rifmer.com Карта сайта

Был дом…

* * *
Был дом — заброшенный, сырой,
Глухой, огромный…
И был пацан — едва живой,
Худой, бездомный.
От брани пьяного отца,
От оплеушин
Бежал, в чём был, без пальтеца,
Забыв про ужин.
Уже неделю он искал,
Где бы погреться
И у ларьков слюну глотал…
Ну, хоть бы хлебца!
А ветер изморозью дул,
Дробясь на льдинки,
И паренёк в тот дом нырнул,
Ища теплинки…
А холод ледяным вьюном –
Под пиджачишко,
Скулила вьюга за окном,
Скулил мальчишка.
Из замусоленных штанов
Достал он корку.
В избе есть печка, нету дров,
В углу иконка.
К ней подошёл он и поник,
И словно замер.
Вдруг показалось: этот лик
Теплел глазами.
Уже мороз не чуял он,
Уже на плакал,
Увидел, как задрался шпон
В остатках лака…
«Что проку мёрзнуть и смотреть,
Есть шпон – отлично.
Он должен хорошо гореть,
Ведь есть же спички…»
Так думал парень, но… стоял,
Но не решался.
Молчал мальчишка, лик молчал,
А за окном мороз крепчал
И снег качался.
…Чернея ртом, смеялась печь.
И стало страшно.
Пошарил взглядом – что бы сжечь?
Ну, хоть бумажку!
А спички словно жгли карман…
Мороз – до крика…
И вновь метнулся мальчуган
К святому лику.
«Сожгу. Пусть будет уголёк,
Но смерть подвину».

…И лёг с иконой в уголок,
И спички вынул.
«Пусть даже кара Божья есть,
Ничуть не страшно.
Она – на небе, ну а здесь –
Лик, деревяшка…»
Уже он спичку к ней поднёс,
Но… всхлипнул тонко.
И хоть сжигал его мороз,
Не сжёг иконку.
Её, почти что в смертном сне
Поставил с краю,
Шепнул: «Ой, мамка, тяжко мне!
Я… замерзаю…»
На лик божественный опять
Взглянул со стоном –
Почудилось: родная мать
Глядит с иконы…

…Сияя светом серебра,
С теплом, без гари,
Тот лик светился до утра
И… выжил парень.


Рейтинг произведения: 10,00
(Вы не можете голосовать, справка)
Загрузка ... Загрузка ...

Оценки:

Maryam - "10"
Klaus Rifmus - "10"
RedFoxxx - "10"

Поделитесь или добавьте в закладки в два клика:

Комментарии (16)

  1. Ну, хороший мастер даже откровенную слезодавилку хорошо напишет )))

    • Браво! Это я уже вам, Таня. Вы пощадили автора, назвав ЭТО слезодавилкой. Оценил вашу деликатность. А по мне — так откровенные слюни. Но… это второй вариант. Первый был скупее, более мужской. вот он:

      * * *
      В избе холодной и сырой,
      На пол дощатый
      Присел пацан едва живой,
      Худой, прыщавый.
      А холод ледяным вьюном –
      Под пиджачишко,
      Скулила вьюга за окном,
      Скулил мальчишка.
      Из замусоленных штанов
      Достал он корку.
      В избе есть печка, нету дров,
      В углу иконка.
      К ней подошёл он и поник,
      И словно замер.
      Вдруг показалось: этот лик
      Теплел глазами.
      Её негнущейся рукой
      Взял осторожно –
      Ведь не какой-то там святой,
      А Матерь Божья.
      «Сожгу. Пусть будет уголёк,
      Но смерть подвину».
      …И лёг он с нею в уголок,
      И спички вынул.
      «Пусть даже кара Божья есть,
      Ничуть не страшно.
      Она – на небе, ну а здесь –
      Лик, деревяшка…»

      Уже он спичку к ней поднёс,
      Но… всхлипнул тонко.
      И хоть сжигал его мороз,
      Не сжёг иконку.
      Её, почти что в смертном сне
      Поставил с краю,
      Шепнул: «Ой, мамка, тяжко мне!
      Я… замерзаю…»
      На лик божественный опять
      Взглянул со стоном –
      Почудилось: родная мать
      Глядит с иконы…

      …Сияя светом серебра,
      С теплом, без гари,
      Тот лик светился до утра
      И… выжил парень.

      Когда я выставил стих на одном из сайтов, получил столько негатива, что попросту растерялся. Якобы, я отнёсся к теме весьма поверхностно, не углубил, сказал «А» и не сказал «Б» и т. д. и т.п. Это и принудило меня взяться за перо снова. И хотя по второму (этому выставленному) варианту получил впоследствии массу позитива, меня он не греет абсолютно. Мне гораздо ближе мой первый.
      С поклоном и благодарностью.

      • Вам спасибо, Ефим Данилович.
        Знаете. мне этот вариант из комментария (назовем номер 2) понравился существенно больше, чем тот, который Вы выложили исходно (назовем номер 1)
        Да, в «номер 2″ не объясняется, почему парень в доме оказался. Но объяснение из номер 1 мне не понравилось — сразу вызывает ассоциации с сиротскими песнями, пацан у ларьков терся (неделю!!! и грелся же где-то, и ел что-то. вспоминается «сами мы не местные…»))), да плюс еще пальтецо», «теплинки» — битье на жалость. И в дальнейшем это «битье на жалость» продолжается, ну хоть про то, как спички карман жгли — ну вот прочитал это, и сразу понятно, чем дело кончится. Вариант номер 2 короче, там лишнего нет, он жестче, пацан более реален, и от этого стих действует сильнее. Хотя тоже пара вопросиков есть: если хотел икону сжечь (и спички вынул), то зачем с ней в уголок-то ложиться? А самое главное — что за дом-то? Причем если во втором варианте еще более или менее понятно — заброшенный дом в деревне или на хуторе, то в первом-то совсем непонятно — дом с печкой где-то в городе (раз ларьки есть) — да такой дом давно бы бомжи облюбовали. Или мигранты. Но даже во втором варианте — не могу дом представить. Если крепкий еще, так он заколочен, как туда попадешь? А если попадешь, так там дерево-то всегда найдется — хоть полки в чулане, хоть перила с лестницы на чердак, да хоть ставни с окон — голыми руками доску отдерешь, раз уж в дом влез. А если совсем развалюха дом, так там я бы печку топить не рискнула, костер бы лучше, ну а дерево в разваливающемся доме явно найти можно — небось и пол гниет, топни посильнее, и можно доски ломать. Короче, не представить мне ситуацию.
        Но при всем этом — не могу не восхититься тем, КАК написано! Вот умеете Вы фразы строить! Восхищаюсь и завидую белой завистью!

        • Вот-вот… И они (рецензенты) о том же. И ещё о целой куче. Ай, Таня, Таня… Да разве же дело в этих самых ЛОГИЧЕСКИХ деталях! Здесь речь идёт о ВЕРЕ и о ЧУДЕ. И я специально выстроил этот сюжет: холодный дом, замерзающий пацан, Божья Матерь. ЭТО главное. Остальное — абсолютно неважно. Во всяком случае для меня, автора.

          • А понимаете, у Вас слишком реалистичный стиль. И это мешает воспринимать текст как сказку или притчу. Хочется воспринимать как реальную историю с глубоким философским смыслом. А тогда — мешает несоответствие в логических деталях. Причем, опять же, «вариант номер 2″ к притче ближе, а в «варианте 1″ наличие бытовых подробностей мешает.
            А вообще Вы не обижайтесь на меня, Ефим Данилович, ну вредная я тетка, придираюсь ко всему подряд, а про веру, душу и чудо — это вообще не для меня ) Но пишете Вы… эх, вот умеют же люди! )

  2. Это был дом

    в жаркую землю летом толкались посохи,
    звезды текли дорогами птичьих стай.
    долго ходил по болоту как посуху?
    а вот теперь — летай!
    жди на пустых полях голубых проталин.
    в небе всю зиму темно — не видать ни зги.
    знаешь, как сделать, чтобы твой дом летал?
    сожги.

    спрятано под снегами, а до сих пор болит,
    сажей рисует по белому пройденную версту.
    летом мещерские девочки щурились в выгоревший зенит,
    и были глаза их — как ягоды, прозрачные на свету.
    ветер одних загонял под крыши, другим — пел,
    нес над кронами и над кровлями красный горячий сон.
    в нежилых домах по углам собирался пепел,
    в уголках глаз — соль.

    что отжило — засыпано этой солью,
    не стирать белья, со стола не сметать крох —
    не поет вода, никого не хранит осока,
    никого не ловит за щиколотки мокрый мох.
    все равно зима, над землей долго стоят льды.
    по утрам так сонно, не разлепить век.
    это был дом.
    дом, а потом дым.
    а потом снег.

    Екатерина Перченкова

  3. Горло перехватило. Спасибо Вам, Ефим

  4. Низкий Вам поклон за слёзы, за неутраченную веру в чудо, за искренность и скромность, за всё то, что всегда звалось ДУША

  5. И мне , как и автору, первый вариант стиха — теплее, роднее , Душевней, ложится на сознание. масса негатива? на первый вариант была на каком-то сайте?
    так что вы хотите, дорогой автор? ведь нормальных, не диких сайтов поэтических , где не венегрет а действительно стихи , где поэты а не неандертальцы — раз- два, и обчёлся ! так что если где-то тАм вам скажут 100 человек подряд, что первый вариант — это *слюни* — не обращайте внимание
    эти 100 диких* это не то количество которое переходит в качество ))

    • Если бы так. Так ведь нет. Среди негатива были и весьма уважаемые мной поэты.

      • хороший (уважаемый) поэт, запросто может быть плохим критиком.
        то что он сам пишет хорошие стихи — помогает ему обьективно оценить чужие работы, а то , что он зная ,что он хороший поэт, может зазнаться и тайно вознестись над всеми — мешает ему
        и если при оценке чьей-нибудь работы , второе перевесит в нём первое — пощады не будет! никому.
        и главное. действительно НАСТОЯЩИЙ поэт , чьё вдохновение от Бога, никогда
        не выступит с резкой критикой (в виде слюней) на произведение на подобную вашей, тему! не станет сам… кусочек от иконы отдирать… в худшем случае ,он, настоящий поэт, — просто промолчит.
        так что)) —* не создай себе кумира* (из подручного материала)))

  6. Я очень рад, что «выжил парень». До конца стихотворения опасался, что в угоду реализму Автор пожертвует героем, как Андерсен в «Девочке со спичками», а здесь Чудо свершилось. Люблю чудеса!

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.