НАСТОЯЩИЕ
Когда в небе сгущаются сумерки,
Когда ветру привычно зашкаливать,
А у ночи – глаза цвета сурика
И улыбка Джоконды шакалья,
Когда нА сердце дыры и кратеры
Телескопом ума изучаешь,
Когда совесть отрядом карательным
На скаку настигает всё чаще,
Когда воспоминания-скальпели
У висков прорастают из черепа,
Когда поздно для мазей и капельниц,
Но ещё рановато священнику,
Каждый вдох раскалёнными струями
Прожигает тоннели в сознании,
Рвётся фугой тысячеструнною
Домик карточного мироздания,
Когда времени хрупкое крошево
Солит свежие раны потерями,
Когда будущим кажется прошлое –
Зазеркальная антиматерия,
Когда хламом становится бросовым
Весь багаж твоих Аустерлицев:
Не терзаться шипами-вопросами –
Просто взять бы, и застрелиться,
Когда в тесном гробу повседневности
Рвёшь обшивку с отчаяньем Гоголя,
Когда глыбу надежд всё трудней нести,
А любовь поделили и прОдали –
Вот тогда, как Иов на развалинах,
Там, где вера сильнее усталости,
Ты найдёшь эти строки незваные.
Ты исчезнешь. Они – останутся.
Оценки:
westa - "10"Maryam - "10"
Klaus Rifmus - "10"
Спасибо автор, мое читательское довольно.
Красивый стих.
Шакалья — не влезло в размер.Первая строка третьего катрена сбой ритма. И далее размер меняется как хочет.
Конечно прочитать вслух трудно, но образы просто великолепные.
Да. Ритм гуляет. Но это не так важно. уж больно красиво все… Спасибо.
Друзья критики! со всем уважением, но…
иногда ваши старания о чистоте размера сопряжены с явными переборами. Мне кажется, что это может повредить молодым авторам, воспринимающим за чистую монету все, что здесь пишется.
Метрика стиха — то свойство, которое выбирает автор, и она вовсе необязательно повторяет правильные размеры, отклонения от него тоже описаны в теории, и неплохо с ними познакомиться прежде чем вешать ярлыки о несоблюденных размерах и, подобно святой инквизиции, следить за соблюдением ортодоксальной силлабо-тонической формы)))
Применительно к стиху: пропуски ударений в строке именуются пиррихиями и не нарушают размер, а добавляют стиху интонационный рисунок «Когда воспоминания-скальпели» — здесь их аж два)), что заставляет прочесть всю строку на одном выдохе, без пауз — весьма распространенный прием;
во многих стоках в начале слово «когда» имеет как бы лишнее ударение, не вписывающееся в размер, это называется спондей, и часто используется в трехсложных размерах, «всё трудней нести» — тот же прием;
несовпадение слогов в окончании — зовется гиперкаталектическим окончанием, и тоже не влияет на определение размера, а как прием используется частенько;
есть еще кроме силлабо-тонического стихосложения, адептами которого (или стремящимися) является абсолютное большинство авторов на этом сайте, такие виды как свободный стих, акцентный стих и т.д., где размер присутствует условно.
не зря ведь творили Маяковский, Вознесенский и другие, чтобы их достижения в поэзии не брались в расчет!
представьте себе в 21-м веке критика живописи, который заявил бы, что фиолетовых и зеленых теней не бывает… ему бы как минимум посоветовали стряхнуть с себя пыль и паутину)))
учить размеры и уметь их анализировать бесспорно надо, но главное — догмой не задавить формирующийся талант
эта тирада направлена скорее не критикам (включая наверно и меня), а тем, кто их безропотно выслушивает и начинает подгонять свои мысли и чувства под прокрустово ложе «нерушимых» правил… уууууф……
Друзья критики! со всем уважением, но…
иногда ваши старания о чистоте размера сопряжены с явными переборами. это может повредить молодым авторам, воспринимающим за чистую монету все, что здесь пишется.
Метрика стиха — то свойство, которое выбирает автор, и она вовсе необязательно повторяет правильные размеры, отклонения от него тоже описаны в теории, и неплохо с ними познакомиться прежде чем вешать ярлыки о несоблюденных размерах и, подобно святой инквизиции, следить за соблюдением ортодоксальной силлабо-тонической формы)))
Применительно к стиху: пропуски ударений в строке — пиррихии, не нарушают размер, а добавляют стиху интонационный рисунок «Когда воспоминания-скальпели» — здесь их аж два)), — весьма распространенный прием;
во многих стоках в начале слово «когда» имеет как бы лишнее ударение, не вписывающееся в размер — спондей, часто используется в трехсложных размерах, «всё трудней нести» — тот же прием;
несовпадение слогов в окончании — гиперкаталектическое окончание, тоже не влияет на определение размера, а как прием используется частенько;
есть еще кроме силлабо-тонического стихосложения, адептами которого (или стремящимися) является абсолютное большинство авторов на этом сайте, свободный стих, акцентный стих и т.д., где размер присутствует условно.
не зря ведь творили Маяковский, Вознесенский и другие, чтобы их достижения в поэзии не брались в расчет!
представьте себе в 21-м веке критика живописи, который заявил бы, что фиолетовых и зеленых теней не бывает… ему бы как минимум посоветовали стряхнуть с себя пыль и паутину)))
учить размеры и уметь их анализировать бесспорно надо, но главное — догмой не задавить формирующийся талант
эта тирада направлена скорее не критикам (включая наверно и меня), а тем, кто их безропотно выслушивает и начинает подгонять свои мысли и чувства под прокрустово ложе «нерушимых» правил… уууууф……
«Когда в тесном гробу повседневности
Рвёшь обшивку с отчаяньем Гоголя,»
Просто здорово. Все- здорово. И- спасибо за двойной ответ оппонентам. Даже я что-то для себя уяснила. Ха-ха, значит, меня зря ругали за разное число стоп в рифмующихся строках и несоблюдение ударений?! Вот, скопирую Ваш ответ и буду его при случае цитировать! Красота! )
ну, двойной этот ответ — по причине моей нетерпеливости:)
применить его можно по отношению к тоническим (акцентным) стихам. в силлабо-тонике всякие пиррихии, анакрузы, спондеи и прочая нечисть считается чаще всего болезнями, и очень редко — худ. приемами. наверное, не зря — так ведь можно любую лажу списать на художественный прием:)
Ну вот, Сергей, теперь я снова- ниччего не понимаю.. А вот интересно- если ничегошеньки в этих пиррихео-спондеях не понимаешь, а оно вдруг зажужжит в одном, а потом в обоих ухах: «дар косноязычья», и ты носишь эти два слова в себе, а потом понимаешь- это про Лето и получается стих ( или то, про что я думаю, что это-стих), можно ли на люди нести, нужно ли? Но если в тумбочку, например, «творить», как понять ЧТО это? Зачем ОНО? Сам-то не понимаешь- гадкое или прекрасное твое детище..
почти во всех отраслях теоретики появляются вслед за практиками, которые че-то наделали, и это «че-то» надо теперь как-то объяснить. и с другой стороны: можно обложиться справочниками, вызубрить всю теорию стихосложения и не создать ни одной достойной вещи.
теории в искусстве призваны задним числом объяснять очевидное: «стих хороший, потому что …» или наоборот: «это нужно скормить свиньям, потому что…»
я считаю, что в первую очередь нужно полагаться на чутье, художественную интуицию, а потом уже найдутся люди, которые это заклюют или зацелуют исходя из своих теоретических познаний.
как-то свои потуги в области классической музыки Пол Маккартни объяснил так (не претендую на дословность): «Наверно, мне легко писать классику, потому что я ее почти не слушал и не знаю, как ее НАДО писать»
кстати, сам я лет семь корябал «в стол» и «для узкого круга», учился у тех, кого читал, мариновался в своих мыслях. и это, скажу я, не самый быстрый и верный способ чему-то научиться:) (это я так мягко говорю о том, что это было по сути потерянное время)
отдавать на чужой суд, учиться на своих ошибках, исправляться, не теряя индивидуальности — единственный способ развития!!!
записали?:)))
записываю, та-а-ак, не быстро:» отдавать на чужой суд, учиться на своих ошибках, исправляться, не теряя индивидуальности – единственный способ развития!!!»
Yes! ))
отлично!
тема следующей лекции: «стоит ли доверять советам какого-то дядьки, пересыпающего свою речь непонятными ему самому терминами?»
28 лет — дядька? приятно было бы думать, что льстите, но знаю- заблуждаетесь. И еще ( я хорошо записала!): «учиться на своих ошибках». Чтобы на них учиться, нужно же их сначала совершить?
«дядька» — это скорее половая принадлежность, нежели возраст:)
не будем меряться годами — человеку столько лет, сколько он сам себе дает. я, вот, никак из 15-ти не вырасту:)
не ошибается тот, кто ничего не делает — так что, давайте ошибаться!
удачи!
В полный голос читается. Легко!!!
Даже без знания, что есть эти самые пирри… Термин на название бациллы похож! Ужас (это я про термин).
А за совет по написанию хороших стихов (возможно больно, но быстро!), отдельное спасибо.
«…я, вот, никак из 15-ти не вырасту…»
Да и слава Богу! Я, наверно, не очень Вас перерос… Хуже, когда двадцатилетние на все 100 лет «прорастают»… А стих — щёлкал бы десятки, пока палец к мышке не прирастёт…
значит, я вас обоих на-а-амного старше, никак из 20 не вылезу.