Расказачивание (по картине Дмитрия Шмарина)
Мы России родной рады верой и правдой служить,
И царю павославному храбрые были солдаты.
А в станицах богатых донских век бы жить — не тужить.
Чем же мы, казаки, перед Русью святой виноваты?
Не иначе, в последние выпало жить времена -
В храмах рубят иконы и валят кресты супостаты.
И дымится земля, и набатом звенят стремена.
Чем же мы, казаки, перед Русью святой виноваты?
Разве золота слитки в потертых лежат сундуках?
Разве в царских хоромах живем, а не в мазаных хатах?
Разве ходят казачки не в ситце — в парче и шелках?
Чем же мы, казаки, перед Русью святой виноваты?
Разве мало нам пота соленого надо пролить,
Чтобы нас одарила земля урожаем богатым?
Разве нам доводилось в покое и праздности жить?
Чем же мы, казаки, перед Русью святой виноваты?
Почему увели со двора боевого коня,
Что в жестоких боях, среди пушечных грозных раскатов,
Как надежный товарищ, тебя выносил из огня?
Чем же мы, казаки, перед Русью святой виноваты?
Почему же корову из хлева ведут и телка,
И жена голосит, и голодные плачут ребята,
И амбар опустел — как без хлеба жить и молока?
Чем же мы, казаки, перед Русью святой виноваты?
Почему тебя форму казачью заставили снять,
Сапоги отобрали, что в дальних походах помяты?
Что же это за люди? Должно быть, антихриста рать.
Чем же мы, казаки, перед Русью святой виноваты?
Разве ты виноват, не давая разграбить свой дом?
Сухо щелкнул затвор, и могилу копают лопаты,
И станицы горят, и пылает огнем тихий Дон.
Чем же мы, казаки, перед Русью святой виноваты?
И с одной, и с другой стороны — кумовья да сваты,
И стреляет в соседа сосед, и идет брат на брата.
И на тихом Дону крови льется не меньше воды.
Чем же мы, казаки, перед Русью святой виноваты?
…Сыновей, что домой не вернулись, оплакала мать.
Отпылали огнями пожаров и кровью закаты.
И шумят по-над Доном ветра, и никак не понять,
Чем мы все, как один, перед Русью святой виноваты?
Оценки:
Mamontov - "10"Ксения - "10"
Да, потрясающая работа Вами проделана, впечатляет. Читал с удовольствием. Спасибо.
Татьяна, Вы как Mamontov (Юрий) пишете по картинам ) Понравилось. Перечитал не один раз. И еще вернусь почитать.
P.S. Эпифора работает!
Впечатлён, Таня!
Вот сейчас, Вы со Шмариным, с едиными взглядами описываете трагедию казачества, каждый на своём языке,- но в целом выстраивается красивая, захватывающая картина. И даже местами слабенькая рифма, усиливается драматургией стиха и поглощается захватывающей событийностью…
Особо отмечу восьмой и последий катрены — великолепно построены!
Ну вот, это уже зрелый в тематике и образности стих, а главное- стопроцентная солидарность с художником. Очень, понравилось!
Спасибо!
Я в этом стихе просто утонула и растворилась. Действительно хорошо написан
Стихотворение потрясло настолько,что захотелось познакомиться с творчеством Шмарина Д.,что я и сделала (через интернет ). Спасибо,что «подтолкнули» к развитию.
ну что сказать,этот стих на столько хорошь что тут и слов не надо.
Спасибо всем огромное!
Рим, ну какая же это работа? Это развлечение )
Дмитрий, это Юрий меня и заразил! А сейчас вот и Марьям написала по картине! Может быть, у нас на сайте начнется эпидемия? )
Юрий, я согласна, что в этом стихотворении позиция ЛГ совпадает с позицией художника. Или, вернее, то, что я прочитала об этом художнике, как-то отразилось в стихотворении. Но я вовсе не считаю, что это обязательное требование. Можно писать от лица разных ЛГ и выражать разные взгляды, в том числе, например, полностью противоположные взглядам художника. Мне так кажется )
Ксения, Павел, спасибо огромное!
Олик, знаете. мне картина, если честно, не понравилась — какой-то иллюстративностью и политической ангажированностью. Когда познакомилась с творчеством художника, это мнение только укрепилось. Особенно когда интервью с ним прочитала. Ну как я могу относиться к человеку, всерьез пропагандирующему лозунг «Самодержавие, православие, народность»? Смех сквозь слезы. А вот стихотворение почему-то сразу сочинилось, и именно почти что с такой позиции. А еще, знаете. в Википедии обнаружила большую и очень интересную статью про расказачивание. Я ее только мельком успела посмотреть, но обязательно всю прочитаю, потому что,кажется, это действительно основано на исторических документах.
Еще раз всем спасибо огромное за комментарии!
Таня, у Вас, как всегда, мастерски получилось. Но я не решалась вчера свое впечатление написать…Это — Плакат. Такое у меня возникло чувство после прочтения. Но сейчас, когда Вы сами написали, что картина Вам не понравилась именно «иллюстративностью и политической ангажированностью», то я все-таки решилась))
И появилась «мысля»: оказывается, это очень интересно, как зависят от картины стихи к ней. Они — не сами по себе. И, если удаются, то так или иначе перенимают ауру, дух картины. Так что в этом смысле у Вас — не только мастерски написанные, но и очень «в точку» стихи. Пусть и имя этой «точки» — плакатность, политизированность.
Это — не критика, а просто- мои ощущения от прочитанного. Написала, потому что знаю, что Вы не обидитесь))
Ничего себе, Марьям, как тут вообще можно обижаться? Наоборот, приятно — Вы же мне внимание уделяете. Ну а что касается плаката… Не знаю, по-моему, скорее большой квадратный штамп, как любит говорить Фада. Ну вот так получилось, может, правда художник повлиял. И вообще штампы — моя слабость )
Марьям, а у меня ведь еще,наверное, три стихотворения будут, и одно-то тоже, пожалуй, плакатное. Покритикуете? Я их, наверное, через неделю выложу, сейчас же конкурсы будут
Таня, я, конечно, очень постараюсь и «покритикую»:) Но один из конкурсов должен быть по картинам. Вы, надеюсь, будете участвовать?
Я постараюсь, Марьям ) Но эти три надо будет выложить вне конкурса, просто тематика вроде как уже заявлена, а на конкурсе хочется маскироваться )
Стих хорош, но моё отношение к казачеству негативное обосную это тем, что однажды очень подробно интересовался данной темой и могу ответить для себя на вопрос (Чем же мы, казаки, перед Русью свЕтой виноваты?). «В храмах рубят иконы и валят кресты супостаты». Что касается РПЦ то скажу, что ранее перечитал всю возможную церковную литературу (и не только)в отличие от псевдоверующих обрядовых прихожан. На основании чего скажу, что всё происходит по их учению, всё зло возвращается обратно. Вы себе задавали вопрос, почему князя вЛАДИМИРА называли красно солнышко? Да потому что рожа была красная от пьянства и разврата с многочисленными наложницами и руки по локоть в крови. Изучите, как изменилась жизнь крестьян когда они были переданы церкви. Наивно верить в общепринятые понятия без собственного расследования. Копайте глубже и вы отойдёте от поверхностных представлений, засевших в мозгах большинства людей. Поднявшись на 5й этаж, многие не задумываются что лестница уходит выше. Как говаривал мной нелюбимый Эйнштейн «Важно не переставать задавать вопросы».
Ivann, спасибо большое за комментарий, но вроде бы мы уже выяснили, что точка зрения автора не всегда совпадает с точкой зрения лирического героя. Давайте считать, что стихотворение написано от лица одного из героев картины )