Клевета. Генрих Сапгир (в поисках верлибра)
Напечатали в газете
О поэте.
Три миллиона прочитали эту
Клевету.
Незнакомцы,
Незнакомки
Шлют поэту
анонимки:
- Спекулянт!
- Бандит!
- Убийца!
- Печать не может ошибиться!
- А еще интеллигент…
- Справедливые слова.
Общественность — она права. -
Сказали чукчи и эвенки.
Редактор не подал руки…
Друзья-интеллигенты
Поэту принесли венки
И траурные ленты.
А поэт пропал без вести.
Говорят,
Уехал в гости.
Ни покаяния,
Ни завещания,
На двери
Три
Буквы -
На прощание.
На окраине Москвы
На шоссе
И в лесу
Поутру
По росе
Идет бандит и спекулянт:
Каждая росинка — чистый бриллиант!
Хорошо убийце
На зеленом лугу!
В солнце
Лес дымится
На другом берегу.
Посвистывает птица -
Газеты не боится!
Оценки:
Алия - "3"
Думается мне, что верлибр так и не был найден, по крайней мере в этом произведении. А так, весело, однако).
Александр, ты не прав )
Этот стих проходит в статье о верлибрах, как пример оного. Поверь не мне )
А в принципе, какие у тебя претензии к этому верлибру?
Ну я конечно не профи, но верлибры, насколько я их понимаю, пишутся без рифмы совсем или почти совсем, а здесь много чего зарифмовано, на мой взгляд. Да и ритм будто не свободный, а в основном стройный, особенно вначале, а потом будто сбоить начало, а в верлибре в ритме нет никакой упорядоченности, но читается он гладко. Это мой любительский взгляд, конечно)
Александр, я тоже не спец. Но то, что я прочитала, не обязует отказываться от рифм. Они «могут быть, а могут не быть». Или быть частично.
Насколько я понимаю, верлибр:
это неупорядоченность разнообразных повторов.
И это может быть и фонемы, и слоги, и слова, и пары слов, и рифмы, и что-то другое, не очень объяснимое.
А сбои в верлибре могут быть, если не попадёшь в волну с автором. Верлибры трудно писать (наверное), но ещё труднее читать. Нужно найти настроение.
Но этот стих признан верлибром не мной )), это факт.
Если при свободном ритме присутствует рифма, то это уже не верлибр, а тонический стих (дольник, тактовик, акцентник), а верлибр объединяет в себе тонику и белый стих: свободный ритм (тоника) + белый стих (отсутствие рифмы) = верлибр. Когда читаешь верлибр, то не задумываешься о ритме и рифмах, текст звучит своей особенной мелодией, если нет мелодии, то нет верлибра, а есть проза, а если есть мелодия, но при этом ещё присутствует классический силлабо-тонический размер или рифмы, то это тоже уже не верлибр. Я так понимаю этот жанр. В этом тексте присутствует рифмовка, что уже не присуще верлибру, и ритм, к сожалению, у меня читается будто сбоящая силлабо-тоника, не идёт у меня без спотыкачек этот текст, к сожалению. Может я чего-то не понимаю в верлибрах, не исключено, и даже вполне возможно. Но вот читаю, к примеру, верлибр Блока «Она пришла с мороза» и всё гладко пролетаю, без кочек и запинок, а там и рифм нет, и ритм свободный, но стих звучит своей мелодией).
Александр, в велибрах может иногда встречаться ритм… Но он не выдерживается)
И вполне спокойно может жить рифма)
Если есть схема изменения ритма и она может быть отслежена, и есть рифма, то это уже акцентный стих.
Если же, есть схема рифмовки, и она может быть отслежена и не является «случайной» или хаотичной, то это свободный стих)
Зачастую так)
Но могут быть велибры и вообще без никаких мелодий)
Напрочь)
А стиш интересный, спасибо, Гулим)
Кратко о многослойном личном и отношению к газетной клевете и мнениям…
Мыслей много, а вышло очень лаконично у автора)
«Тони́ческое стихосложе́ние или акце́нтная систе́ма — система стихосложения, основанная на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно,
Бе́лый стих — стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник.
Однако отсутствие рифмы не лишает Белый стих поэтических достоинств; главные компоненты стиха – ритм, образность языка, клаузула и пр. – в Белом стихе сохраняются».
Александр, верлибр объединяет тонику и белый стих? То есть, отсутствие рифм и равное количество ударных в строке родят верлибр? А ведь нет, Александр.
1.Верлибр не обязан соблюдать ритм в классическом понимании. Ни силлабо-тонический, не тонический. И он не обязан иметь рифмы, как у тоники.
2. И он не обязан иметь ритм, как у белого стиха и у него нет запрета на рифмы.
Нет, Александр, нет запрета.
Я лично склоняюсь больше к тому, что верлибр ближе к вольным и холостым стихам:
ВОЛЬНЫЙ СТИХ (вольный ямб) — свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий, посланий и пр. Вольные стихи больше всего подходят для передачи разговорной речи.
…Вороне где-то бог
послал кусочек сыру;
На ель ворона
взгромоздясь,
Позавтракать
было
совсем уж собралась…
(И.А. Крылов)
ХОЛОСТЫЕ СТИХИ — стихи с холостой рифмовкой, при которой в строфе, помимо зарифмованных строк, присутствуют и незарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Холостые стихи могут быть как с регулярным ожиданием отсутствия рифмы в определённых местах строфы (схема рифмовки АВСВ, АВАС, ААВА и т.п.) так и с эффектом обманутого ожидания.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Н. Плещеев)
Верлибр (фр. vers libre – свободный стих) – термин западной поэтики, под которым с начала 20 века в русской поэтике разумеется ряд своеобразных формаций стиха,
отличающихся от равносложного силлабического
и равносложного силлабо-тонического стиха.
–
метрические, но не равностопные,
как, например, рифмованный трехдольный Верлибр с подвижной анакрузой:
Улица быстрым потоком шагов,
Плеч, и рук, и голов
Катится, в яростном шуме,
К мигу безумий,
Но вместе –
К свершеньям, к надеждам и к мести!…
ОооОооОооО
ооОооО
ОооОооОо
ОооОо
оОо
оОооОооОо
Очевидно, что трехдольник; количество слогов в строках разное; анакруза (т.е. слоги до первого ударного) разной длительности; есть рифма.
Вряд ли можно это назвать прозой, записанной строками.
В русской поэзии сложились два основных вида дисметрического Верлибра:
интонационно-фразовой стих и ударник.
И ТОТ И ДРУГОЙ МОГУТ БЫТЬ С РИФМАМИ И БЕЗ НИХ
Примеры фразовика без рифм:
Ходит Спесь, надуваючись,
С боку на бок переваливаясь.
Ростом-то Спесь аршин с четвертью,
Шапка-то на нем во целУ сажень,
Пузо-то его все в жемчуге,
Сзади-то у него раззолочено.
А и зашел бы Спесь к отцу, к матери,
Да ворота не крашены!
А и помолился б Спесь в церкви Божией,
Да пол не метен!
Идет Спесь, видит – на небе радуга:
Повернулся Спесь во другую сторону;
Не пригоже-де мне нагибатися!
(А.К. Толстой)
Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту –
Что же? Разве я обижу вас?
(А. Блок)
Состарюсь
буду ходить задыхаясь
от астмы
нараспашку
в любую погоду
с тайной надеждой
что кто-то заметит
мою медаль
за оборону
достоинства
человека.
(В. Бурич)
Фразовик с перекрестными рифмами:
Чуть ночь превратится в рассвет,
Вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные! —
служащиеся расходятся на заседания…
(В. Маяковский)
Фразовик народный, рифмы смежные (раешный стих):
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
(А. Пушкин)
Примеры Верлибра акцентного строя (ударники).
Трехударники без рифм:
Жил старИк со своЕю старУхой
У сАмого сИнего мОря;
Они жИли в вЕтхой землЯнке
Ровно трИдцать лЕт и три гОда…
(А. Пушкин)
Четырехударник без рифм:
Вечерний сумрак над теплым морем,
огни маяков на потемневшем небе,
запах вербены при конце пира,
свежее утро после долгих бдений,
прогулка в аллеях весеннего сада,
крики и смех купающихся женщин…
(М. Кузмин)
Статья взята с форума Золотое перо
И Гулим права, только у холостых есть ритм)
А у велибра может не быть вообще никаких признаков, кроме того, что его автор так назвал))))
А могут и быть частично какие-то признаки классической поэзии…
Вот я ж и говорю — немного от вольного — (отсутствие чёткого ритма), и немного от холостых (отсутствие чётких рифм),
И, я вам так скажу — если произведение не подходит не под одно из известных определений, но оно поэтично и разбито на строки, подчиняясь каким-то неведомым внутренним волнам, то это — верлибр! )))
И ещё… У меня шикарно читается сей верлибр! ))
Нужно только где-то в середине перехватить зеркальный ритм.
Ну если всё, что я говорил это «нет», то я ничего не понимаю в верлибрах).
http://rifmer.com/category/osen14/poeticheskaya-grafika-asimmetriya
Ну, вряд ли и я возьмусь утверждать, что я много в этом понимаю, но вот оттуда, куда ты меня послал:
2.6. Верлибр
Верлибр (франц. vers libre – свободный стих) – речевая форма, пограничная по отношению к прозаической и стихотворной речи. С прозой её роднит отсутствие ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ рифмы и ПОСТОЯННОГО метра (так как она не относится ни к одной из систем стихосложения), а со стихом – наличие основного признака стихотворной формы, которым является членение речевого потока на приблизительно равные отрезки, отражаемые на письме в виде записанных столбцом строк. Эта форма в ХХ в. широко распространилась в американской и европейской (особенно французс
Но если стих явно рифмованный, то чем он отличается от тонического стиха? Я не понимаю.
Неупорядочностью. И рифм, и ритма )) А так же возможностью не обращать внимания на то, есть рифмы, или нет, и ловить свою мелодию невзирая ни на что…
Так мне кажется. ))
В тонике ритм тоже свободный, я и различал тонический стих от верлибра по отсутствию или наличию рифм: свобоеный ритм + рифма = тонический стих, свободный ритм и нет рифмы = верлибр).
Александр, как это ритм свободный в тонике? Он ограничен равноударностью. А в верлибре — ничем не ограничен. Просто он желает некоторой периодичности, но она может выражаться в чём угодно.
Гулим, свободный ритм это когда интервал безударных слогов между ударными не упорядочен.
Александр, если так дальше пойдёт, нам с тобой диссертацию придётся защищать по этой теме ))
Я не знаю, как можно называть свободным ритм, привязанный к количеству ударений. И вообще, теорию я только пытаюсь понять. То, как я поняла, может и не верно, но другой картины я пока не вижу. Может, кто пограмотней подскажет, но а пока… Спокойной ночи ))
Равное количество ударений в строке при разном количестве безударных — это не такой уж сильный ограничитель, на мой взгляд. А в верлибре сам я лично для себя допускаю рифмованные слова, но они как бы случайные, а не целенаправленно вставленные для рифмовки. Спокойной ночи, Гулим).