rifmer.com Карта сайта

Сыграй мне, Талош (Франция, 1944)

Сыграй мне, Талош, на жёлтой скрипке,
Янтарной, сладкой, как свежий мёд,
Сыграй мне лето, сыграй улыбку -
Пускай твой чардаш собак уймёт…

Сыграй мне, Талош, на скрипке синей,
Как ночь над лесом, как дно реки,
Дрожаще-нежной, как лист осины -
И заржавеют от слёз курки…

Сыграй мне, Талош, на скрипке алой,
Горячной, дикой, сестре огня,
Опасно-жаркой и сладко-шалой -
Прижги, не надо жалеть меня!

Но ты играешь на скрипке чёрной,
Глухой, как омут, слепой, как дождь,
Смычком тоску мне плетёшь узорно -
И ты надежду мою крадёшь…


Рейтинг произведения: 10,00
(Вы не можете голосовать, справка)
Загрузка ... Загрузка ...

Оценки:

Лелит - "10"
Clair - "10"
morozova33 - "10"
Михаил - "10"
Сергей (модератор) - "10"

Поделитесь или добавьте в закладки в два клика:

Комментарии (57)

  1. Великолепно,Замечательно, Восторг!!! На одном дыхании!!!

  2. Всё замечательно, в «десятку». Только не понятно, почему в рубрике «Стихи о войне»?

    • Потому что он о событиях войны. О геноциде цыган во время Второй Мировой. Война состоит не только из перестрелок.

      • Согласен, война, это не только перестрелки и бои. И о геноциде писать надо, и о труженниках тыла… Только вот и о геноциде в Вашем стихе не говорится… Больше похоже на рассказ о безответной любви к Талошу…

        • * собаки, которых хорошо бы унять
          * курки
          * Талош, жертва
          ???

          • Собаки, курки…Охоту напоминает. Талош жертва? Не вижу…

          • Он добыча. Во вторую мировую охота на человека практиковалась.

          • После Ваших объяснений, мне это понятно. Но при первом прчтении стих ассоциировал скорее с фильмом «Табор уходит в небо», чем с «Сам по себе». Тем более, что я не смотрел его.
            В вашем стихе явно еще одного катрена не хватает, чтобы обозначить тему геноцида цыган…Ну, что-то про последний чардаш, про свинцовый дождь… Иначе, без ваших объяснений вряд ли кто поймёт идею стиха…
            А стих сам по себе очень красивый…

          • Это называется пресуппозиция: когда автор надеется, что если он упомянул Чацкого, то найдутся люди, которые читали «Горе от ума» и поймут, о чём речь.
            И нет, всё, кроме чёрной скрипки, будет излишним для этой канвы.

          • Ну, если с этой точки зрения смотреть, то курвов в карабинах и автоматах не бывает, есть затворы. А курки только в охотничьих ружьях. Ну, ещё в пистолетах. И никакого»Чацкого» я не увидел. Жалко, конечно.
            Честно говоря, Ваш ответ был предсказуем…)

          • Всё правильно, речь шла о пистолетах.
            Талош — главный персонаж на данный момент только одного произведения. Имеющего мировую известность, кстати.

          • А вы против пресуппозиции?

        • Вообще, очень рекомендую посмотреть фильм о Талоше, «Сам по себе». Его можно скачать на рутрекере.

          • Я не против пресуппозиции вообще. Вы видите здесь прагматическую пресуппозицию, а я её просто не вижу.
            Понимаете, что для вас очевидно, то для многих тёмный лес. Черная скрипка для меня не символ геноцида, как и курки, кстати.

          • «Понимаете, что для вас очевидно, то для многих тёмный лес» — как и с любым культурно обсуловленным символом. Но счесть стихотворения с курками и собаками, которых надо остановить, стихотворением про любовь — надо иметь всё-таки оригинальные ассоциации.

  3. На самом деле, если отбросить тему геноцида (о котором у вас, и вправду, не упомянается), то произведение получилось действительно очень красивым и милозвучным.

  4. Лилит, хорошее произведение. Что-то дергает… Цепляет… Понятия не имею, где тут друзья-коллеги любовь нашли! :)
    1катрен — загон волков на флажки. Просьба спасти.
    2катрен — расстрел волков. Просьба спасти.
    3катрен — вариантов много. Думаю, этот катрен в плане смысла не совсем корректен. Тем более, что просьбы спасти, в отличие от предыдущих катренов, мы тут не находим. Думаю стоит изменить.
    4катрен — ближе к реальности. Наш бог не слышит наших молитв. То что надо.

    Может я не прав, Лилит? О чем 3 катрен?

    • Перед смертью цыгане традиционно просили у палачей дозволения спеть и станцевать. Чтобы попрощаться с жизнью. И те, кто это видел, говорили потом, что более огненной и жгучей пляски и песни они не видали и не слыхали. Это… переход к отчаянию.

      • Тайна покрытая мраком. =)

        Сыграй мне, Талош, на скрипке алой,
        Горячной, дикой, сестре огня,
        Опасно-жаркой и сладко-шалой -
        Прижги, не надо жалеть меня!

        Последняя строчка. Расшифруйте на языке «Героиня пошла туда, сделала то». Я ваших доводов понять не могу.

  5. Честно говоря, я понял это произведение, очень хорошее, кстати, также, как и mihail. Только после комментариев всё (или почти всё) встало на своё место. Спасти ситуацию могло бы упоминание о первоисточнике — фильме…фраза из фильма, эпиграф. Знание букв или цифр, слов или формул, не всегда позволяет оценить или понять что-то находящееся за пределами собственного понимания.
    Два математика вполне могут рассказать что-то друг другу, не обращая внимания на непосвящённых.
    Автор может представить своё произведение так, как сочтёт нужным.

    • Самое простое, это вынести идею произведения в название… Но автор сам пусть решает, что делать. Я сегодня дал почитать это стихотворение своим коллегам на работе. И спросил потом — о чем этот стих. Никто не сказал, что о геноциде цыганского народа. Ответы были — про охоту, про любовь (табор уходит в небо), просто — про цыган… так что Сергей Среднев прав. Нужна дополнительная информация, чтобы понять замысел стиха.

      • Про цыган — по крайней мере угадали :)
        А зачем на охоте унимать собак?
        А где именно спряталась любовь?
        Мне интересен ход мысли.
        С другой стороны, некоторые в стихотворении про Иуду увидели моё (женщины) признание в любви кому-то, только отчего-то с ошибкой в слов «плоха».
        Похоже, ход мысли — вообще непредсказуемая штука.

        • Собак унимают, чтобы раньше времени зверя не спугнуть.
          Любовь в Ваших строках спряталась.конкретно, в этих…

          …Сыграй мне, Талош, на скрипке алой,
          Горячной, дикой, сестре огня,
          Опасно-жаркой и сладко-шалой -
          Прижги, не надо жалеть меня!…
          …Смычком тоску мне плетёшь узорно -
          И ты надежду мою крадёшь…

          Ход мысли — штука непредсказуемая, согласен с Вами. И он сильно зависит от жизненного опыта, уровня знаний, культурного уровня… и даже от пола…)))

          • Хм, да. Поскольку я не пишу стихов о люблю, действительно могу не видеть в этом двусмысленности.
            Но скрипкой нять собак, и чтоб курки плакали — всё равно охота странная.

          • В этом мире много странного, друг Горацио…)))
            Скрипкой собак унимать не пробовал, но взглядом усмирял. Кстати многие собаки весьма чувствительны к музыке… У нас в экспедиции была лайка, которая, услышав музыку, бросала свои собачьи дела и подпевала, как умела…)))
            А курки, я уже говорил, больше об охоте говорят, а не о геноциде…
            массовые убийства, кстати, из пистолетов не делают. Обычно применяют пулемёты и автоматы…

          • Это если в ряд. А так, представьте, и из пистолетов стреляли, по одному когда.

          • Да? А я считал, что геноцид, это когда тысячи, десятки, сотни тысяч, миллионы уничтоженных… А не по одному из пистолета…
            Насколько я знаю, цыган в основном растреливали из автоматического оружия, так же как евреев и славян. Всех тех, кого Гитлер объявил неполноценными расами…

          • mihail, да ладно Вам…курок может быть и у автомата…

          • Да. Но то, что массу расстреливали массой же, не значит, что ни в кого не стреляли из пистолета. Напротив, была у господ офицеров своя особенная забава при встрече с кочевыми таборами — убегающих одиночек отстреливать на пари.

    • Талош. Он есть только в одном фильме, одной истории.
      Кстати, фильм рекомендую посмотреть.

      • Спасибо, по возможности посмотрю. …Я прочёл Ваше стихотворение, когда не было ещё ни одного комментария, фильм я ещё не смотрел и даже не догадывался о его существовании…представьте моё положение…
        Хорошо, что Вы дали что-то дополнительно.
        Спасибо.

  6. Да, стреляли и из пистолетов по одиночкам, гонялись на танках за одинокой цыганской повозкой… Но это уже другая история… К геноциду отнеошения не имеющая. Скорее, к нравственному облику фашистов…
    Мне кажется, дальше нет смысла продолжать дискуссию. Всё равно Вы меня не убедите, что в этом стихе прослеживается тема геноцида. Уж извините, но остаюсь при своём мнении…С уважением…

  7. Это не мои проблемы, а Ваших ушей.
    Меня другое удивляет. Вы же видите в комментах, что НИКТО не понял, что Вы пишите о геноциде… И Вас это не убедило в недостаточности Ваших тонких подсказок…Вот что удивительно…

    • Я увидела, что НИКТО не понял — на этом сайте. Но этот сайт у меня не единственный, куда я кладу стихи. Все, кто мог реагировать именно на имя, восприняли именно как о геноциде. Кое-кто догадался, что «о каком-то очень грустном, безнадёжном событии». А о любви на других сайтах, например, вообще никто ничего не написал, эту версию я встретила только здесь.
      Ведь то же и с Иудой. Его не опознал на этом сайте никто — а вот на Стихослове как минимум двое, опознали и у меня в блоге, ориентируясь на раскиданные метки. При том, что в блоге, например, пояснения «апокриф» просто не было.
      Значит ли это, что плохо писать стихи сложные, символичные и рассчитанные на то, что кто-то знает эти символы (христианские либо цветовые)? Нет, не думаю.

    • Михаил, вы плохо в комментах смотрите. Странное у вас мнение. Если читатель не понимает автора, то это косяк читателя. Значит он не достаточно начитан. :)

      • Чтобы связать черную скрипку и геноцид, мало быть хорошо начитанным,
        г-н Valmone, нужно быть глубоко в теме. Ведь пока автор не пояснила о чем идёт речь, никто не видел этой связи, думаю, и Вы тоже. (Читайте внимательней комменты)..
        Если говорить о пресуппозиции, которую здесь упомянула Лилит, то…
        «…P является прагматической пресуппозицией суждения S, если всякий раз, когда произнесение S коммуникативно уместно, автор высказывания S считает, что P истинно и полагает, что его адресат также считает, что P истинно (= интерсубъективность)…»
        Здесь автор думает, что читатель (адресат) тоже считает, что Р истинно.
        Но, судя по комментам, она ошибается…
        Резюмирую. Чтобы самостоятельно понять идею этого стиха, читателю необходимо хорошо знать культуру и историю цыганского народа.
        Ведь понять, что здесь речь идёт о «грустном, безнадёжном событии»мало,
        Надо связать это событие с геноцидом цыганского народа. А это большинство читателей, увы, не сможет. И я в том числе. Потому у меня и возник вопрос, почему это стихотворение в рубрике о войне. Надеюсь, Вы помните, что дискуссия началась именно с этого вопроса…

        • мой комментарий от 23 февраля 2011 в 9:53.
          там все понятно и доходчиво.
          3й катрен Лилит пояснила позже.
          так что все ваше «резюмирование» относится только к 3му катрену.
          С уважением.

          • Мда…
            Конечно, Вам всё понятно и доходчиво стало после того, как Лилит 22 февраля (то есть ДО Вашего коммента) объяснила мне, что это стихи о геноциде цыганского народа…)))
            А далее дискуссия шла уже о деталях, уважаемый Valmone…

          • Мда…
            Понятно стало сразу. Я сначала читаю стихи, а потом комментарии. И книги читаю с начала, а не с конца, уважаемый Михаил.

            Рад, что у вас есть своё мнение, но пусть оно вашим и остается. Или вы решили всех убедить в своей правоте? Впрочем, мне все равно, что вы там решили. Всего доброго.

          • Ну, это уже перебор.
            Я никого не стараюсь убедить, просто отстаиваю своё мнение, и по возможности доказательно.
            К сожалению, Ваши утверждения нельзя проверить, и, следовательно, нельзя считать их истинными.
            Проще всего перейти на личности в споре, не имея убедительных доказательств.
            Всего доброго, Valmone.

  8. Вот именно, реагировали на имя. Значит знакомы с Вашим творчеством, и им легче ориентироваться в Ваших подсказках. Безнадежное грустное событие… Любовь тоже может быть безнадёжным грустным событием. Я об этом варианте и говорил… Грустно, что Вы так мало знаете о таком явлении, как любовь…
    Ваши примеры ещё раз убеждают, что понять без подсказки идею Вашего стиха может только узкий круг лиц, хорошо знакомый с Вашим творчеством. Но я не считаю, что это большой недостаток, если стих написан красиво, как тот, что мы обсуждаем.
    Не знаю, как Вы но меня всё-таки огорчает, если читатель не понимает замысел моего стиха, и я стараюсь учитывать это в будущем. Удачи Вам в творчестве…

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.