Время тонуть
Время молчать. Стрелки с корнями вырви.
Горбит стена ломкий узор обоев,
Помнящих цвет. Перенимая выдох,
Взращивать вдох, став от себя свободной.
Строгости черт черти мои подвластны.
Выдумай мне голос, повадки, имя.
Хрупкость листа тлеет бумажно красным.
Больше меня осень назад не примет.
Ты мне — вода, Ты мне — на шею камень.
Время тонуть. Воздух горчит студеный.
Падать насквозь, навзничь, вбирать глотками
Тёмную зыбь талого дна ладоней.
Пробовать свет, густо пропахший грустью.
Близкий, как боль, а на язык – текучий.
Время молчать. Осень меня не впустит.
Лучше сейчас, завтра я буду лучше.
Оценки:
Люся Мокко - "10"morozova33 - "10"
Анна Кондратьева - "10"
Partizan - "5"
Тётя Таня - "10"
Maryam - "9"
Mamontov - "6"
commeunfou - "10"
kugaewsky - "6"
Занятой Лирик - "10"
догадываюсь,чьё это.читалось тяжело,смысл так и не поняла.всюду какие-то спотыкачки.могла бы ставить оценки,поставила бы 5 максимум.Автор,без обид.
Как мне нравится этот комментатор!
Вот ведь совсем недавно на сайте, а уже и Авторов узнает, и комментирует, и оценивает! И правильно, Анастасия, ну что за стихотворение! Одни непонятки!
Что значит «перенимая выдох»? Это ЛГ манеру выдыхать у кого-то перенимает? У стен, что ли? Или у обоев? Или это ЛГ выдох, как эстафету, передает вдоху? Ну, знаете…
А что значит «строгости черт черти мои подвластны»?
И к кому ЛГ обращается с просьбой чего-то ей выдумать?
По первому четверостишью вроде ЛГ — человек. Значит, к другому человеку обращается? И как это один человек будет другому имя выдумывать? ЛГ же — не новорожденный ребенок? Или ЛГ — это что-то вроде внутреннего голоса, и обращается он, значит, к своему «хозяину»?
А почему, скажите, «осень назад не примет»? То есть почему «назад»? ЛГ из осени уже убегала, что ли?
А дальше опять обращение к кому-то. Наверное, все-таки к другому человеку. Ну, ясно, «пролюбоффное» стихотворение. Из дамского альбома, как однажды товарищ Партизан выразился.
Но что ж такое «талое дно ладоней»? У ладоней есть дно? Да еще его зыбь можно вбирать? Это как, ЛГ сидит, что ли, уткнув лицо в ладони? И ревет, значит? А как Автор себе вообще талое дно педставляет? Талым снег может быть. А дно — оно дно и есть. Или у нас там вечная мерзлота?
А дальше что у нас? Какой там свет ЛГ пробовать собрался? И что «лучше сейчас»? От себя освободиться? Измениться, значит. Позабыть, значит, эти любовные глупости. Правильно! Только можно же и по-другому подумать, может, тут, не к ночи будь сказано, а самоубийстве речь идет? И боль, значит, и текучее что-то — никак кровь? Или из окна сигануть? Опять,значит, декадентские настроения?
А где же высокая духовность и чувство ответственности художника? И вообще, что за мелкотемье, внимание только к своим личным проблемам? Где забота о судьбах страны, о воспитании читателя в духе высокой морали?
И за что тут даже 5 ставить?
Да два балла — за глаза и за уши хватит!
А я ведь 10 поставила. И почему, спрашивается? И после Партизанской оценки жалею, что не могу поставить больше.
Не иначе как волшебство какое.
А волшебство — это же самое главное в стихах, нет?
татьяна,это вы серьезно,или вы меня так высмеялись,что мол не доросла я ещё,чтоб понять смысл?скорее всего,что высмеяли…
Что Вы, Анастасия! Ни в коем случае не хотела Вас высмеять. Хотела еще раз показать, что именно личное впечатление определяет не 2, а все 10 баллов! И что стихи — это не протокол осмотра места происшествия, и вовсе не обязательно там должно все быть однозначно.
Вот при чтении этого стихотворения у меня возникает несколько моделей, которые укладываются в текст, и ни с одной из них не возникает непримиримых противоречий. И это мне очень-очень нравится!
значит не доросла,чтоб понять…но не нужно было акцентировать внимания на тех местах,которые я могла не понять.ну не поняла и не поняла)
Так и я не поняла!
Помню, был (да и есть, только сейчас не пишет) Автор, где я писала со стоном: «я Ваши стихи не понимаю, но они мне обалденно нраааавятся»
а мне понравился стих, все бы прошло на «ять», только последняя строка осталась подвопросной.
оценку позже.
Виктор, а по мне, так в последней строке все самое-самое вкусное и собралось! Ну, если я правильно поняла, что за момент внутреннего перерождения и освобождения от самой себя переживает здесь ЛГ. Потому что понимала я стих непросто, долго пришлось его через себя пропускать )) и не все образы гладко укладывались в общую картинку. Очень понравилось
«Время молчать. Стрелки с корнями вырви»
«Пробовать свет, густо пропахший грустью.
Близкий, как боль, а на язык – текучий»
«Взращивать вдох, став от себя свободной»
А вот «Перенимая выдох» не словила фишку, прости, Автор! И еще не хватило мегагерц, чтобы просечь «Тёмную зыбь талого дна ладоней». Зато я от души порадовалась, что непременная горечь здесь хотя бы без полыни )))
Но Автора я люблю, и стиль его мне очень близок ) Хотя тут ожидаемой стройности и прозрачности мне все-таки не хватило, и работу бы я оценила баллов на 8-9. Но среди остальных конкурсных текстов здесь от меня абсолютная десятка )
А финал-таки супер!
Фууххх! просекла-таки я усю суть и красоту «талого дна ладоней»!! Признаюсь, не сама дотумкала, домашние мене подсказали, спасибо умным людЯм )))
Автор, теперь, кроме последней строки, и это — мое любимое!
Нет, правда! и вполне серьезно. Просто надо представить, как падаешь навзничь, думая, что сзади тебя поддержат чьи-то руки. А рук-то почти и нет… осталась только «Тёмная зыбь талого дна ладоней»… и ты сквозь эту продырявленность, протаянность ладоней так и падаешь дальше… Не находит ЛГ опоры в том, кто ей вода и на шее камень…. Супер!
ну, тут 10, без вопросов.
А у меня — так куча вопросов:(
Перерождение Автора, говорите? — Не вижу! Боль/злость/надрыв — вижу. Перерождения — нет.
Ритм — местами, извини Автор, но не смог прочитать. Упарился — но никак:(
Рифма — по краю, но лично мне нравится.
Моя оценка:
Техника (грамотность, рифма, ритм): 2
Художественная выразительность (образы, тропы, лексика): 1 (очень тропы и образы лексичны)
Содержание и глубина раскрытия темы: 2
Личное впечатление: 0 (я надеялся увидеть вопрос/проблему/дзен, а увидел — ничего не увидел)
————————————————————————
5
Василь-Палыч, а чего с ритмом-то не то?
Время молчать. Стрелки с корнями вырви.___1001 | 1001010
Горбит стена ломкий узор обоев,___________1001 | 1001010
Помнящих цвет. Перенимая выдох,_________1001 | (1)001010
Взращивать вдох, став от себя свободной.___1001 | 1001010
Предельно четко, по-моему!
Да! Вот эта вертикальная черта ритмораздела меня и смущала. Не ТАК Я прочитал:( Извините меня, Автор, пожалуйста, если сможете!
Моя оценка — получается — 6. Добавьте кто-нибудь +1 ради моей ошибочности, пожалуйста.
п.с. А строчки нельзя было специально разделить?
п.с.2. Я — знаю, кто Автор этого стихотворения!
после такой раскодировки рифмовки — знаю!
а может опять?…
Красиво, таинственно, многозначно (иногда — многозначительно). Концовка не осветила стихи светом в конце туннеля, не «проявила» туманные абрисы предыдущих строк. Догадываться, додумывать — можно, но хотелось бы проникнуться стихом, испытать маа-ленький такой «катарсис». У меня. увы, не получилось.
«…вбирать глотками Тёмную зыбь талого дна ладоней» — очень понравилoсь. 9
Стих сложный для понимания. Согласен с Анастасией, – язык стиха должен быть понятен читателю, поскольку он писался на конкурс, для широкой аудитории, а не для узкого круга любителей загадочного чтива…
Первый катрен – почти без рифмы. Однако прослеживается огромное желание автора, удивить читателя какой-то «необузданной» образностью своего ЛГ. Жаль, что она получилась такая недомысленная, скукоженная…
6 баллов.
Почему же первый катрен — без рифмы?
Время молчать. Стрелки с корнями ВЫри.
Горбит стена ломкий узор оБОев,
Помнящих цвет. Перенимая ВЫдох,
Взращивать вдох, став от себя своБОдной.
Да, рифма не точная, но вообще говоря, мы же не в 19 веке, требовавшем точного совпадения клаузул. Во многих статьях отмечается, что в современной рифме созвучие перемещается из клаузулы влево, то есть на предшествующие последнему икту слоги. Здесь неточность компенсируется совпадением опорных согласных (богатая рифма). А кроме того, совпадением гласных, предшествующим последним ударным (глубокая рифма): «с кОрнЯми вырви — перенимАЯ выдох», «узОр обоев — свОбодной». Так что с рифмами тут лучше, чем просто неплохо )
Что касается языка стиха — язык-то более чем понятный. Ни дериватов тут нет, ни пиара, ни снежуры, ни стаккато )))
А вот что касается ситуации — да, она может быть понятна не до конца. А разве человек, который испытывает острые пережиания, себя до конца понимает? И главное, по-моему, не описать с тупой прямолинейностью: «вот произошло то-то и я теперь чувствую то-то», а дать возможность читателю испытать столь же сложные чувства, что и ЛГ. Как там? «Все забудут, как Вы выглядели и что говорили, но не забудут, что чувствовали благодаря Вам». Вот это стихотворение дает читателю великолепную возможность испытать сильные эмоции.
А где тут «необузданная образность ЛГ»? Тут вообще ЛГ уделяется гораздо меньше внимания, чем окружающему миру. «хрупкость листа», «тягучий свет», «ломкий узор обоев» — это же не ЛГ, это мир, который ЛГ видит. И такой образности можно только позавидовать.
А объяснять… не, я лучше не буду, а то чего-нибудь не то объясню )
Но лично мне и буз объяснений очень-очень нравится!
В своих трудах по теории стихосложения В. Я. Брюсов изрёк: «Мастер стиха владеет магией слов, умеет их заклинать, и они ему служат, как покорные духи волшебнику…»
Разве такое можно сказать об этом стихе?
Я не буду делать ссылки на Российско – Советских теоретиков стихоцеха: Томашевского, Боброва, Бернштейна и др. теории которых с вашей точки зрения устарели, – посетим творческую мастерскую Л. Портера , довольно-таки авторитетного специалиста по Новой теории стихосложения на 4 страничках из 16 пунктов. Остановлюсь на п.3 и п.14;
П.3. Форма стихотворения сотворяется по правилам теории стихосложенья, но поэзию в стихи влагает содержание (мысль, лексика, образы и т. д. )
П. 14. Рифмы – это дополнительный способ повышения упорядоченности стихов, т. е. внесение в стихотворение дополнительной симметрии краезвучий строк.
Я в первом катрене таковой симметрии не обнаружил…но я точно знаю, что рифма в стихах всегда будет востребована, и чем точней она будет – тем краше стих!
В памяти всплыли строки:
Во имя рифмы, готовы тиф мы в стихе воспеть.
И с ним возится, и заразиться и умереть….
Не погружайте себя мыслями в труды тех теоретиков поэзии, которые и 10 стихов русских, советских поэтов наизусть не прочтут…
Каждый из рецензентов уже произвёл анализ этой работы согласно своему видению, и включил «светофор» на принятие (либо отклонение) тех ценностей, которые с их точки зрения, должны быть присущими настоящему стиху.
Правильно! Главное — личное впечатление!
И если оно «положительное», то и рифмы кажутся созвучными.
А если оно отрицательное, то к любым рифмам можно придраться: одни слишком скучные, другие слишком вычурные )
А высказывание Брюсова мне очень нравится — именно магия нужна.
Вот в одних стихах (и в этом) есть магия, которая заставляет «прилипать» к тексту, а в других — хороших, правильных, с точными рифмами — нет.
А магия — вещь такая… необъяснимая )
простите не сдержалась, ну, очень смешной стих нашла)))
Всех участников обую
и на строки порублю —
всех заПУШКИНю, заБУНю,
заКУПРИНю, залюблю. (с)
Есть счастливые моменты…
Третье место — не предел!
А от Вашего коммента
Даже приХЕМИНГУЭл!
Дмитрий))) там был цикл стихов, вот продолжение:
Я листала Куприна
И дивилась: «Вот те на,
Непонятно ни хрена,
Также, как у Бунина!» (с)
)))
Всех заБУНю, отТУРГЕНю
и уМАЯКОВкаю!
Я же светоч, столп и гений!
Кто не поял — сБЛОКаю!
Рифмы красивейшие, Автор. Таинственно как-то, нежно-остро. От души 10.
Как всегда мы переписываем прочитанное каждый под себя))))
У меня ваще получилось утонченно-эротическое 0_0, ой…
«Строгости черт черти мои подвластны»я понимаю так, что все бунтарское и сумасшедшее в ЛГ подавлено ею, сейчас она не позволяет себе выпускать чертей.
«Перенимая выдох,
Взращивать вдох, став от себя свободной.» а это типа поцалуй?
«Выдумай мне голос, повадки, имя.» в любви она полностью отрекается от себя, отдается во власть любимого чЕла.
Хи-хи, похоже я совсем не туда забрела, судя по предыдущим комментам, а у меня так все хорошо улеглось-устаканилось…
И осень, такая вся уже серьезная, пожилая, в которую она вроде ушла…а тут, бабах и любоф, да еще какая-нибудь этакая, запретная.
Я ж говорю, что нам кажется, то и кажется))))
Завтра она лучше будет и не сможет нагрешить, поэтому надо пока успеть, пока лучше не стала)))
Вообщем мне понравился стих.
Вот ведь как здорово! Каждый понял что-то свое.
Но главное: понятно, что ЛГ стоит перед выбором. И принимает серьезное и тяжелое решение. И принимая решение, ЛГ борется с собой. Так?
А дальше — каждый вспоминает момент своего выбора, и поэтому эмоционально сопереживает. И даже хорошо, что в стихотворении есть недоговоренность, потому что если бы было все определено, воприятие ЛГ было бы более отстраненным.
Простите, Автор, это я тоже философствую, а то тут конкурс такой оказался — сплошные угадайки )))
Не буду углубляться в детальный анализ: не по моим зубам сей и философский камень да и «боюсь утонуть». Время знаете ли такое…
Ритмически правильно организованная речь.
Да, но рифмы. И согласился бы, «черт с ними с рифмами», но тогда почему они прописаны, как критерии оценки?! Пока они (рифмы) там (в условиях конкурса), будьте любезны.
И не понимаю я поэтический «квадрат Малевича», тлеющий бумажно-красным. Стальной цвет знаю, представляю, а бумажный это какой?!
Кстати и студеный воздух не горчит, заявляю авторитетно, как человек, проживший у Ледовитого океана 16 лет. Не горчит!
Моя оценка 6балов ( -1 бал за рифмы, -1 балл за глубину раскрытия темы ( не донырнул), -2 мое сугубо личное впечатление.)
Наташа, поздравляю!!!!
Очень понравилось, правда!
спасибо, взаимно)
Наташ, поздравляю!!! Ты ведь знаешь, для меня оно-таки на первом месте )))
Наташа, поздравляю!
спасибо всем)
поздравляю.
думала, что победит
спасибо)
А я тоже знала кто Автор!Очень интересный стиль из мелких и подчас косвенных деталей создавать цельный образ и передавать основную мысль.Поздравляю , Наталия!
Женя, спасибо) да, вот такие мои фишки)))
Наталия, поздравляю! Не все образы удалось самостоятельно «расшифровать» ), но очень красиво!
спасибо) рада, что понравилось)