Куликово поле
Ветра над полем Куликовым –
Как шесть веков тому назад.
И, устремляясь вдаль, суровым
Становится невольно взгляд.
Задумаюсь, глаза прикрою,
Представлю поле – как тогда:
Иду звериною тропою,
Из Дона пью – вкусна вода!
Цветет ковыль, по плечи ростом.
Тону я в море ковыля,
Где, радуясь тяжелым остям,
Семян ждет матушка-земля.
Стоит зеленая дубрава
Утесом средь ковыльных волн.
А ветерок, лихой и бравый,
Взбегает вверх на Красный холм.
Но нет, не только запах пряный
Горячий ветер мне принес.
Врага почуяв, конь мой прянул,
Насторожил точеный нос.
Заржал он, как напоминая,
Что в поле я – не праздный гость.
Я – линия сторожевая,
И вот, собрав поводья в горсть,
Скачу к своим с недоброй вестью,
Что тут, сильна как никогда,
Идет со злобою и местью
На Русь Мамаева орда.
А там князья сидят в чащобе
И кровью спорят, кто главней?
И враг ликует, Русь во гробе
Топча копытами коней.
Мелькнет ордынская папаха –
И гнутся головы окрест.
Сырой земли славянский пахарь
Убит, поруган… Но воскрес!
Весь русский люд: крестьянин, воин,
Ремесленник и зверолов –
Встает, решителен, спокоен,
Услышав звон колоколов.
И Кремль, и Сергиева лавра,
Во все уделы шлют призыв:
«Едины будем, братья, в главном,
Вражду усобиц прекратив!»
И, как ручьи, от самых малых,
К одной стекаются реке,
Идут дружины под начало
Московских стягов вдалеке.
Мужая в трудную годину,
Презрев беду и нищету,
Сплотилась Русь в строю едином:
Плечом к плечу, щитом к щиту.
О, мать-страна, ты слезы вытри:
Бойцы шли с верой, не с тоской!
Их вел к победе князь Димитрий,
Еще без прозвища Донской.
Хоть непростым был путь к Непрядве,
Мы бой орде готовы дать.
Всей их крамоле и неправде
Единство наше не разъять!
Для поединка с Челубеем
Избрал монах удел земной:
Сразив – сражен… И солнце, рдея,
Взошло над нашей стороной.
Весь день оно палило в небе,
Текло кровавым потом с лиц.
И за бойцом боец, как стебель,
Булатом скошен, падал ниц.
Но за победу не напрасно
Мы платим жизнями оброк:
Уже на холм прорвался Красный
С полком засадным князь Боброк.
И по степи, огнем объятой,
Коней усталых горяча,
Орду мы гнали до заката
К реке Красивая Меча.
Потом, вернувшись, хоронили
Всех тех, кто встретил в поле смерть.
Как братья, спят в одной могиле
Боярин, князь, дружинник, смерд…
И травы шепчутся над ними,
Как шесть веков тому назад,
И не один фотограф снимет
Над золотым крестом закат.
Средь ковылей дубы ковчегом
Плывут сквозь ветра непокой:
Чем выше зелень их побегов,
Тем глубже корни под землей.
Автор готов к любой критике. Смелее!
Оценки:
belash-eugeny - "8"
Небезынтересно. Местами весьма неплохо.
НО (!) :
1) Объём всё же чрезмерен.
2) Историческая концепция, касающаяся татаро-монгольского ига, Орды, эпохального Куликовского сражения всё хуже и хуже выдерживает критику последних 10—15-ти лет ( а то и поболе ), всё меньше и меньше устраивает думающих, принципиальных исследователей прошлого Руси.
Согласно их выводов на Руси не было никакого ига. Азиатская ( сарматская, кас(з)ацкая, скифская ) часть Великой Тартарии просто гораздо дольше сопротивлялась насильственной кровавой христианизации русского народа. И вымышленная (!) Куликовская битва есть не что иное как последнее сражение между созническими силами княжеств западной части русских земель и южно-восточными (ханскими) объединениями славян и татар.
И ещё очень много ложного, извращённого, вымышленного добавлено было во времена екатериненского царствования апологетами норманнской концепции исторического развития теперешней цивилизации.
3) Есть и технические шероховатости, но по мелочи.
Понятно, что мы живем в стране с непредсказуемым прошлым
Но у меня ведь стихо, а не исторический трактат.
Да, но понимая нелепость этого «ига», а также учитывая то, что нигде (!) в местах предполагаемой битвы не найдено ничего (!!), ни одного обломка лат, копий, мечей, скелетов или их фрагментов людей и лошадей, коих в таких местах обычно обнаруживается огромное количество, поэт обычно и не решается так пышно описывать байку, хоть и бородатую.
«Байка», «нелепость» — это, по-моему, чересчур категорично применительно к Куликовской битве.
Вы же сами в своем первом комментарии не отрицали факта этой битвы, но написали, что суть ее была иной:
«Куликовская битва есть не что иное как последнее сражение между созническими силами княжеств западной части русских земель и южно-восточными (ханскими) объединениями славян и татар».
Вообще тут не помешали бы ссылки на серьезные исторические труды, подтверждающие Вашу точку зрения, так как, насколько мне известно, консенсусная точка зрения ведущих историков Куликовскую битву не отрицает.