Мама играет
Теряя волосы, не потерять надежду;
видя, что после уже не будет, как прежде -
всё же бороться и жить — от приёма к приёму
из чаши глотать бытиё пьянительней рома,
слаще солодки и мёда и горше полыни.
В зеркало глядя с утра, твердить своё имя,
соотносить его с бледным чужим отраженьем.
Не ожидать, не признавать пораженья!
Швы обрабатывать. Вытерпевать процедуры.
В комнату к детям входя, не выглядеть хмуро,
паче — напуганно. Просто: модная стрижка.
Мама играет в вампира, актрису, мальчишку.
Младшему — девять, хоть пять бы ещё продержаться…
Видеть иголку в чужих, таких тоненьких пальцах
и вспоминать, что свои. И доделать на вечер костюмы.
Мама-пират в магазин: наполнять наши трюмы.
Мама-ковбой поскакала, вернётся с бизоном.
Мама за инопланетным подарком на зону,
будьте хорошими — вы же хотите подарка?
И, наконец, победив — впервые заплакать.
Оценки:
Tria - "10"Сергей (модератор) - "10"
Анна K. - "9"
Maryam - "10"
SrYoga - "9"
Арман - "9"
Занятой Лирик - "9"
SovLetna - "9"
Natali Che - "10"
10, пока не могу написать почему, захлебываюсь эмоциями.
не везде ровно, но какова идея! 9 баллов.
Цепляет-то как, очень эмоционально и хорошо.
Отлично. Просто отлично. Автор, какой же вы молодец! Так написать классно! Высший балл.
У моей подруги маленькая дочка на вопрос, кем работает ее мама, ответила — клоуном. Потому что мама всегда что-нибудь придумывает — детские праздники, походы, игры, конкурсы. И всегда — веселая. Всегда. Несмотря ни на что. Спасибо Вам, Автор. Для меня — лучшие стихи в этом конкурсе.10.
Нет слов. Просто нет слов.
женщины захлебываются эмоциями, я буду сдержан. элементы эгоцентризма (не в действиях героини, но в собственном отношении к этим действиям) и самолюбования имеются такого же рода как и в «памятнике себе…»
пусть будет 9
Тема, конечно, такая… душещипательная. Хотя здесь написано и без лишнего слезовыжимания. И больше всего сразила меня правдой строка «младшему 9 — еще бы лет 5 продержаться».
Но в целом, честно говоря, не проникся.
Слишком положительная и мужественная героиня, слишком все «правильно»…
Кстати, и ритмически трудно читается — то гладкий размер, то сбивается, хотя понятно, что здесь это допустимо.
Ну, пусть 9 будет
Арман, вы не верите в мужественных женщин? А эта живёт рядом со мной.
Да. Мастерство не пропьёшь(с). Здорово конечно, но тоже буду сдержан в эмоциях.
Я бы тоже самое папе написал своему. Маме некогда было,работала. Ну и ритм меня не впечатлил, спотыкаюсь,наверное читать не умею. Вообщем 9.
Ваш отец болел раком?
Да.
Сочувствую.
9, но чё-то не могу закрасить. может, получится ещё.
техника вниз всё же…
Не хватает слога в последней строке. Строка, сильная, завершающая, поэтому слог советую добавить. Или там нужно выдерживать такую большую паузу при прочтении…
8- из-за техники. По замыслу- всё отлично.
После «победив»- тире- пауза, я бы даже сказала- пауза катарсиса, за счет которой энергетика стиха возрастает в несколько раз. Вот и недостающий слог. Кстати, недавно, ради интереса специально обратила внимание на количество слогов в рифмующихся строках в стихах Мандельштама. За некоторые свои стихи здесь он выше 8 не получил бы- то и дело меняется число стоп
Maryam, от кого он бы выше 8 не получил бы? Задумайтесь:)
Я и сказал что «пауза», но долгая. Только учитывайте одно, читатель эти паузы не делает- он читает. И часто без пауз:)
Я не говорю, что здесь не профессионалы, сильные поэты здесь точно есть, но всё таки Мандельштам- это имя.
Тут давича слышал критику стихов Пушкина, разлагали чуть ли не по полочкам- сколько ошибок.
Так, я думаю, что тут Пушкин тоже выше 8-ми не получил бы:)
ВОСЬМОЕ место
Здесь, конечно, идея гениальная.
То есть тема такая, что не может она не вызвать душевного отклика.
Но вот мне почему-то кажется, что эта ситуация вызвала бы такой же душевный
отклик даже в том случае, если бы была рассказана самой бесхитростной прозой.
Стихотворение, конечно, замечательное, и образы яркие, и рифмы интересные.
Ну а по поводу ритма: меня, в общем, несколько сбивало то, что строчки есть
с классическим размером (напр, «мама-пират в магазин: наполнять наши трюмы»)
и с каким-то другим ритмом(напр., «в зеркало глядя с утра, твердить свое имя»).
Но поскольку недостающий слог всегда четко заменяется паузой, то получается, наверное, даже хорошо.
И тем не менее то ли сама тема вызывает настороженность и опасение возможных
«спекуляций» на этой самой теме, то ли что-то не позволяет мне до конца
проникнуться эмоциями стихотворения, то ли красот каких-то поэтических не хватило, то ли просто другие стихи больше понравились.
Ну простите, Автор, я понимаю комизм (или идиотизм) ситуации, когда судят
не прошедшие в финал, но надо же как-то места расставлять?
Первое место.
Потому что это — стихи, и очень хорошие. Потому что — без патетики, потому что, как в жизни — так же буднично и так же страшно. Для меня стихи — это, все-таки, картинка, а еще лучше — маленький спектакль. В них должны быть движение, музыка, душа. Смысл. Здесь все это есть.
Картина бытового героизма: мать борется с болезнью (потеря волос, приемы, процедуры – рак?) не выдавая своих переживаний и страданий и оставаясь интересной для детей. Печально, переживательно, но, на мой взгляд, слишком выпячен этот героизм, гипертрофированное чувство долга. Ведь не только на нем все строится и держится – любви к своим детям в стихе чересчур мало: есть только какая-то сосредоточенность на себе, сгусток холодного мужества и самопреодоления. И еще отталкивающая черта: многие женщины ведут поистине героическую жизнь, совершают подвиги каждый день, но вся необъяснимая красота самоотречения существуют только тогда, когда этот героизм не осознан. Как только борьба и преодоление жизненных трудностей записывается человеком (женщиной, матерью, в данном случае) в список своих заслуг, и утверждается собственная исключительность, то весь героизм тут же превращается в позу. Вот и от главной мысли этого стиха двойственное чувство реального героизма, перемешанного с позерством.
Из техники хотелось бы отметить неудачные рифмы: бедные (имя-полыни, продержаться-пальцах, подарка-заплакать) однокоренные (пораженье-отраженье – вообще кошмар), банальные (надежду-прежде, стрижка-мальчишку). Претензий к ритмике нет – она как раз соответствует содержанию, такой стих не должен чеканиться. А вот с препинаками какая-то каша…
«…бытиё пьянительней рома,» — кажется, нет слова «пьянительный» («пьянящий»?), «ром» выглядит инородным телом, привлеченным чтобы зарифмовать «прием». Кроме того, из всего стиха не видно, в чем состоит «пьянительность» и сладость бытия для героини
«Швы обрабатывать. Вытерпевать процедуры.» — еще одно изобретение автора – «вытерпевать»? на неологизм не тянет
«Мама играет в вампира, актрису, мальчишку» — «играет в актрису» не понравилось
«Видеть иголку в чужих, таких тоненьких пальцах
и вспоминать, что свои. И доделать на вечер костюмы.» — первое: я не понял смысла слов про иголку и пальцы с неопределенным их обладателем, второе: неудачное соседство совершенной и несовершенной форм «и вспоминать-и доделать»
«Мама за инопланетным подарком на зону,» — на зону? Имеется в виду исправительное учреждение? Вышло, что н особо убедительный бизон притащил следом за собой еще менее убедительную «зону».
«И, наконец, победив – впервые заплакать.» — вот здесь я прям вижу Станиславского, который встает и говорит свое фирменное «не верю!» по поводу этого неоправданного пафосного «впервые заплакать». Перебор, однако…
6 место
SrYoga: «Мама за инопланетным подарком на зону,» – на зону? Имеется в виду исправительное учреждение?
Надо было, наверное, в Зону (только не рифмовалось бы) — это из «Пикника на обочине»
Не вижу ничего пафосного. Это такой человек. Услышала диагноз — как выморозило. Трое детей на руках, первая мысль была — нельзя их пугать. Потом — отпустило. Не вижу в ситуации позёрства.
я не комментировал реального человека и чью-то жизнь, я комментировал работу. что в ней увидел, о том и написал. в реальности всегда все сложнее
но именно в отношении описания человека я пользовалась материалом с натуры… мне казалось, без проекции своих чувств мне удалось обойтись
Лилит Михайловна, Вы простите, я, конечно, при первом же прочтении понял, что именно меня смущает в этом стихотворении, но писать не стал, чтобы уж совсем людей-то не смешить. А сейчас можно, наверное.
Так вот, смущает меня то, что папы там нет.
А тут ведь какая может быть ситуация?
Либо папа есть, и тогда с ним мама может быть и слабой, и испуганной, и вообще
борется с болезнью она не одна, а вместе с папой. Либо папы нет, и тогда есть
маленькая такая проблемка, вырастающая до катастрофических размеров — деньги. Ну, могут быть и другие варианты, но вот для меня существенно, какой
же из них реализован в данном случае.
А поскольку в стихотворении этого нет, я ситуацию до конца не понимаю,
а значит, ее описанию не доверяю. Глупо, да? Ну вот, попадаются такие
идиоты, да еще в судьи лезут. Хотя при расстановке мест, пожалуй,
главным было не это, а страстное желание видеть в призерах другие стихотворения. Причем все равно этих стихотворений было больше, чем призовых мест
А Ваше тоже замечательное, да… Но вот другие понравились больше -
ну, что ж я могу поделать!
Папа обычно занимается своей жизнью и доволен уже тем, что даёт в семью какие-то деньги. Стихотворение то о российской женщине, моей знакомой.
Ну да, наверное, это характерно для нашего менталитета: мама видит себя и детей, а папа… ну деньги в дом приносит, и ладно. Хотя что-то в этом есть неправильное
Но видите. Лилит Михайловна, какое сильное оказалось стихотворение, что начались обсуждения не ритмических рисунков, а реальной ситуации? Ну а при этом ведь каждый невольно вспоминает нечто похожее из жизни своих знакомых, как-то это проецирует на стих… и понятно, что можно в стихе увидеть вовсе не то, что Вы имели в виду. Ну, простите еще раз за комментарий.
У меня была похожая ситуация. Диагноз хирурга поликлиники: «У Вас аневризма _сосуда. Это — бомба, которая может в любую секунду взорваться. Вот вам направление к хирургу-ангиографу в больницу». Все. Я- с четырехлетним сыном (садик закрылся), в 35- градусную жару-, на троллейбусе, метро, еще раз на троллейбусе, тащусь по всей Москве. Приезжаем. Хирург в отпуске. Никто не замещает. Уходим. И тут только до меня доходит выражение «в любую секунду». И я 10 минут стою у светофора, пропуская зеленый, потому что вдруг поняла, что упасть могу прямо посередине этого ужасного шоссе. А ребенок? Он один не сможет ни дорогу дальше перейти, ни предпринять что-либо. А через 10 минут я превратилась в такую маму, как в этих стихах, ну, почти такую. А потом -»счастливое» завершение — диагноз оказался ошибочным, нужно было бороться совсем с другой бякой, не такой опасной, но не менее неприятной. Папа, говорите, Арман? У нас папа был…где-то… Не помню, изменилась ли его жизнь -утром/днем — работа, вечером — дом. У меня — работа, дом, детские кружки, (действительно- шитье костюмов к дочкиному спектаклю), кухня, уборка- само собой, магазины. И какие-то курсы по самовыздоровлению-голоданию-изнурению-самовнушению-само-само-само…
А мне стихотворение понравилось. Очень.
Надо сказать, стихотворение такого типа я впервые выдвигала на конкурс и поняла, что, в общем-то, зря. Одно дело — когда разбирают какую-нибудь фантазию, другое — когда обсуждают персонажа, который для тебя-то не персонаж, а живой человек. Меня уже на середине начало физически мутить. Поэтому, простите, я пока больше не буду ничего комментировать, мне надо войти в русло.
Спасибо, Лилит! Великолепно! меня последнее время редко затрагивают стихи. Здесь тема очень близкая, сам бы хотел написать об этом, но таланта не хватает. Спасибо большое еще раз Вам!
Странно, что кто-то увидел неискренность и позёрство в этих стихах. Я читала его с колючками в горле. Людей, которые способны стойко, без жалоб, без срывов на близких, проживать изо дня в день дикую боль, когда даже морфий перестает действовать, — единицы. Медленно и мучительно «доживать» — каково это? Наверное, людям, не способным на такое мужество, это и кажется чем-то неискренним.
У меня месяц назад дядя умер от рака. Последние пять месяцев жизни (если это можно назвать жизнью) — морфий. Но потом боль была уже такой, что не спасал даже он. Но ни стона, ни жалобы. Тётя — не знаю, как угадывала, что — вот — снова пора укол.
Это не позёрство. Это желание уберечь близких.
Рэй выжила
Что ж, это чудо, Лилит. Дай ей Бог сил и здоровья.
Согласен с последним комментарием. Действительно, стихотворение заставляет сопереживать и «берет за душу». Спасибо автору.