rifmer.com Карта сайта

Столыпину. Выстрел в театре

Выстрел в театре. Последняя роль
Сыграна Вами почти безупречно.
Кровь на мундире – надежный пароль,
Верный билет на экспресс в бесконечность.

Жаль, не смогли ни спасти, ни сберечь
Вы ни себя, ни царя, ни Россию…
Думских бездельников жаркую речь
Гордым спокойствием не погасили.

Шепчутся злобно: душитель, палач,
Нынче по моде «столыпинский галстук».
Что им! Не слышали дочери плач,
Не закрывали глаза адъютанту…

Вешатель… или Железный Премьер?
Немцу – Железному Канцеру – в пику?
Только, забыв о законах манер,
Вновь побеждает придворная клика.

К сцене подходит студентик-пижон;
Браунинг дважды рвёт гомон антракта,
И на глазах у Великих Княжон
Падает занавес. Выстрел в театре.


Рейтинг произведения: 7,00
(Вы не можете голосовать, справка)
Загрузка ... Загрузка ...

Оценки:

Mamontov - "7"

Поделитесь или добавьте в закладки в два клика:

Комментарии (9)

  1. Алиса, вот опять же радует Ваша тематика!
    И судьба Столыпина — о, да, тут такие коллизии!
    Даже вот не знаю, что о стихотворении сказать. С одной стороны, вроде и понравилось, а с другой — что-то как-то… Ну, парочка неудачных моментов — это легко написать:
    «галстук — адъютанту» — рифма, мне кажется, неудачная
    «законы манер» — выражение неудачное
    Но это мелочи, а вот по общему впечатлению… ну, давайте считать, что просто я не готова к такой тематике )

  2. Алиса!
    Столыпин – великая личность в истории, и вполне заслуживает уважительного отношения к себе даже в стихах. Он не играл ролей в театрах, а управлял великой империей – Россия. Совсем другое дело – его роль на политической арене…
    По-моему неудачным получился первый катрен. У несведущего читателя может сложиться впечатление, что Столыпин был актёром ( на самом деле – слушатель оперы).
    Далее: «жаль не смогли ни спасти, ни сберечь Вы, ни себя, ни царя, ни Россию…»
    У Столыпина была должность премьер-министра, а не охранника царя…
    Но именно при нём Россия стала мощной аграрно-промышленной державой. Он сумел найти для неё путь и сберёг её от упадочничества.
    Немного о тексте. Если бы это был водевиль, то выражение – «Великих Княжон», – я бы проглотил. Но здесь по нормам жанра больше подходит «Великих княгинь». Слово-канц(л)ер. Рифм к галстуку достаточно. Много и составных. Предлагаю как вариант:

    Шепчутся злобно: душитель, палач,
    ныне по моде «столыпинский галстук».
    Что им! Не слышащим дочери плач, –
    жаждущим новых течений и галсов…
    Ну, пожалуй и все мои замечания.
    С уважением.

    • Позволю себе не согласиться с вами, Юрий, и защитить текст Алисы, пока только по одному пункту, но уж больно явному ))) Вы пишите:

      Если бы это был водевиль, то выражение – «Великих Княжон», – я бы проглотил. Но здесь по нормам жанра больше подходит «Великих княгинь».

      Во-первых, княгиня и княжна все-таки разные титулы, и они не могут так легко взаимозаменяться, тем более, как вы изволили выразиться, по законам жанра ) Но самое главное, в стихотворении речь идет о конкретном событии и вполне конкретных исторических персонажах.
      1 (14) сентября 1911 г. в Киевском городском театре давали парадный спектакль (опера «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова). В зале присутствовал Николай II с дочерьми и болгарским цесаревичем, а также приближенные министры, в том числе и Столыпин.
      Эти сведения я легко нашла в инете, правда, не смогла найти, кто именно из дочерей императора был в тот день на спектакле. Но это на суть нашего вопроса влияет не сильно. Ни одна из четырех Великих Княжон в 1911 году не была замужем и титул княгини носить не могла.
      С уважением.

      • Люся!
        Николай находился в ложе генерал — губернатора. Расстояние до сцены – приличное!
        Столыпин стоял с Треповым у оркестровой ямы. Не могли молодые княжны в присутствии свиты, и тем более в присутствии Болгарского цесаревича – глазеть в антракте в бинокль, – этикет не позволял, а княгиням – можно было. Они могли это созерцать украдкой и в антрактах. Ну, давайте порассуждаем дальше.
        «И на глазах у Великих Княжон падает занавес…»
        А с чего ему падать то, занавесу? Антракт. Он (занавес) и так опущен. Декорации меняются, сцена приводится в порядок. Ещё один ляп обнаруживается, на который я даже и не хотел обращать внимание – это мелочь на фоне исторического события.
        Не на глазах высочайшего семейства это всё произошло. Они могли слышать только выстрелы. Так что, пункт Ваш не «больно явный…».
        Люся! Вы стих от меня пытались защитить по одному пункту, потому что он Вам понравился, или же в силу других критериев? Лично мне стих понравился. Я оценил его на 7 балов. Не было бы отмеченных мною замечаний – я бы поставил 10.

    • Благодарю Вас за такой подробный комментарий!

      Теперь по поводу претензий,
      знаете, человек, не знающий (извините, за тавтологию, не могу лучше сказать), кто такой Столыпин… это абсолютный невежа, будет ли он вообще читать стихи? и стоит ли ему это делать?

      Не согласна, что Столыпину удалось «спасти её [страну] от упадочничества», в конечном итоге, Россия-таки погибла, а Столыпин лишь отсрочил момент.

      Про княжон, кажется, вопрос исчерпан? Княжны и княгини — большая разница, и даже если княжны не могли «глазеть в антракте в бинокль» в силу правил этикета, то княгини тем более — по причине их отсутствия.

      И вообще, мне показалось, Вы слишком буквально принимаете текст. Все же это лирика, а не исторический роман, здесь естественно присутствует некая условность, огромная субъективность.

      «Падает занавес» — это, конечно, не о реальном предмете. В данном стихе имеет место метафора: знаменитая формула «весь мир — театр».

      «Канцер» — конечно, опечатка, а галстук-галсы… не пришло в голову, за вариант — спасибо.

      Еще раз благодарю за неравнодушие. С уважением.

  3. Честно сказать, Юрий, я среагировала на ВАШЕ замечание ))) Считаю его необоснованным и поверхностным. К тому же уловила оттенок… эээ… поучительства в вашем коменте ) может, мне показалось, конечно ))) Вот и влезла )) рефлекс заядлой спорщицы и зануды вы во мне разбудили, ага. Не самый лучший мотив, конечно, в чем открыто вам и признаюсь! (Простите, Алиса!) А стих мне тоже понравился, хотя у меня к другим моментам вопросы возникли, ну да ладно.

    Но про Княжон, пожалуй, продолжим ) Упоминаний о присутствии в зале каких-либо княгинь (а тем более Великих, т.е. принадлежащих к царской фамилии) я в исторических справках не нашла. А вы, Юрий? К тому же, разве в стихе упоминается о том, что княжны на что-то «глазели»? Никак не могу понять вашу настойчивость про княгинь в этом плане )))
    Строки Алисы

    И на глазах у Великих Княжон
    Падает занавес. Выстрел в театре

    лично я поняла не так, как вы, а в переносном смысле. Здесь речь не о занавесе, который падает перед началом этого злополучного антракта. Речь о том, что прогремевшие выстрелы стали финалом другого спектакля, и он был совсем не пушкинской сказкой. И произошел он именно на глазах высочайшего семейства. Я так поняла Авторский замысел, а уж Алиса меня поправит, если что )

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.