Шопен
А словами не выразить – не пытайся –
всей неистовой горечи и тоски,
только музыка властна! Ломает пальцы
на аккордово-клавишные куски.
Очищая от сукровицы и грязи
вопли муки, сочащиеся из ран,
разливаешь в созвучия, такты, фразы,
пьешь и делишься – щедро, напополам.
Поколения черпают – всё остаток –
вечно честная, вечно живая боль.
Мы идем берегами реки Утраты*
за пленяющей музыкой, за тобой…
и словами не высказать этих звуков!
Даже польским, славянски-бездонным «żał»**.
И в бессилье горячем немеют руки –
только слушать, безмолвствуя и дрожа…
* Утрата – река в местечке Желязова-Воля, где родился Фредерик Шопен.
** Рассказывают, что Шопена однажды спросили, каким словом можно определить основное настроение его музыки. Композитор ответил, что в его родном польском языке есть такое слово — это «жаль» (żał). Ференц Лист полагал, что в нем Шопену слышалась целая гамма разнообразных настроений «от жалобы и сожаления до ненависти», от неутешной скорби до «накипающей в глубине сердца неумолимой угрозы». По словам Листа, слово «жаль» «окрашивает все творения Шопена то в серебристые, то в огненно-пылающие тона».
___
В качестве музыкальной иллюстрации выбрано произведение Фредерика Шопена: соната для фортепиано №2, си бемоль минор, op. 35, II – Scherzo. Хотя можно сказать, что автор вдохновлялся музыкой Шопена вообще, также как и всей его жизнью, не деля ее на «истории создания». Тем более что «…святая жизнь художника — развитие его творческой силы, эта настоящая его жизнь, которой одни обломки являются в происшествиях ежедневной жизни; а они [биографы] — они описывают обломки обломков…» (Вл. Ф. Одоевский «Русские ночи»)
Автор готов к любой критике. Смелее!
Оценки:
Дмитрий - "3"elina1955.55@mail.ru - "3"
Анна К. - "3"
Море - "3"
Дублёр-ша - "2"
Добрый - "2"
Mockingjay - "2"
Ижени - "2"
Maryam - "3"
Алия - "1"
Очень люблю Шопена, но тут не нарисовалось (((((
Люблю Шопена!
Но вот стих, хоть и с нервом написан, мне показался намного лиричнее музыки.
Соната — огненно-пылающее «жаль». А стих — сожаление.
вот тут согласна с девочками по поводу ассоциации между музыкой и текстом, однако автор все уже по этому поводу сказал в примечании.
текст совершенно самодостаточно хорош.
+3
Как я и намеревался, оценивать конкурс не буду. Не хочется. Но мнение выскажу.
В стихотворении много словес, долженствующих поразить читателя и оценщиков. Много смысловой и эмоциональной несуразицы, разноцветного бутафорского псевдопоэтического мусора. Ренегатское польское слово, которое Лист, друг Шопена, так вольно толковал, не выражает даже малой части всех оттенков и граней шопеновской поэтики. У любого, даже великого композитора есть много такой музыки, без которой человечество прожило бы очень спокойно. Вы выбрали именно такой кусочек. Ничего из предложенной иллюстрации не связано с Вашим стихотворением, кроме формальностей.
Не печальтесь. За Вас трактористки и пр. Троек и без меня Вам насыплют.
Увы, увы! Абшиблись!
У меня это далеко не +3. В данном случае с Вами солидарна:)
Не печалюсь, Евгений, Ваш презрительный комментарий к моему конкурсному тексту — почти традиция. Хотя раздражает голословное охаивание, я не касаюсь сейчас соответствия музыке и даже художественных приемов, но если Вы пишете о «смысловой и эмоциональной несуразице», будьте любезны ткнуть пальцем, о чем конкретно речь. Иначе это выглядит как бессмысленное сотрясание воздуха, ради самовыражения что ли?..
С Евгением согласен. Тройки так и сыплются без всяких комментариев. И, видимо, даже умножаются.
Стих ярче музыки. Если брать его не к выбранному произведению, то очень понравился.Троек насыплем))))
Это стих о музыке, может не о конкретной. Но ярок, ярок!
+2
Мне понравилось
+2
понравилось с первых строк. но вот это не легло, слишком пафосно, слишком…
Очищая от сукровицы и грязи
вопли муки, сочащиеся из ран,
2
Многовато многосложных слов с двойным ударением. Явно затрудняет чтение. Ран — напополам. Ритм не ясен из- за таких слов, например: «сочащиеся» и так далее.
Да, согласна, сама не обратила внимания, спасибо за подсказку.
«А словами не выразить – не пытайся –» как другим кажется, здесь со знаками преп. всё нормально?После и до «пытайся» не запятая нужна?»
«А словами не выразить, не пытайся, »
» А здесь:
Очищая от сукровицы и грязи
вопли муки, сочащиеся из ран,
Вопли муки через тире? Или через запятую?Или это вопли той муки, которая сочится (сочащЕйся) из ран?
«Поколения черпают – всё остаток – ? Тоже не уверена. Скорее всего, тире лишние.Или, оно — только после «всё». Простите автор, за неуверенность, но в таком виде читается не пойми как…
gulim, насчет соблюдения правил я могу ошибаться, но знаки соответствуют логике, это точно,
в первом случае, тире, конечно, авторское, подчеркиевает последственность действий, их следование — одно из другого,
что касается воплей муки, то здесь все совершенно правильно, бывают вопли боли, вопли радости, а у меня — вопли муки, причастный оборот согласован с «воплями», поэтому «сочащиеся из ран».
что касается третьего пункта, то здесь, возможно, не очень удачно построено предложение, что затрудняет понимание, тире здесь указывает на противопоставление: поколения черпают (но) всё (равно остается) остаток.
надеюсь, мои пояснения, помогут Вам в понимании текста.
Да, Алиса, конечно, автор решает, как именно ему выразить свою мысль или чувства, не спорю, конечно. Спасибо за пояснение. С воплями муки мне теперь всё понятно, не уловила я этого, — факт.
Вопли очищаются от сукровицы и грязи и становятся чудесным напитком из звуков. Теперь дошло до меня, спасибо.
«Не пытайся», — тоже, вообщем-то понятно. Но «в остатке», всё-таки именно ту мысль, которую Вы хотите донести, трудно откопать. Мне так видится…
А в общем, спасибо за стих, хотя музыку я не осилила..:)
+2.
Мне очень понравилось, действительно созвучно моим ощущениям от музыки Шопена. Музыка, конечно, больше, чем слова, даже много слов.
A это мой любимый 64 опус в исполнении талантливейшего музыканта Евгения Кисина
https://www.youtube.com/watch?v=WVsGf1ag6Us
Спасибо, Марина! Разумеется, вальс прекрасен) однако он достаточно известен, а мне хотелось выбрать что-нибудь менее избитое, поэтому остановилась на второй части сонаты.
С музыкой Шопена — ничего общего. Больше сказать нечего. Безобразие.
И всем-всем спасило, кто не прошел мимо и оценил мой текст!