Разведёночка
* * *
За окошком в три ребёночка
Голосят всю ночь коты.
Ой, не спится разведёночке
От сердечной маеты.
Всё ей мнится, всё ей чудится
В голубых обрывках сна:
Что-то с нею точно сбудется
В это утро у окна.
В снах коротких нет пророчества,
Где же взять ей новостей?
Ах ты, горе-одиночество,
Распроклятая постель!
За окном сереет матово,
А она – о мужичке.
Вон того бы ей, усатого,
В никудышном пиджачке.
У него такие скорбные,
Болью мятые глаза?
Что ж его, беднягу, сгорбило,
Хоть сейчас – на образа.
По дорожке в пыль исшарканной,
Он прошёл и не взглянул…
Знать, к концу денёчки жаркие –
Ветер северный подул.
Ей слеза лицо коверкает,
И махрит ресниц края.
«Кто там, в этом смутном зеркале,
Боже мой, неужто я?!»
Гнутой, сирою тростиночкой
Исхудала – лечь не встать.
Поля, Полюшка, Полиночка,
Где твоя былая стать!
Вся линована морщинками –
И с лица, и на душе.
Даже с мятыми мужчинками
Ей не тешиться уже…
Небо в смутных тучах корчится,
Синевы в нём – два куска…
Ах ты, горе-одиночество,
Распроклятая тоска!
5 июля 2013 г.
Оценки:
Тётя Таня - "10"Анна Кондратьева - "10"
Мне оченьпонравился ритм и интонация — такая песенно-плачевая. Как будто стихотворение уводит на несколько десятков лет назад, и куда-то в деревню или маленький городок. Сейчас-то разведенные женщины — настолько привычное явление, и они настолько самодостаточны, что и слово «разведенка», по-моему, не употребляется, да и женщину, которая воспринимает свою судьбу так, как героиня Вашего стихотворения, мне представить трудно. А вот если перенестись лет на 50 назад… Ну очень здорово! Образы очень живые — и мужской и женский.
Здравствуйте, Таня!
Ну, конечно же, добрые 60-ые, поскольку и сам я оттуда. Спасибо за одобрение и поклон вам от меня.
С прежним теплом к вам.
П.С. Уж простите за столь поздний отклик на ваше. Живу на даче в полуспартанских условиях. Выхода в сеть — никакого. Вот заехал домой, чтобы ответить на отзывы.
да, совершенно несовременная интонация.
однако, текст не кажется устаревшим, не раздражает архаикой.
люблю этого автора за неповторимый стиль.
Аннушка, спасибо! Рад, что заглядываешь время от времени. Как там шумный наш гранд-Тольятти?
С земляческим теплом к тебе!
Думаю вот, что бы оригинального сказать. Нравится — это однозначно, святая правда. Тема близка — тоже верно, вы же читали моё «Одиночество» (ну, понятно, что другой аспект немного). Но вот ведь какое дело — как тонко чувствуете своих героев! Вот, как-то так.
Спасибо за стихи.
И вам спасибо, уважаемый мною Лирик! Рад отзыву.
Жму руку.
Однако, вы — женский психолог! Я вот замечала часто, что у женщин и девушек есть такое, когда одни — да хоть бы с любым мужчинкой, но быть. А иначе они страдают. Так что очень знакомая картина. А песенно-плачевная интонация сюда, как нельзя кстати.
Это не у девушек такое бывает. Это у людей такое бывает.
А вот это — золотой отзыв. Поскольку в самую точку. Спасибо, дружище!
Спасибо, Ксюша! За понимание одиночества спасибо! Кстати, стих вовсе даже и не о слабой бабёнке — скорее именно о нём: об одиночестве.
С теплом.
симбиоз Бутырки и Стаса Михайлова)
А она – о мужичке.
Вон того бы ей, усатого,
В никудышном пиджачке.
Если уж такие крайности, то зачем женщина изначально развелась? значит, что-то не устраивало в «мужичке», а теперь вдруг тоска, и уже абы кого бы. я бы еще с горем пополам где-то согласилась, если бы это была вдова. но раз женщина развелась, значит, не нужен ей абы кто. значит, решила, что лучше голодать, чем что попало есть(с). и тут вдруг, значит, до «мятых мужчин» докатилась.
Гнутой, сирою тростиночкой
Исхудала – лечь не встать.
опять, если бы речь шла о вдове… а здесь женщина сознательно пошла на такой шаг, как развод. наоборот, женщины после развода становятся сильнее, даже назло и вопреки начинают за собой усиленно следить. а тут прям при смерти женщина.
ну, не знаю) разные, конечно, случат бывают, разные женщины. но раз уж такая распроклятая тоска, горе-одиночество, то зачем развелась? жила бы со своим мятым мужичком и горя не знала.
Наташа, все верно в твоих рассуждениях, если считать, что ЛГ была инициатором развода. А если муж от нее ушел и на развод подал? )) вот тогда понятно, чего она даже на «некудышних» мужичков засматривается )
так то да, все возможно. женщина женщине рознь, но уж слишком все трагично) по описанию женщина прям при смерти)
Гнутой, сирою тростиночкой
Исхудала – лечь не встать.
да и
Даже с мятыми мужчинками
Ей не тешиться уже…
как-то слишком)
да и слово-то какое тешиться)))
речь как будто о вдове.
не вижу я здесь никакой женской психологии, как-то даже пафосно что ли.
может, я совсем зануда, но нет у меня сочувствия к лг, а слова разведеночка, мужичке, распроклятая постель, образа и т.п. ассоциируются с шансоном.
чаще всего мужчины возвращаются обратно в семью. еще удивительно, что
Вся линована морщинками –
И с лица, и на душе.
а детей нет. обычно женщины на детей переключаются, а не горюют о постели и с кем бы потешиться.
но если только
За окошком три ребёночка
это её, тогда чего горевать-то) но по смыслу нет, не ее.
Да бывают такие женщины, Наташ! Даже в наш век феминизма их полным-полно ))) Как к пятидесяти годом подкатывает, так «страдания» и захлестывают… «ах я, бедная-несчастная, сирая-горемычная». Хотя такими словами сейчас, может, и не «думают».
А вот насчет сочувствия к ЛГ я, пожалуй, с тобой соглашусь. Понимать я ее прекрасно понимаю! но симпатии такая женщина у меня тож не вызывает. Ни всеядность ее, ни бессмысленное жаление себя, разнесчастной… Все-таки судьба каждого человека в его собственных руках. И надо в первую очередь уметь любить самой, а не ждать, когда ж тебя какой-нить завалящий мужичок приголубит ) Но это личное, конечно. У Автора тут наверняка свой взгляд )
здесь даже не смысл, а именно стиль изложения, как Татьяна сказала, уводит в прошлое, в деревню. я упорно слышу шансон.
Бутырка — Вдова
Снова, пацан подвыпивший, в двери стучится к ней
Рада вдова соседушка встретит ночных гостей.
Он часик-другой порадует да и гляди — сбежит.
Ох, не везёт, не клеится ей мужика дожить.
Припев:
Просто жить, да жить — жить бы не тужить
Да детей растить им тепло дарить.
И супруга ждать, жарко целовать
Всю любовь свою лишь ему отдать.
Просто жить да жить, счастьем дорожить
И любимой быть да семью хранить.
Только как найти, счастье отыскать
Где оно живёт, как его позвать?!
Дочка растёт — помощница. Спросит, а что сказать.
Папка уж не воротится — ей этого не понять.
Только кольнёт и вспомнятся прошлые светлые дни -
Счастлива раньше семья была — с дочкой теперь одни.
Припев.
Женщина одинокая плачет, глядит в окно -
Так на земле уж водится — счастье не всем дано.
И снова, пацан подвыпивший, в двери стучится к ней -
Но есть у него законная и навсегда он с ней.
а мне, когда я читаю стихи подобной тематики, хочется что-то вроде вот этого:
Ольга Аникина
M.
…то скрежет, то гомон, то шелест колёсный,
вокзалы, авралы, билеты на входе…
Одних провожаешь легко и бесслёзно,
как выдох, как вечер, как лёд в половодье.
Но ветреным днём уезжают другие,
и кажется – вы уезжаете вместе…
И следом за ними проходишь круги их,
и крестишь их спины,
и крестишь, и крестишь…
ну, или вот, ближе по стилю
Ольга Аникина
***
Над полем, по травам некошеным
случайный рассыпался звук:
то прошлое сделалось крошечным
и выскользнуло
из рук.
И как мне теперь отыскать его
средь мёртвых, колючих стеблей…
А путь за околицей – скатертью,
ложится, белей и белей.
Там ходят иваны, непомнящи,
менять на злосчастье уют:
не просят иваны о помощи,
и сами её не дают.
там правда твоя – в одиночестве,
там звякают десять монет,
и быть человеком не хочется –
да выхода, кажется, нет.
Ну, у тебя, как всегда, — на каждый случай кладезь любимых примеров, один другого лучше )))
Кому какой стиль ближе — это, конечно же, дело вкуса! У Ефима Даниловича здесь все гармонично и выверенно, и образ ЛГ прописан в таком стиле, что фальши я не чувствую ) Одно другому оченно даже соответствует. А вот свое личное предпочтение (ну, например, если бы конкурс был) я бы тоже отдала работам Аникиной ))
Не три ребеночка, а коты орут в «три ребеночка». Похоже на плач грудных детей, в этом смысле. Конечно это — стилизация, но мне совсем не кажется, что под «Бутырку».
ну, с детьми разобрались)
может, и не Бутырка, но на Вдову очень похоже) все равно ассоциация с шансоном. в крайнем случае Стас Михайлов
вообще, мне кажется, когда женщины пишут о мужчинах (от лица мужчин), а мужчины-о женщинах (от лица женщин), очень редко получается удачно.
вспоминается неудачный эксперимент Галекса (приземлиться-напиться-забыться). здесь, я считаю, тоже не совсем удачная работа, извините.
http://rifmer.com/osen12/svobodnyj-stil-oktyabr-osen12/69648.html
Жалетельное стихо . Понравилось. Сейчас,действительно,всё по другому..Даже с тремя и четырьмя детьми женщины ищут кого получше . Более цепкие стали
Во какая баталия развернулась «вокруг и по поводу». Что ж, отвечу…
Уважаемые мои критики! Для начала простите, что так долго не отвечал на ваши отзывы – живу на даче без компа и в спартанских условиях. Теперь о критике… Спасибо за столь развёрнутый анализ, но, право же, стих этот не стоит столь пристального внимания. Автор в нём ничему читателя не учит и (боже упаси!) ни к чему его не призывает. Он просто как бы подсмотрел ночь одинокой, СЛАБОЙ, отчаявшейся женщины.
Если вы заметили, стих был выставлен сразу же после его написания. Выставлен с целью собрать как можно больше отзывов. Из полученных делаю заключение: стих далеко не однозначен в читательском восприятии, поскольку отзывы на него самые полярные – от плевков до аплодисментов. Стало быть, он имеет право на жизнь и СВОЕГО читателя непременно найдёт.
С теплом и уважением к вам.
П.С. Кстати, полистайте Эфраима Севелу («Моня Цацкес знаменосец»). Та об этом же, но в грубой форме.