня мы и читаем тексты (в том числе и стихотворные), смотрим фильмы, слушаем музыку… Я хочу что-то узнать или познать, испытать какие-то эмоции и что-то прочувствовать. Все эти вещи, в принципе, не важны человеку, как представителю животного мира. Хорошо и хорошо! Зачем нам искать новые приключения на свою задницу?! Но именно стремлением к постижению чего-то невидимого, но почему-то ВАЖНОГО, и отличается Человек от, к-примеру, Помидора. Или Лося…
    Идея данного стиха (как мне показалось): жизнь интересна – настоящая любовь вечна! — мы, влюблённые романтики, хоть и стареем, но всегда счастливы! Хорошая идея. Да. За идею – 1 балл.
    Эмоции, по плану – только позитивные! Лично у меня – почти позитивные! Но, с большой натяжкой, 1 балл.
    Чувство? Лично у меня – никакие. Как говорил доктор Ватсон в фильме «Шерлок» (1 серия 1 сезон): «А ничего не происходит» … 0 – баллов.
    Итого: 1+1+0=2

    Дзен. Увы, но не постиг… Реакция на данное стихотворение у меня – никакая. Я не узнал ничего нового, не испытал новых чувств, про это было написано много и, не в обиду Автору, бывало и значительно лучше. Новые стихотворные приёмы, рифмы, образы… — нет. Новые звучания, параллели, знания – нет. Добротный стихотворный текст. Но, увы, мимо меня. Дзен – 0.
    ИТОГО: 2,5 + 1,5 + 2,0 +0,0 = 6 баллов.

    П.с. Рассматривая уровень социологии стиха, особенно в части «писать в формате А-4», я уже обратил внимание, что как то бюрократически прозвучала эта фраза. А может задумка у Автора и была такая – написать стихотворение про двух старых, опытных, но до сих остающихся в строю, ревизоров – проверяющих? И фраза «Мешают жить спокойно паруса» должна восприниматься буквально, т.е. всякие эти романтические порывы только мешают хорошо жить. Ведь главное – это материальное благополучие (балки и строительные леса – как символ строительства дома)? Тогда полный ДЗЕН! Законные 9 баллов!

    • Мне кажется, балки здесь — это овраги, поэтому вполне могут быть крутыми. И леса никакие не строительные, а «растительные», так сказать.

      • Спасибо. Не знал, а теперь буду знать. Когда балки — овраги, то становится очень даже лучше! +0.5.
        Осталась А4.

        • Спасибо, АлександрНик, за понимание — дорого стоит.

          Спасибо, мг… Грузило (нет, не нра мне ваш ник!)), за такой просторный разбор полётов. Это большой и часто неблагодарный труд!
          И за такое… банальное непонимание (с)))
          Про балки вам уже сказали.
          Про «ведь нам писать в формате А-4, что деловито прячет суета».
          Подсказки: А-4. Проза жизни. Каждодневная суета.
          Про звук согласна — не всюду так, как бы хотелось, но… И рифмы обычные, и рифмовка. И тема не жгучая.
          Про новое.
          Как ничего? Разве кто-нибудь раньше сравнивал стариков со скрепками?))
          Расскажу предысторию, если хотите. Не была дома два года, приехала. Смотрю с сожалением на то, как постарели родители, как исхудали. И тут пришла в голову мысль, что отец стал тоненький, как спичка. Нет, не спичка — она ломается, он стал… как разогнутая и переделанная скрепка.
          Пошла искать фото скрепок. Перелопатила много. Нашла нужное. Случайно. Вселенная нас слышит, наверное, и помогает))) Ведь утром на сайте прочла слова для Антиподов, на которые и был потом написан стих буквально за 15-20 минут, хотя, конечно, автора это не извиняет)))

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.