2 или 4
Мой преподавательский зуд никак не уймется
Краткое содержание предыдущих серий: В силлабо-тоническом стихосложении регулярно чередуются сильные (1) и слабые (0) места. На сильные места должны попадать ударные слоги, на слабые — безударные, хотя возможны исключения. Регулярно повторяющаяся группа сильного и слабых (одного или двух) мест называется стопой. В зависимости от вида стопы выделяется пять стихотворных метров: двудольные ямб (01) и хорей (10), и трехдольные дактиль (100), амфибрахий (010), анапест (001). В двудольных размерах (то есть таких, где сильные и слабые места чередуются через одного) сильных мест оказывается больше, чем требуют статистические свойства русского языка, поэтому часто приходится сильные места заполнять безударными слогами. Так образуются пропуски ударений, или стопы, в которых оба слога безударные- пиррихии.
Изучаемые понятия: четырехдольники (четырехсложники), пятидольники (пятисложники)
Собственно, чаще всего в расположении пиррихиев нет, кажется, никакой системы. Но бывает, что пиррихии расположены в тексте регулярно, чередуясь с обычными стопами строго через одного. В этом случае можно объединить две стопы — обычную и пиррихий, и получить стопу, содержащую четыре слога, из которых только один будет ударным. Стихотворения, написанные такими стопами, называют ЧЕТЫРЕХДОЛЬНИКАМИ, или ПЕОНАМИ.
Естественно, что сильный (ударный) слог может попасть на первое, второе, третье или четвертое место в стопе, и соответственно выделяют четырехдольник первый (пеон1), четырехдольник 2 (пеон2), четырехдольник 3 (пеон3) и четырехдольник 4 (пеон4).
На примерах все станет понятно (сильные места выделены заглавными буквами):
Пеон1: 1000
СпИте полумЁртвые увЯдшие цветЫ,
ТАк и не узнАвшие расцвЕта красотЫ,
БлИз путей заЕзженных взращЁнные творцОм,
СмЯтые невИдевшим тяжЁлым колесОм
(К.Д. Бальмонт)
Пеон2: 01000
Не дУмай о секУндах свысокА.
НастУпит время, сАм поймёшь, навЕрное, (0100_0100_0100)
СвистЯт они, как пУли у вискА,
МгновЕния, мгновЕния, мгновЕния.
(Р. Рождественский)
На этом примере уже ясна некоторая условность отнесения стихотворения к четырехдольнику. Конечно, помня песню, мы, наверное, прочитаем это стихотворение именно в ритме четырехдольника. Но ведь вторую строку можно прочитать и совсем по-другому, вот так, ослабляя другие слоги
Наступит врЕмя, сам поймЁшь, навЕрное… (0001_0001_0100)
А можно и без пропуска ударений:
НастУпит врЕмя, сАм поймЁшь, навЕрное… (0101_0101_0100)
Таким образом, понятно, что четырехсложная стопа с одним ударным слогом является в четырехдольнике хоть и преимущественной, но не единственно возможной, в ней вполне может появиться второй ударный слог… а можно считать, что и нет никакой четырехдольной стопы, а есть обычные стопы ямба:
НастУпит врЕмя, сАм поймЁшь, навЕрное… (01_01_01_01_0100)
Да это и понятно! Мы же уже говорили, что в русском языке в среднем одно ударение приходится на 2,7 слога. А если выдерживать стихотворение в строгом четырехдольном размере, то одно ударение должно приходиться на 4 слога! Это надо очень извратиться, чтоб такой текст составить!
Поэтому в большинстве случаев ритм четырехдольника задается даже не только (и не столько) ударениями, сколько предполагаемой и задаваемой с помощью построения фраз интонацией прочтения.
Пеон3: 0010
Вьюга листья на крыльцо намела,
Глупый ворон прилетел под окно
И выкаркивает мне номера
Телефонов, что умолкли давно.
(А.Галич)
А этот пример, приведенный у Тима Скоренко, с моей точки зрения, вообще никаким четырехдольником не является, скорее логаэдом. Давайте схемку составим:
Вьюга листья на крыльцо намела, 0010_0010_01
Глупый ворон прилетел под окно 0010_0010_01
Видите, последняя стопа не просто укороченная — в ней сильное место приходится не на третий (как в двух предыдущих), а на второй слог! Так что лично я, в силу своей бестолковости, представляла бы этот размер так:
Вьюга листья на крыльцо намела, 10_10_001_001
Глупый ворон прилетел под окно 10_10_001_001
То есть две стопы хорея плюс две стопы анапеста. Ну раз говорят, что четырехдольник… ну допустим.
Там еще такой пример был:
Входит Пушкин в лётном шлеме, в тонких пальцах — папироса.
В чистом поле мчится скорый с одиноким пассажиром.
И нарезанные косо, как полтавская, колёса
С выковыренным под Гдовом пальцем стрелочника жиром
Оживляют скатерть снега, полустанки и развилки
Обдавая содержимым опрокинутой бутылки. (И. Бродский)
И написано, что четырехдольник тесно переплетается с обыкновенным хореем.
Ну а можно сказать, наверное, что это хорей, где иногда расположение пиррихиев соответствует четырехдольнику.
Пеон4: 0001
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит
(А.Пушкин)
Ну вот, последний пример явно показывает условность отнесения стихотворения к четырехдольнику — мы же знаем, что стихотворение «Зимнее утро» написано ямбом!
Значит, пеоны (четырехдольники) можно рассматривать как частный случай ямба или хорея. Если в ямбе регулярно использовать пиррихии, получим пеон. Если пиррихии используются в нечетных стопах, то в ямбе теряется ударение на 2, 6 и последующие соответствующие слоги, и получаем пеон4. Если же пиррихии находятся в четных стопах, то пропадает ударение на 4, 8 и следующие соответствующие слоги, и получаем пеон2. Аналогично из хорея при регулярном использовании пиррихиев можно получить пеон1 или пеон3.
Соответственно, в одном стихотворении вполне допустимо использовать, помимо хорея, пеон1 и пеон3; либо в одном и том же стихотворении ямб и пеон2 и пеон4. В таком случае, вероятно, стихотворение будет правильно отнести к классическому двусложному размеру. Ну а если четырехдольный размер выдерживается на протяжении всего стихотворения и подчеркивается интонационно, тогда размер стихотворения правильнее отнести к четырехдольнику(пеону).
Вообще-то четырехдольники — вещь коварная. Дело в том, что если на протяжении большей части стихотворения выдерживается четырехдольный размер, а потом (вдруг!) он меняется на обычный двудольный, то это воспринимается как сбой ритма.
Вот пример:
http://rifmer.com/vne-konkursa/vashe-tvorchestvo-ili-v-poiskax-pochitatelya/73707.html
Я по рельсам шёл на запад, между шпал________(0010_0010_001)
Счастье- злато обронил и потерял.___________(0010_0010_001)
Побежало, потекло оно ручьём,_______________(0010_0010_001)
Ветер спрашивал – Ты – чьё? В ответ – Ничьё.(0010_0010_001)
Здесь четырехдольный размер четко выдержан, интонационно подчеркнут, и очень хорошо соответствует общей стилистике стихотворения. Кстати, четырехдольный размер здесь определяется не столько ударными-безударными слогами, сколько построением фраз — ведь односложные слова можно читать и с ударением, но здесь они как-то сами по себе легко читаются безударно.
Тот же размер выдерживается во втором четверостишье. А вот третье:
Бей в набат, греми искрящим жезлом гром,
Что потерянно однажды, то потом
Половодьем в памяти всплывет не раз.
А кого судьба не била в волчий час?
Результат? Читается (по ритму, на который уже настроились) — «в памятИ».
Если рассматривать этот текст, как написанный хореем, то сбоя нет — ударный слог оказался на сильном месте. И в другом тексте, с более свободным расположением пиррихиев, эта строка прочиталась бы замечательно. Но не здесь.
Ну и совсем нехорошо, с моей точки зрения, когда в четырехдольнике вдруг появляется «сверхсхемное ударение» на слог, который в соответствующем двудольном размере должен бы быть слабым, то есть на нечетные слоги в ямбе или четные в хорее. Так что всякие там ссылки на то, что
«под ветра шум, под песни звуки
меня качали твои руки» — это четырехдольник, а «твои» — проклитика, и произносится целиком безударно меня не убедят. У меня читается «твОи». И мне это не нравится.
Ну и еще один размер, который тоже можно считать «модификацией хорея» за счет регулярного расположения пиррихиев — это ПЕНТОН (пятисложник)
Пентон (пятисложник) — стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Относится к классу пятидольников. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется народных песнях. Впрочем, и в советских песнях можно обнаружить пентоны.
Вот стихотворение Кольцова:
Не шуми ты, рожь,___(00100)
Спелым колосом!_____(00100)
Ты не пой, косарь,__(00100)
Про широку степь!___(00100)
А вот пример советской песни:
Даль великая,
Даль бескрайняя
За околицей
И в судьбе.
Я тебе, земля,
Низко кланяюсь,
В пояс кланяюсь тебе.
В принципе, можно оба эти отрывка отнести и к хорею. Причем в первом отрывке хорей будет трехстопным с усеченной последней стопой, а во втором – двустопный, с наращенной второй стопой.
Так что пентон многие не рассматривают как самостоятельный стихотворный размер, и, возможно, правильно делают.
Четырехсложники и пятисложники — размеры, получаемые из двусложных размеров строго упорядоченным расположением пиррихиев. Но расположение пиррихиев может быть и другим — регулярным или нет, и создавать совершенно разные интонационно ритмические рисунки.
Но об этом — следующий раз.
Вопросы для самопроверки:
1) что такое пиррихии? ямб? хорей?
2) что такое четырехдольные стихотворные размеры? как выглядит стопа каждого из четырехдольных размеров?
3) что такое пятисложник?
4) что я напутала в этом тексте? Или ничего не напутала?
Домашнее задание:
1) попробуйте найти стихотворения (на сайте, на других ресурсах или классические), которые можно было бы отнести к четырехдольникам или пятидольникам.
Замечания и предложения приветствуются!
Оценки:
Удивительное дело, т. Таня, от уроку к уроку чувствую, что потихоньку теоретически «подковываюсь», хотя с детства теорию не любил. Спасибо!!!!
С удовольствием прочитала, кое-что новое узнала, кое-что старое по полочкам разложила ) Спасибо за урок.
Влад, Женя, большое спасибо, очень рада, если Вас что-то здесь заинтересовало.
Диме, как всегда, огромное спасибо за оформление текста!
Дима, Вы уж простите, что я Вас напрягаю, но Вы же знаете — я человек упрямый, пока все не выскажу. что собиралась, не успокоюсь. А там еще уроков 6 как минимум )