Гармонист (из цикла «Друзьям-музыкантам»)
* * *
Когда она мехами шла врастяг,
Так, будто целый мир в себя вдыхала,
В её утробе песня полыхала
И в ночь рвалась под перебрёх дворняг.
Она ещё не ведала мотив –
Рядами кнопок душу проверяла,
Кому-то безрассудно поверяла
Неповторимо чудный перелив.
…Но вот, сторожко крадучись, к басам
Приноровилась чуткая ладошка,
И завелась, заплакала гармошка
В притвор мужским и женским голосам.
И плачуще – мехами на задых –
Басам сопрано жаловались робко,
Как будто сотни женщин молодых
До времени таились в этих кнопках.
И сдержанно внимали им басы
И утешали тихо, как мужчины…
Уже ложились на мехов морщины
Предутренние капельки росы;
Уже заря готовила огонь,
Чтобы поджечь край облака над лесом.
…А парень, выгнув брови с интересом,
Всё тормошил и тормошил гармонь.
Замечания и советы приветствуются. В меру.
Оценки:
belach-eugeny - "3"Дублёр-ша - "3"
Добрый - "3"
Море - "3"
Maryam - "3"
Viktoria-M - "2"
Я в восторге! Как хорошо и легко от ваших стихов, Ефим, как тепло сердцу. Радуюсь, читая ваши строчки.
С уважением)
Спасибо, Таня! С Новым Годом вас!
Я тоже!)
Спасибо, Морюшко! Порадовали. С Новым Годом!
С теплом.
Здорово, просто здорово! Прожила-пережила Ваши стихи, Ефим)
Мариночка, милая, спасибо! Давненько вы у меня не были. Тем приятнее мне отзыв ваш! С Новым 2015-м вас!
ха ра шо!
Спасибо, Виктория! С Новым Годом!
Ну, раз Автор приветствует замечания, замечу )) Стихотворение написано пятистопным ямбом, опорным являются нечетные стопы, поэтому строка читается с грубым ритмическим сбоем:
ЧтобЫ поджечь край облака над лесом
В четвертой строфе схема рифмовки вдруг меняется с опоясывающей на перекрестную, а затем обратно. Если это авторская задумка, тогда в чем ее смысл? Пока что это больше похоже на авторский недосмотр )
Есть и еще замечания, мелкие )
Для начала: спасибо вам, Люся, и с Новым Годом вас!
Теперь об авторских недосмотрах. Я уже устал отвечать блюстителям законов Поэзии приводить примеры из творчества сильных мира сего, то бишь маститых поэтов. Видимо, придётся сделать это ещё раз…
А. Пушкин:
Весельем позванный в толпу друзей моих,
Хотел на прежний лад настроить резву лиру,
Хотел еще воспеть прелестниц молодых,
Веселье, Вакха и Дельфиру.
Напрасно!.. я молчал; усталая рука
Лежала, томная, на лире непослушной,
Я все еще горел — и в грусти равнодушной
На игры младости взирал издалека.
М. Лермонтов:
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?… издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Э. Багрицкий:
Я сладко изнемог от тишины и снов,
От скуки медленной и песен неумелых,
Мне любы петухи на полотенцах белых
И копоть древняя суровых образов.
Под жаркий шорох мух проходит день за днем,
Благочестивейшим исполненный смиреньем,
Бормочет перепел под низким потолком,
Да пахнет в праздники малиновым вареньем.
О. Мандельштам:
Я около Кольцова,
Как сокол, закольцован -
И нет ко мне гонца,
И дом мой без крыльца.
К ноге моей привязан
Сосновый синий бор.
Как вестник без указа,
Распахнут кругозор.
Б. Пастернак:
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет,-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
О. Берггольц:
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады —
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамёна Петрограда.
И. Бродский:
Как в школьные года — стирал до дыр.
Но ежедневно — слышишь голос строгий;
уже на свете есть какой-то мир,
который не боится тавтологий.
Теперь и я прижал лицо к окну.
О страхе том, что гнал меня из комнат,
недостает величия припомнить:
продернутая нить сквозь тишину.
М. Цветаева:
Я знаю: в этой битве пасть
Не мне, прелестный трус!
Но, милый юноша, за власть
Я в мире не борюсь.
И не оспаривает Вас
Высокородный стих.
Вы можете — из-за других -
Моих не видеть глаз…
М. Светлов:
И верю, Русь, Октябрьской ночью
Стопой разбуженных дорог
Придет к свободе в лапоточках
Все тот же русский мужичок.
И красной лентой разбежится
Огонь по кровлям серых хат…
И не закрестится в закат
Рука в щербленой рукавице…
Е. Евтушенко:
Какой занятный общества этап,
коварно подготовленный веками:
мужчины стали чем-то вроде баб,
а женщины — почти что мужиками.
О, господи, как сгиб ее плеча
мне вмялся в пальцы голодно и голо
и как глаза неведомого пола
преображались в женские, крича!
Это лишь малая малость. Просто лень было рыться в… нетленном.
Простите мою тупость, Ефим, но я ничегошеньки не поняла )) аргументом чего являются все эти строки из классиков? Вы отрицаете, что в ВАШЕМ тексте имеются недочеты, на которые я указала? ))
И вас с Новым годом и с наступающим Рождеством! )
«В четвертой строфе схема рифмовки вдруг меняется с опоясывающей на перекрестную, а затем обратно. Если это авторская задумка, тогда в чем ее смысл? Пока что это больше похоже на авторский недосмотр )»
А разве это не вы писали?
Вы скопировали мои слова, да ) И что?
«Опоясыващие, перекрёстные и обратно» — у всех перечисленных мною классиков.
ох, Ефим )) это я увидела, но какое это имеет отношение к моему вопросу? )
Я спрашивала вас, Автора, и спрашивала исключительно про ваш текст ) я наивно надеялась, что вы сможете мне объяснить, в чем художественная необходимость такого перехода?
И вы совершенно не отреагировали на замечание про ритмический сбой. Или тоже будете приводить примеры подобных ошибок у классиков? )) не трудитесь, бога ради! в данном случае для меня это не аргумент ))
Однако я еще раз убедилась, что ни в какой критике вы не нуждаетесь )
Больше не побеспокою.
С уважением к вам и к вашим поклонникам )
Извините, что встреваю, но… хочу сказать, что я очень часто встречаю в стихах современных уважаемых! поэтов смену рифмовки без особых на то причин… и вот думаю, а разве от этого стихи становятся хуже? Или есть какой-то запрет и нельзя менять схемку?
Люся, может подскажешь, в чём дело-то? — я искренне этого не понимаю.(((
Думается мне, что есть стихи, которые нравятся, несмотря на.., а есть, которые не нра, несмотря на… И авторы, которые… Тогда, быть может, дело в этом?))) — обращаюсь ко всем, которым не…
Почему? — да потому, что заметила, что уже несколько стихов подряд на данного автора нашествие недовольных «волонтёров»…)))