Покой
Закрылась дверь. Шум города за ней,
Чужие лица, суета, волненья
И ветер за спиной и голоса людей,
Не вызывающие восхищенья.
Уют камина. Полумрак огня,
Высокий ворс ковра ласкает ноги,
Бокал на столике крапленого вина -
Глоток. Тепло. Растаяли тревоги.
Глаза закрыть, не думать ни о чем,
Отдаться звукам тихого рояля,
Покой — в одном ряду с параличом
И таинством священного Грааля…
Автор готов к любой критике. Смелее!
Оценки:
Добрый - "0"AlexandrNik - "1"
verolom - "0"
Ижени - "0"
Дублёр-ша - "1"
Алла Рыженко - "-1"
kurochka - "1"
elina1955.55@mail.ru - "1"
belach-eugeny - "1"
Viktoria-M - "0"
Краплёное вино, это что то из области шулерского обмана в картах, смешно
ага! это наверное разноцветные вкрапления почудились автору после крепленого вина)))) 0б
В третьих строках первого и второго катренов не выдержан пятистопный ямб. В них по шесть стоп. +1.
Попробую оценить
Пунктуация — несколько пропущенных запятых (после «волненья», «за спиной», «на столике») На мой взгляд два лишних тире (после «краплёного вина» и «покой»), думаю на «авторскую пунктуацию» эти тире не тянут. Но, может, кто-то поправит. за это минут 0,25
Про размер и ритм сказали.
Рифма «волненья-восхищенья» не понравилась, чисто субъективно, во первых неинтересна, такие слова легко рифмовать, но красоты стиху не добавляет рифма, во-вторых «урезанные» формочки (волненье от волнения) на вкус автора, конечно, но у меня вызывают ощущение «втискивания» слова в размер стиха.
огня-вина тоже не такая уж и хорошая и изобретальеная рифма.
Мелодичность — стих, конечно прочитать было несложно, но красивым мне не показался, с претензией на красивость. И очень смутили «ноги». Как-то не по душе в стихах ноги, носки и другие подробности. Именно в таких стихах, где всё красивенько разрисовывается.
«Краплёное вино» не нашла ни в каком гугле, может потом автор объяснит. КрЕплёное? Если просто опечатка…
Эффектность и красочность не показались. Вопросы есть. Почему голоса людей не вызывают восхищенья? Думаю, что восхищенье здесь ни причём, мы не восхищяемся голосами людей (ну в редких случаях) и поэтому возникает чувство, что слово «восхищенья» здесь для рифмы.
Полумрак огня — не знаю такого ввыражения. Огонь может отбрасывать тени в полумрак комнаты…
Покой — в одном ряду с параличом — еще одна непонятная фраза.. Покой с параличом означает отдых, т.е. эти слова употреблены как синонимы, главный герой действительно болен. Но если герой болен, то ноги его не могут чувствовать ласку ворса ковра, потому что — паралич..
Чувства автора мне не передались, стихотворение банальное, таких много можно прочесть, ничего особенного, такое домашнее стихотворение, не для конкурса, в альбом, ну это субъективно опять же. Поправьте, если чего-то недооценила или не заметила
0
Я далеко не профессионал в стихонаписании и его правилах, я оцениваю стихи по параметру «нравиться-не нравиться».
Загонять себя в рамки правил написания откровенно не хочется, поэтому в этом направлении не развиваюсь сознательно (это про ритм и размер, хотя при прочтении лично я нигде не сбиваюсь, все ровненько).
«…И ветер за спиной и голоса людей,
Не вызывающие восхищенья…» — немного не пойму в чем проблема? Мне кажется что вы просто дословно пытаетесь вникнуть в суть дела, немного пространственного воображения и поиграйте с метафорами, сравнениями и пойдет как по маслу ))) (тоже самое кстати и с полумраком огня)
Покой и паралич… тут они ставятся в один ряд только потому, что полный покой я представляю себе как обездвиженное расслабленное тело и сознание, думаю дальше понятно.
В целом большое спасибо за уделенное время этому бездарному произведению, интересно читать, буду рад будущим гневным рецензиям
Забыл про крапленное вино, дело в том, что тут я имел ввиду особенность вина, отмеченное хозяином, но теперь поменяю на «любимое», уж больно много вопросов
*минут 0,25 — это я считала от максимального 3, затем уже не указывала сколько за кажое замечание, но и так понятно, что баллы ставить не за что
0
«Не вызывающие восхищенья» — то есть вызывающие отвращение. ЛГ рада убежать от суеты, закрыв дверь.
Правда, рифма такая не нра никому.
Полумрак огня — я прочла, как почти полное отсутствие огня.
КрАплёное — банальная опечатка, нет?
Паралич здесь в переносном значении…
И согласна с Алексом — третьи строчки (во всех катренах!) выбивают с ритма.
Автор, если третья строка срифмована с первой, то почему там разное количество слогов? Уже говорилось об этом — таковы правила стихосложения, а вы пытаетесь их изменить.)))
+1
Татьяна, строчки выбиваются, потому что только в первых двух 12 слогов, а в третьей строчке третьей строфы их — десять. А вот с чего Вы решили, что нельзя в параллельных строчках (чёт или нечёт) иметь разное количество слогов, я никак не могу понять
Гулим, да во втором и в первом, а в третьем нет. Автор, за третий прости.)
Смотрите почему:
10 Уют камина. Полумрак огня,
11 Высокий ворс ковра ласкает ноги,
12 Бокал на столике крапленого вина -
11 Глоток. Тепло. Растаяли тревоги.
первая и третья строчки рифмуются, а у них разное количество слогов.
А во второй и четвёртой все ОК.
Таковы правила стихосложения.
Почему автор делает по-другому — не пойму.
Можно же пересмотреть стихи авторитетных стихоплётов, или почитать классиков.
Татьяна, я никогда не слышала о таком правиле, помогите, подскажите, откуда Вы почерпнули такое правило стихосложения.
Стихи с разным количеством стоп в рифмующихся строчках называются «вольными». «Горе от ума» не является для Вас авторитетом?
Вольными, белыми, но этот не белый.
Есть уроки тёти Тани — почитайте, да и много литературы разной можно в инете найти. У автора ведь не тонический стих.
Белый — без рифм. Это не белый. Это — вольный.
Я уже начиталась.
Да, Гулим, но вольный стих предполагает разное число стоп в каждой единице. А тут только в третьих строчках только двух катренов. И усьо. Авторская вольность.
О таком нигде пока не читала, но не буду спорить — кто-нить придёт и ссылочку на такое сочинительство даст…
Изучаемые понятия: вольный ямб, вольный стих.
Нормальный, ритмически уравновешенный стихотворный текст состоит из строк идентичной стопности. То есть во всех строчках одинаковое количество стоп (вспомните, например, «я помню чудное мгновенье»). Противоположная ситуация неравностопности представлена двумя случаями: неравностопность урегулированная (предсказуемая) и неравностопность неурегулированная (непредсказуемая).
1) урегулированная разностопность
В первом случае стихи с разным количеством стоп чередуются в закономерном, заданном строфической схемой порядке. Так, в пушкинском «Памятнике» 5 строф, состоящих из трех стихов 6-стопного ямба и одного заключительного стиха в 4 стопы:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, (6)
К нему не зарастет народная тропа, (6)
Вознесся выше он главою непокорной (6)
Александрийского столпа. (4)
А в стихотворении «Песнь о вещем Олеге» — 17 шестистиший амфибрахия, во второй и четвертой строках по 3 стопы, в остальных — по 4, то есть строфическая схема 434344:
Как ныне сбирается вещий Олег (4)
Отмстить неразумным хазарам, (3)
Их села и нивы за буйный набег (4)
Обрёк он мечам и пожарам. (3)
С дружиной своей в цареградской броне (4)
Князь по полю едет на верном коне. (4)
4 – и 3-стопный амфибрахий чередуется в строго определенном порядке. Этот порядок предсказуем, ожидаем, и читатель, дождавшись его, получает своеобразное эстетическое переживание — эффект удовлетворенного ожидания.
Использование разного количества стоп позволяет создавать неповторимые ритмические рисунки строф. Важно только, чтобы в соответствующих строках всех строф (если стихотворение разделено на строфы) количество стоп было одинаковым, то есть чтобы все строфы были написаны по одной и той же схеме.
Простор для экспериментов тут огромен, главное, чтобы результат автора удовлетворил.
Ну вот несколько примеров.
Вот в этом стихотворении:
http://rifmer.com/vesna13/cvetnaya-zhizn/80055.html
чередуются строки 4-х и 5-и стопного ямба
А вот здесь стихи, написанные четырехстопным анапестом, заканчиваются укороченной двустопной строкой:
http://rifmer.com/zima12-13/reprodukciya-literaturnaya-zhivopis/73458.html
2) неурегулированная разностопность
Иначе реализуется неравностопность во втором случае. Строки разной стопности чередуются беспорядочно, бессистемно и непредсказуемо. Такие формы широко использовались в русское поэзии 18-19 веков, в частности, в комедии «Горе от ума», в драме «Маскарад», в баснях.
Не хватает в третьем, я не спорю. Или — наоборот, лишние в первых двух. Но если бы было симметрично, то всё было бы нормально. Часто и я так пишу.
Вольный стих, или вольный ямб, — ямбический рифмованный стих, с неравным (не более шести) количеством стоп в строках, без строфы — БЕЗ СТРОФЫ!
В вольном стихе пишутся басни (И. Крылов, Д. Бедный, С. Михалков).
В 18 и начале 19 века вольным стихом писались эпиграммы, эпитафии, надписи. Этим же стихом написаны комедия А. Грибоедова «Горе от ума» и драма М. Лермонтова «Маскарад».
Вот отрывок из лирической баллады А. Кольцова «Видение наяды»:
Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной.
Я слег
Под стог,
И, дремля в скуке праздной,
Уснул; уснул – и вижу сон:
На берегу морском, под дремлющей сосною,
С унылою душою,
Сижу один; передо мною
Со всех сторон
Безбрежность вод и небо голубое –
Все в сладостном ночном покое,
На все навеян легкий сон…
Попытки некоторых поэтов писать лирику в форме вольного стиха не нашли поддержки Единственная в русской литературе поэма И. Богдановича «Душенька» (1778), написанная вольным стихом, также осталась обособленной.
Уроки тёти Тани…
http://rifmer.com/vne-konkursa/uroki-stihoslozheniya/88850.html
В-третьих, вольный стих характеризуется неоднородностью размерности строк (разное количество стоп в рифмующихся строках). Причем, эта неоднородность должна быть обязательно неупорядоченной, как бы случайно расположенной. И в четвертых, в связи с неупорядоченным разнообразием числа стоп вольный стих не разбивается на строфы. Впрочем, последнее вовсе не обязательно — стихотворение может быть разбито на строфы в соответствии с сюжетом.
Так что «вольный стих» не такой уж вольный! Он требует строгого соблюдения стихотворного метра, а кроме того, точной и звучной рифмы — потому что именно она акцентирует внимание на концах строк, соответствующих паузам в речевом потоке.
Писать вольным стихом, пожалуй, даже сложнее, чем классическим стихотворным размером.
И пример:
10 Сегодня вечером куплю цветы,
12 внесу их в комнату с морозной темноты,
5 поставлю в вазу.
13 И наша комната преобразится сразу.
И эта неоднородность должна быть обязательно неупорядоченной, как бы случайно расположенной. А у нас ровненько в третьих строчках. Где же неупорядоченность, Гулим?)))
Нет, это нужно автора спросить…
Гулим, если ещё что-то нароете — делитесь, хоть ни белые, ни вольные мне не нра.(((
Крапленное вино, дело в том, что тут я имел ввиду особенность вина, отмеченное хозяином, но теперь поменяю на «любимое», уж больно много вопросов
Спасибо за комментарий, интересно
Креплённое вино пусть будет под рукой,
И обволакивает медленно покой…
Не поминайте всуе — паралич,
Что б мимо пролетел дурной кирпич…
комментарии понравились! спасибо за них их авторам! стих…. ни о чем….
Я бы не сказала, что стих ни о чём, картинка нарисовалась, состояние ЛГ передалось беспрепятственно, усталость, нега, так что не всё так плохо. Люблю лёгкие стихи. Про технические огрехи сказали без меня, +1.
Спасибо, он именно легкий…
камин, крапленое(!) вино, чаша Грааля, высокий ворс ковра, тихий рояль и «голоса людей, не вызывающие восхищенья»(а это обязательно надо — чтобы вызывали?) — якобы поэтический набор банальностей, плоско и неинтересно. 0
+1
По сравнению с предыдущими двумя — шедевр!
Ну ладно, тка и быть — +1. Хотя это ноль в натуре.
Поздравляю победителей! И спасибо всем за конструктивную критику и пристальное внимание, очень полезно почитать