О хвостах и хвостиках
Ну вот и наступил тот следующий раз, когда надо поговорить о роли объема рифмы в ритмической организации стихотворения. Попробуем?
Краткое содержание предыдущих серий:
При силлабо-тоническом стихосложении регулярно чередуются сильные и слабые места. На сильные места попадают, как правило, ударные слоги, на слабые — безударные, хотя возможны исключения. Отсчет слогов (сильных и слабых мест) начинается с начала каждой строки. Регулярно повторяющаяся группа сильных и слабых мест называется стопой. В зависимости от вида стопы выделяют следующие стихотворные метры: хорей (10), ямб (01), дактиль (100), амфибрахий (010), анапест (001). Стихотворный размер определяется метром и числом стоп. Особую роль в ритмической организации играют окончания строк, которые можно охарактеризовать характером (объемом) рифмы. Рифма может быть мужской (с односложной клаузулой, или ударением на последнем слоге), женской (двусложная клаузула), дактилической (трехсложная клаузула), может быть и большего объема, а также разносложной.
Тема урока: роль строковых окончаний в ритмической организации стиха
Изучаемые понятия: альтернанс, каталектика.
Чтобы понять, что объем рифмы имеет важное значение для восприятия стихотворного ритма, достаточно привести пример.
Вот несколько стихотворных отрывков:
1)
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…
2)
По вечерам, над ресторанами,
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух…
3)
Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
Попробуем определить стихотворный размер каждого из отрывков. Оказывается, везде — четырехстопный ямб.
Но ритм-то немного различается? За счет чего? А вот именно за счет «хвостиков» строк, то есть за счет объема рифмы.
В первом случае чередуются женские и мужские рифмы, во втором — дактилические и мужские, а в третьем — сплошь мужские рифмы.
Чередование рифм по объему называется АЛЬТЕРНАНСОМ.
Правилом альтернанса, узаконившим чередование мужских и женских, а также «тригласных» (дактилических) окончаний, русская поэзия обязана Ломоносову, восставшему против монотонии сплошных женских рифм — удручающего наследия силлабики. Альтернанс коренным образом изменил сам характер поэтического высказывания, придав ему гармоническое разнообразие. Однако, разумеется, правило чередования рифм вовсе не является обязательным. Например, широко используется ямб со сплошными мужскими окончаниями — очень выразительный, энергичный ритм — вспомните «Мцыри»!
Вообще говоря, для ритма важен даже не столько объем рифм сам по себе, сколько соотношение объема рифмы (то есть последней стопы) и всех предыдущих стоп стихотворной строки (а мы уже говорили, что последняя стопа может быть идентична остальным, может быть усеченной или удлиненной). Естественно, что для характеристики таких особенностей тоже существует специальный термин.
Термин этот — КАТАЛЕКТИКА.
КАТАЛЕКТИКОЙ в общем виде называется соотношение последней стопы с предыдущими.
Различают три случая:
1) АКАТАЛЕКТИКА — последняя стопа тождественна предыдущей;
Вот пример акаталектического (или абсолютного) хорея:
Целый день передо мною
Молодая, золотая,
Ярким солнцем залитая,
Шла ты яркою стезею.
Интонация напоминает бесконечную ленту: стихотворение можно считать без остановки, хватило бы только дыхания. Строка следует за строкой без метрических зазоров, сильные и слабые слоги сменяют друг друга, игнорируя межстиховые и межстрофические паузы. Как следствие образуется мелодическая монотония.
Большую популярность получил акаталектический ямб, укоренившийся в русской поэзии с легкой руки Жуковского и Лермонтова. Его неповторимая мелодика сразу же поразила современников. Белинский сравнивал ее с «ударом меча, поражающего свою жертву».
Акаталектические модификации особенно подчеркивают монотонность трехсложных ритмов. Охотно пользовался такими ритмами Лермонтов — в качестве примера достаточно привести знаменитое «тучки небесные, вечные странники….» — абсолютный четырехстопных дактиль. А вот абсолютный трехстопный анапест:
Бьется в тесной печурке огонь.
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
2) СОБСТВЕННО КАТАЛЕКТИКА, т.е. усечение — последняя стопа короче предшествующих на 1 или 2 слога;
В общем виде укороченная на один или два слога последняя стопа резко обрывает, «осаживает» движение ритма. Возникает потребность скомпенсировать слоговую недостачу или растяжением последнего слога, или соизмеримой паузой.
Вспомним опять:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по морю идет,
Бочка по морю плывет.
Здесь в первых двух строках — акаталектический хорей, а в третьей-четвертой — каталектический. А можно сказать, что рифма в первых двух строчках женская, а в третьей-четвертой — мужская.
А вот пример каталектического дактиля:
Пусть я и жил, не любя,
Пусть я и клятвы нарушу,
Все ты волнуешь мне душу,
Всюду я вижу тебя.
Здесь в 1-4 строках рифма мужская, и от стопы дактиля остался только один (сильный) слог. Во 2-3 строках рифма женская, от трехсложной стопы дактиля остались 2 слога. И в том и другом случае имеем дело с усечением.
Понятным образом ямб и анапест каталектической формы не имеют, так как лишены безударного «хвостика» в эпикрузе.
3) ГИПЕРКАТАЛЕКТИКА, т.е. наращение — последняя стопа длиннее предшествующих.
Гиперкаталектика активизирует «лишние» слоги в метрическом зазоре между стихами, в той или иной мере удлиняя стих и раскатывая его интонационный шлейф.
Пример Вы найдете и сами — ямб с чередованием мужских и женских рифм — пожалуй, самый распространенный стихотворный размер (а женские рифмы в ямбе как раз и являются гиперкаталектикой)
Гиперкаталектика в дактиле и амфибрахии в живой поэтической практике почти не встречается. Наращениям подвержены большей частью нулевые эпикрузы анапеста:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви
Здесь в нечетных строках последняя стопа анапеста содержит не 3, а 5 слогов, за счет двух «лишних» безударных слогов после икта. То есть мы имеем дактилическую рифму в нечетных строках и мужскую (акаталектический анапест) в четных.
Таким образом, ритм стихотворения определяется не только метром (ямб-хорей-дактиль-амфибрахий-анапест) и числом стоп, но и каталектикой, или, другими словами, объемом рифм (и чередованием рифм разного объема)
Какой же из этого всего следует вывод?
Очень простой. Раз объем рифм (и чередование рифм разного объема) наряду со стихотворным размером влияет на восприятие ритма стихотворения, то на протяжении всего стихотворения надо выдерживать один и тот же способ чередования объема рифм!
То есть нужно, чтобы на протяжении всего стихотворения объемы рифм в соответствующих строках были одинаковы. Если уж начали писать, чередуя мужские рифмы в нечетных и женские — в четных строках, так и пишите!
Потому что, если на протяжении стихотворения объем рифм или порядок их чередования изменится, это сразу же будет воспринято читателем как сбой ритма. И, скорее всего, именно такое замечание и будет сделано на конкурсе.
Вот пример, пожалуйста:
http://rifmer.com/vesna13/svobodnyj-stil-mart-vesna13/81149.html
Я тобой не могу напиться
Без воды заблудился в пустыне.
Дай любовью мне насладиться,
Без нее мое сердце остынет…
Без нее я останусь в песках -
Не узнать мне, что там впереди.
Только буду я видеть во снах,
Как прижался к твоей груди…
В первой строфе женские рифмы, во второй — мужские. «Спотыкание» при переходе с первой строфы на вторую настолько сильное, что вообще вначале не понимаешь, что произошло. Здесь, правда, ситуация осложняется еще и тем, что анапест не выдержан, слоги периодически пропускаются (попробуйте составить схемку и убедитесь сами)
Но вот пример с выдержанным ритмом:
http://rifmer.com/zima12-13/svobodnyj-stil-yanvar-zima12-13/76575.html
Снежинки падают с небес,
Даря людскому миру радость.
И манят нас в свой мир чудес,
Где каждый миг, мгновенье – сладость.
Их мир живой и многозначный,
Он много тайн в себе хранит.
Снежинка в воздухе прозрачном
К еловой веточке парит.
Здесь выдерживается четырехстопный ямб. Однако в первой строфе в нечетных строках мужские рифмы, в четных — женские. А во второй строфе — наоборот, в нечетных строках — женские, в четных — мужские. Ощущение изменения ритма при чтении, безусловно, есть.
Вот еще пример, где меняется объем рифм:
http://rifmer.com/vne-konkursa/vashe-tvorchestvo-ili-v-poiskax-pochitatelya/45585.html
Здесь в первой-третьей строфах женские рифмы в нечетных строках чередуются с дактилическими в четных. Затем в четных дактилические рифмы остаются, но в нечетных строках вместо женских рифм появляются мужские. Ну а в последней строфе, кажется, ритм полностью поменялся — а всего-то дактилические рифмы сменились мужскими.
Кстати, если бы замечание было сделано, автор сумел бы отшутиться тем, что в данном случае это художественный прием, потому что… ну, кому интересно, могу рассказать, как можно было бы ответить, но всякие шуточки с художественными приемами — вещь очень неоднозначная
Ну вот. Объем текста близок к предельному.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое альтернанс?
2. Что такое каталектика, акаталектика и гиперкаталектика?
3. Какого объема рифмы (женская, мужская, дактилическая) должны быть в акаталектическом хорее? ямбе? анапесте? амфибрахии? дактиле?
4. Какого объема рифмы могут быть в каталектическом хорее? дактиле? амфибрахии?
5. Какого объема рифмы могут быть в гиперкаталектическом ямбе? других размерах?
6. Что я напутала в этом тексте?
Домашнее задание:
1. Найти примеры стихотворений ко всем вариантам «вопросов для самопроверки»
2. Найти на сайте примеры стихотворений, где меняется объем рифм в разных строфах
Замечания, вопросы и предложения приветствуются!
Оценки:
аааааааааа, нимагу стока букав читать) хорошо, что знаю, где найти, потом зачту)
Анна, ну простите, я Вас напугала)))
Но здесь же не очень страшно, больше 10000 знаков я не выкладываю )
Дмитрий, огромное спасибо за оформление текста!
Дима, я Вас не сильно напрягаю? Может, раз в две недели такие тексты выкладывать, а не раз в неделю? То есть, конечно, лучше, наверное, совсем не выкладывать, но я уже вроде как настроилась, теперь не успокоюсь, пока по выбранной теме до конца не напишу )
Татьяна! Спасибо Вам за то, что Вы не теряете ещё надежду кого-то чему-то научить. Вот только беда в том, что те, кому надо учиться, не читают вообще ничего, а те, кто пишет и знает теорию, по сто раз перечитывают уже известные истины. Я поражаюсь Вашей толерантности и умению вести диалог, в основном люди по сути своей «монологичны».Вот сейчас объявлен конкурс рецензий. Лёгкое задание для Вас, а хочется ли ? Мне так надоели школьные уроки, что на подобные конкурсы нет никакого желания тратить время.Я вот только 10 дней в отпуске, пытаюсь отключиться от литературы, но не получается. Может, к лучшему. Не знаю. Лина
Лина, спасибо огромное! Я не надеюсь кого-то чему-то научить — я хочу сама научиться. А Вы же знаете: «Хочешь чему-то научиться — начни учить другого» )
А конкурс рецензий мне очень нравится, и задание совсем не легкое. Надо же написать, чтоб читать было интересно. Я вот мучаюсь — пока ничего не получается. Лина, хорошего Вам отпуска, и надеюсь, что желание «отключиться от литературы» не помешает Вам заходить на сайт! )
Несколько отсутствовал… Захожу на сайт — и снова попадаю на Ваш урок. Теперь уже не знаю что мне нравится больше: Ваши стихи или Ваши уроки? Наверное, и то, и другое. Ваше вдохновение волей-неволей заставляет задуматься о сущности поэзии, о величии и значимости строк, их глубине и о «подводных камнях», которые сопутствуют (или могут сопутствовать) автора. И начинаешь понимать, что мало иметь свой собственный взгляд, собственное видение, даже собственное мнение, выраженное в строчках… Куда важнее обладать нужным инструментарием, чтобы наиболее точно донести чувства, переживания, эмоции и т. д. до читателя. Ох, что-то я расписался… Очевидно, это так же под Вашим влиянием…
С искренней признательностью — Влад.
Ой, Влад, какие высокие слова! Вы меня прямо смутили ) Спасибо большое!
Уроки раз в неделю на сайте появляются, и в текущем есть ссылка на предыдущий, так что все можно найти. Но на самом деле это совсем не нужно, чтобы писать стихи, правда? Скорее для рецензентов могло бы быть полезно.
Спорный вопрос (это я к тому, нужно или не нужно знать теорию?) Вообще-то, каждый автор выбирает для себя чего он хочет. Если он хочет хорошо и правильно писать (хотя бы по-русски), он будет изучать теорию, хотя бы из интереса к своему ремеслу, и не станет обвинять рецензентов за указанные ошибки. Я говорю только от себя: мне интересно. Правда, не всегда есть время обстоятельно заняться теорией, поэтому, Ваши уроки — как отдушина: бери готовое и усваивай! Уверен, большинство авторов, печатающихся на сайте, как и я, не кончали литинститут или филфак. И хорошо, что есть Тётя Таня, которая нас понимает и нам помогает. За это Вам огромное СПАСИБО!
Ой, а то можно подумать, тётя Таня на филфаке училась )))
У меня образования, как говорил не помню какой юморист, «никакого, то есть высшее техническое»)
Ну вот читаю, что умные люди на разных сайтах пишут, и конспектирую помаленьку