Тайная вечеря (по картине Н. Ге)
Как долго длилась эта ночь…
Груз истины тревожил душу.
Он ведал всё! Сомненья прочь!
Но цепь событий не порушил…
Последний с причащеньем ужин.
Испив вина, откушав яства -
в сад удалятся все, наружу,
апостолы — Христова паства.
Царивший в трапезной покой
прервал Петра унылый голос,-
Христос же, левою рукой
подпёр висок, поправив волос
- Учитель! За тобой на смерть
готов, иль сгнить в темнице…
Воды познал я верой, твердь,-
ты научил всех нас молиться…
- Не надо Петр, со мной на крест.
Зачем в напрасности печешься,-
не прокричит петух окрест,
а ты уж… трижды отречешься.
- Один из Вас,- меня предаст!
- Не… я ли? – вымолвил Иуда.
- Что делал — делай! И…воздаст!
А мне судьба готовит юдоль.
Апостол вздрогнул, но не внял,
и стал сливаться с серой тенью…
Рукою плащ свой приподнял,
чтобы сокрыть своё волненье.
Прозрев в догадках Иоанн
у ног Христа поднялся в ложе,-
и Петр вдруг узрел обман,
поняв,- Иуду что-то гложет…
В окно вливался лунный свет
на стенах порождая блики.
Светильник, проявляя цвет,
Иуду выделил безликим.
Не предвещала ночь добра,-
понятным было всё Иисусу…
И звон в мешочке серебра,-
цена греха и… вес искуса.
Был впереди Пилатов суд,
венец терновый,- рвущий череп,
и… воскрешенье – чуда суть.
Ну, а сейчас ещё… вечеря…
Оценки:
Юрий, Вы меня заразили! )))
А здесь — на такую тему вообще писать трудно, потому что ведь не только о картине идет речь, но и тексте, который в поэтичности превзойти, наверное, невозможно.
А у меня опять по ритму вопросик:
- Учитель! За тобой на смерть
готов, иль сгнить в темнице…
Воды познал я верой, твердь,-
ты научил всех нас молиться…
Здесь, кажется, во второй строчке не хватает двух слогов, а в третьей явно читается «водЫ», хотя, видимо, должно быть вОды». Это специально?
Таня, здравствуйте!
Начнём с ритмики. Скорей всего, Вы редуцируете ударный звук (Иль), поэтому и получается при прочтении некий сбой. А вот, чтобы двух слогов нехватало?.
Пожалуй, много. Правильно, Вы прочли в третьей строке водЫ , – так и должно читаться. Предлагаю Вашему вниманию следующее четверостишие:
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
Как Вы считаете, здесь метры выдержаны?..
Незначительный сбой допускается в сложных строфах, и стих от этого не проигрывает.
Спасибо Вам, что постоянно заходите ко мне в гости на страничку.
С уважением и признательностью.
Юрий, как же на заходить к Вам на страничку, когда здесь так интересно?
И можно тогда по ритму разобраться?
- Учитель! За тобой на смерть 01010101
готов, иль сгнить в темнице… 0101010
Воды познал я верой, твердь,- 01010101
ты научил всех нас молиться… 0(1)0101010
Во второй строчке 3 стопы, в четвертой — четыре. Поэтому и говорю, что двух слогов не хватает. Хотя разностопностьимеет право на существование, конечно.
Кстати, что значит «водЫ познал я верой»?
А в предлагаемом четверостишье метры выдержаны!
Ночевала тучка золотая (1)01010(1)010
На груди утёса-великана; 101010(1)010
Утром в путь она умчалась рано, 1010101010
По лазури весело играя… 101010(1)010
Или я не права?
Всё правильно, Татьяна!
Несмотря на буквенное превосходство третьей строки, количество слогов одинаковое.
Теперь касательно моей работы. Да, разностопность присутствует. В такой категории стихов, чаще превалируют вольные ямбы и конечно же, возможна небольшая несимметричность, которая очень удобна для передачи живой, разговорной речи. И стопы можно чередовать. Когда я пишу, я не считаю слоги, — все идёт на автомате, по наитию. Конечно же, можно добавить два слога во вторую строку, но это практически ничего не меняет.
…готов пойти, иль сгнить в темнице… Ведь сбоя, как такового не ощущается, а читатель не считывает икты, да и стихи при нормальном прочтении не скандируются, хотя серьёзные сбои он (читатель) без сомнений уловит.
Ну, а теперь о воде…
Вспомните Татьяна, как Христос ходил по воде и повёл по оной своих апостолов, объяснив им, что только тот пройдёт, кто в это верит. Видимо вера повлияла на метафизические свойства воды, или на невесомость человека и…они пошли вслед за ним. Об этом и мои строки: …воды познал я верой, твердь… Надеюсь, что прояснил непонятные моменты.
Спасибо!
Ой, Юрий, простите меня, бестолковую! Это опять меня запятая сбила!
Конечно, Вы имели в виду, что «познал верой твердь воды»! А я вижу запятую перед «твердь», и мне кажется, что имеется в виду, что познал верой «вОды и твердь», то есть землю (а может, небо). То есть я к тому, что запятая перед «твердь» не нужна — ну с чего бы ей там быть? Спасибо Вам еще раз за подробные объяснения, мне, честно говоря, очень жаль, что Вы сейчас мало комментируете, надеюсь хотя бы во время конкурса видеть Ваши комментарии.