«Прощание с Матёрой»
Матёра — это деревня из повести Валентина Распутина. Эта деревня, расположенная на острове, в связи со строительством гидроэлектростанции должна быть затоплена, а жители переселены. Людям нужно сжечь самим свои избы и уйти…
Горели избы. Где-то на болоте
Хозяин острова вёл носом дыму вслед.
Огонь – лишь свет, исторгнутый из плоти,
Накопленный и вышибленный свет.
Кто приручал и кто теперь в ответе
За эту землю, где черна межа?
Мы там стояли – раненые дети,
Боялись подойти… и убежать.
Здесь будет море. Тёмное, немое.
И бережно сжимать в своей горсти
Мы эту землю никогда не сможем.
Кресты, оградки, дуб, забор… Прости!
Вся жизнь прошла, и старость дарит маску,
Морщины, как канаты – уцепись…
Мы убирали избы, как на Пасху,
На дно морское провожая жизнь.
Мы там стояли – сломанные тени,
Лучи деревню били по косой,
Мы ждали боли, как освобожденья,
Захлёбываясь криком и росой.
…Они горели. Плавился рубильник,
Что между «человек» и «вовсе нет».
Огонь – лишь свет, но отнятый насильно,
Насильно кем-то выброшенный свет.
Оценки:
Анна K. - "8"Лилит Мазикина - "7"
SrYoga - "9"
Арман - "8"
Tria - "8"
Klaus Rifmus - "8"
Galex - "10"
Delirium - "10"
SovLetna - "9"
helgasof51 - "10"
Сергей (модератор) - "10"
8 баллов. история есть, пейзажа нет.
Я бы сняла ещё балл за более чем сомнительные морщины — канаты и ещё структура в предпоследнем двустишие.
Печально, что сейчас для кого-то надо объяснять, что за Матёра.
«сейчас»? А разве когда-то Валентин Распутин считался классиком?
Мы его в школе проходили.
«А разве когда-то Валентин Распутин считался классиком?»
А разве — нет??? По-моему, в одном ряду с Астафьевым, Беловым, Абрамовым.
Сюжетно. Интересно. Но не без недостатков.
Мне кажется (хотя я могу ошибаться), что объяснения перед стихом несколько … гм… снижает значимость задания описать всё именно в стихах. Написано же в целом хорошо. Между 7 и 8, по-моему.
Чисто субъективно 10. За вкус автора.
Никакой необходимости сжигать… На новое (выделенное) место уверен, что большинство жителей дома как срубы (рубильники и др. ценности) разбирали и перевозили. Не известно, оказывали тогда коммунисты помощь на перезд, но в наше время, наверняка, оказали бы…
В реалистичность сюжета не поверил, точнее …поверил в неадекватность ЛГ…)))
Представьте, не все переезжали. Кое-кто приковывал себя… Может, не в этом месте, но это было.
Николай, сюжет вполне реальный. Людей переселяли и помощь не только оказывали, но просто строили новые дома, но в чужих для них местах. А они срослись с тем, где родились, где прошла вся жизнь, где на кладбище — родня.С кладбищами было сложнее, они оказывались под водой.
с пейзажем беда получилась…маловато будет пейзажа 8
Город-то где?))) 8.
Исключительно для порядка озвучиваю ранее выставленную оценку — 8
Хорошо написано. По-моему, вполне достойно повести Распутина. Но, с моей точки зрения, не совсем по теме. Все-таки это не легенда, связанная с деревней, а быль о ее уничтожении.
И еще по тексту:
«морщины-канаты» уже отметили, «мы ждали боли, захлебываясь криком и росой» -
как-то слишком. Боль, понятно, душевная — так чего ее ждать, она уже есть?
Почему росой захлебывались?
Ну и вообще… другие больше понравились
в этот раз всех перепутала, и тебя, Люба, совсем не узнала)
Сейчас, наверное, голосовать-ни к чему.Но я проголосовала.Спасибо, Люба за тему.
Ой, Люба, и я Вас совсем не узнал! И вообще — смеяться будете — даже думал, что это Рустам
Хорошее стихотворение, но правда, другие больше понравились.
Люба,замечательное стихотворение. Распутина читали не все, но стихо от этого хуже не станет)))
Ой, спасибо огромное всем за комментарии)))
Теперь я поняла, Люба, почему ты говорила- про «несуществующий город». Я решила- про придуманный ( и первое время, до твоего коммента думала — «Тени»). Больше несуществующий… «Мы убирали избы, как на Пасху» — в фильме это замечательно показано