Страшный зверь силлабо-тоника
Всё! Мы сдали ЕГЭ! И это значит, что теперь мне не надо ужасаться ответу cosx=7,5, не надо напоминать о том, что складывать концентрации растворов нельзя, не надо выяснять, каким образом объем вписанного в пирамиду конуса получился больше, чем объем этой самой пирамиды…
А у меня ж зависимость! У меня ж зуд! Мне ж надо срочно кому-нибудь чего-нибудь объяснить! Вот рифмеры под руку попались. Щщщас им каааак объясню, что такое силлабо-тоника! Они, правда, это и без меня знают, и объясняю я бестолково и методически неправильно, так читать-то никто не заставляет!
Итак. Тема нашего сегодняшнего урока — СИЛЛАБО-ТОНИКА, или СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ.
Изучаемые понятия: силлабо-тоника, сильные и слабые места, двусложные (двудольные) и трехсложные (трехдольные) размеры, пиррихии, трибрахии, сверхсхемные ударения, спондеи.
Так что ж это за зверь такой — силлабо-тоника? Не такой уж и страшный зверь. Вообще можно считать, что СИЛЛАБО-ТОНИКА — ЭТО СПОСОБ РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТИХОТВОРЕНИЯ. То есть способ сделать так, чтобы в стихотворении чувствовался ритм. Способ не единственный, но для людей, выросших на сказках Пушкина и стихах Агнии Барто, пожалуй, наиболее привычный.
За счет чего же обеспечивается ритм в силлабо-тоническом стихосложении?
В первую очередь за счет того, что в тексте регулярно чередуются… сейчас те, кто знает о стихотворных размерах, скажут: «ударные и безударные слоги». И будут не совсем правы. Или совсем не правы. Потому что на самом деле ПРИ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ РЕГУЛЯРНО ЧЕРЕДУЮТСЯ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ МЕСТА.
Чтобы понять, что такое сильные и слабые места, нам даже слова не нужны. Попробуем напеть какой-нибудь вальсовый мотивчик. Начали: рАз-два-три, рАз-два-три… На счет «рАз» — явный акцент, ударение, это обозначено заглавной буквой «А» в слове «рАз». «два-три» — послабее. Получается? А теперь подставляем слова:
«слЫшишь, тревОжные дУют ветрА,
нАм расставАться настАла порА.
крУжится пЁстрый осЕнний лесОк,
крУжится в пАмяти стАрый вальсОк…»
Естественно, ударные слоги попали на сильные места, безударные — на слабые, и все получилось замечательно.
Это ТРЕХСЛОЖНЫЙ (трехдольный) размер. Здесь регулярно чередуется сильное место и два слабых. Если обозначить сильное место 1, а слабое — 0, получим такую цепочку: …100100….
Можно чередовать сильные и слабые места через один. Получится ДВУСЛОЖНЫЙ (двудольный) размер, задаваемый такой цепочкой: …1010101….
Давайте попробуем. Надо считать, как на физзарядке, только быстро:
рАз-два, рАз-два, рАз-два, рАз-два….
Или слова подставим:
Если вЫ в своЕй квартИре,
лЯгте нА пол, трИ-четЫре…
Опять же, ударные слоги попали на сильные места, безударные на слабые, и все замечательно.
Сильные места иногда называются ИКТАМИ.
Итак, что же получается? Получается, что для того, чтобы написать силлабо-тоническое стихотворение, надо, чтобы в тексте регулярно чередовались сильные и слабые места, а для этого на сильные места должны попадать ударные слоги, а на слабые — безударные. Легко? Конечно! Но…
Есть одно «но». Дело в том, что по статистике (ох уж эта статистика!) в русском языке одно ударение приходится в среднем на 2,7 слога. То есть если мы напишем текст, в котором 270 слогов, то там будет около 100 ударных слогов. Но ведь если мы хотим написать такой текст двусложным размером, чередуя сильные и слабые места через один, то сильных мест у нас будет 135 (270 делить 2)! Нам же ударных слогов не хватит! Что же делать?
Да ничего тут не поделаешь. В двусложном размере сильных мест больше, чем требуют свойства русского языка, значит, часть сильных мест придется заполнять безударными слогами. Это называется пропуском ударения, или ПИРРИХИЕМ. С пиррихиями мы все не раз встречались. Возьмем с детства знакомый текст:
в сИнем нЕбе звЁзды блЕщут,
в сИнем мОре вОлны плЕщут…
Здесь чистейший двусложный размер, на сильных местах ударные слоги, на слабых — безударные. Но уже дальше:
тУча пО небУ идЁт,
бОчка пО морЮ плывЁт
«пО небу» и «пО морю» — словосочетания имеют одно ударение, но по размеру требуется еще одно. В результате на сильное место попал безударный слог, образовался пиррихий.
Часто при анализе ритма рисуют схемки. Сильные места обозначают 1, слабые — 0. Если на сильное место попадает безударный слог, то соответствующую цифру берут в скобочки. Значит, для приведенного фрагмента получим следующую схему:
в синем небе звезды блещут,___10101010
в синем море волны плещут,____10101010
туча по небу идет,_____________1010(1)01
бочка по морю плывет__________1010(1)01
На схемке пиррихии заметны, выделены скобочками.
Пиррихии вообще-то вещь коварная, но это отдельная тема )
Ну а если писать трехсложным размером? Тогда в тексте из 270 слогов будет 90 (270 делить на 3) сильных места, а ударных слогов по статистическим свойствам русского языка — 100. Значит, часть ударных слогов окажется «лишними», и придется их ставить на слабые места.
Так образуются СВЕРХСХЕМНЫЕ УДАРЕНИЯ.
С ними тоже все не раз встречались.
Вспомним:
веснА сорок пЯтого гОда,
как ждАл тебя сИний дунАй.
нарОдам еврОпы свобОду
принЁс яркий сОлнечный мАй
(прошу прощения за Европу с маленькой буквы, но заглавными я только сильные места выделяю)
Что получается? получается, что у нас есть слово «сорок» в первой строке, слово «тебя» во второй и слово «яркий» в четвертой, где нет ни одного сильного места. То есть слова целиком попали на слабые места. Но ударные-то слоги в них есть! Эти ударные слоги и создали сверхсхемные ударения.
Если на схемке взять в скобки нолики, обозначаюшие слабые места, на которые попали ударные слоги, получим следующее:
веснА сорок пЯтого гОда,________01(0)010010
как ждАл тебя сИний дунАй.______010(0)1001
нарОдам еврОпы свобОду_______010010010
принЁс яркий сОлнечный мАй_____01(0)1001
Сверхсхемные ударения в трехсложном размере — вещь ну оооооочень коварная. Но это тоже отдельная тема )
Ну а может ли быть наоборот — сверхсхемные ударения в двусложном размере и пропуски ударений в трехсложном?
Может!
В русском языке есть односложные слова. Иногда они «сливаются» со следующим или предыдущим словом (например, тотгОд, былтАм), а иногда на них падает интонационное ударение (мОй дОм). В двусложном размере это ударение может попасть на слабое место и оказаться лишним, сверхсхемным. Возникнет СПОНДЕЙ. Обычно приводится классический пример:
швед, рУсский — кОлет, рУбит, рЕжет,
бой б(А)рабАнный, крИки, скрЕжет,
гром пУшек, тОпот, ржАнье, стон…
(первая буква А в слове «барабанный» в скобочках, потому как безударная, а стоит на сильном месте)
Здесь первые слова — односложные, но по смыслу и интонационно должны быть, безусловно, выделены, то есть ударение в них должно быть явным. Значит, ударные слоги попали на слабые места, образовались спондеи.
Обратите внимание! Сверхсхемное ударение в двусложном размере попадает исключительно на односложные слова! Если же ударный слог многосложного слова оказался на слабом месте, то это значит, что на соседнем с ним сильном месте оказался безударный слог этого же слова, и это уже никакой не спондей, а сбой ритма! Что тоже отдельная тема )
Ну а как насчет пропуска ударений в трехсложных размерах? Теоретически их там быть не должно. Но, с другой стороны, есть же в русском языке многосложные слова, где идут подряд три или более безударных слога. Как, например, втиснуть в трехсложный размер слово «чертополОх»? Да никак, пропуск ударения получится, потому что безударный слог «че» (или «чер»?) попадет на сильное место. Ну а иногда у автора просто не получается фразу составить, и ударение попадает на союз или предлог. Тут мне из классики пример не подобрать, так что простите за самоцитирование:
мЕдленно И нескончАемо пАдает снЕг,
пАдает снЕг, безнадЕжно холОдный и бЕлый -
на сильном месте союз «и», который вообще-то должен быть безударным, пропуск ударения.
Был бы двусложный размер, этот пропуск ударения назывался бы пиррихием, а в трехсложном размере он называется ТРИБРАХИЕМ.
Трибрахии в трехсложных размерах встречаются редко и очень заметны, лучше бы их избегать.
Ну вот, собственно, и все.
Как все? А как же ямбы-хореи-дактили-амфибрахии-анапесты?
А об этом — в следующий раз. Если захотите
А пока — вопросы для самопроверки.
1. Что такое силлабо-тоника?
2. Что такое двусложный размер? Что такое трехсложный размер?
3. Что такое пиррихий? Трибахий?
4. Что такое сверхсхемное ударение? Спондей?
5. Почему появляются пиррихии в двусложных размерах и сверхсхемные ударения в трехсложных?
6. Что я в этом тексте напутала? Или ничего не напутала?
Домашнее задание.
1. Найти на сайте стихотворение, написанное двусложным размером. Составить для него схему, обнаружить пиррихии и, возможно, спондеи, а также, возможно, сбои ритма
2. Аналогично — для классического стихотворения
3. Найти на сайте стихотворение, написанное трехсложным размером. Составить для него схему, обнаружить сверхсхемные ударения а также, возможно, трибрахии
4. Аналогично — для классического стихотворения
Вопросы, предложения и замечания приветствуются!
Ну вот. Вроде преподавательский зуд унялся. На некоторое время
Оценки:
Maryam - "10"Лилит Мазикина - "10"
Partizan - "10"
belach-eugeny - "3"
Таня, мне все очень-очень понравилось, и я даже кое-что поняла
Вы мне только на один вопрос ответьте, ладно?
Ну КАКИМ ОБРАЗОМ объем вписанного в пирамиду конуса получается больше, чем объем этой самой пирамиды???
Даёшь цикл азов Потому что новичков у нас прибывает и прибывает
Полностью поддерживаю! И, если возможно, организовать на сайте специальный раздел для этого — с примерами и разделочной колодой для рубки голов провинившихся .
Ага. Новичков прибывает, а комментарии под текстом для новичков — Лилит, Марьям и Дмитрия Федоровича
Марина, я не знаю КАКИМ ОБРАЗОМ, но получается:
1) ребенку за день надо дать 82 таблетки
2) скорость автомобиля равно 1540 км в час
3) длина ванты (это там задачки есть про вантовые мосты) равна 0,003 м
4) концентрация раствора равна 158%
5) вероятность (все равно чего) равна 2,5
и так далее, до бесконечности.
КАК? загадка
Дмитрий Леонидович, а если примеры какие интересуют — давайте сюда в виде комментария!
И, кстати, я бы хотела продолжить, и у меня, как в трансплантологии, «презумпция согласия». То есть могу чье-то стихотворение с сата привести в качестве примера. Если кто категорически против — отписывайтесь здесь!
Это надо в рамочку и на видное место. Название переделать на «нестрашный…», чтобы новички подходили поближе.
Там есть одна ошибка. Может, еще где. Может, специально, на внимательность.
А скорость автомобиля и прочее — да, изобретательно к делу подходят.)
Почему «складывать концентрации растворов нельзя»?
Сергей, Василий, спасибо огромное!
Сергей, Вы хотите, чтобы я нашла ошибку на внимательность? Никогда в жизни! Так что пишите, где ошибочку нашли, исправляйте! )
Василий, вот нельзя, и все (на самом деле потому, что это относительные величины, как плотности, скорости и т.д.)! А то концентрация 158% получится.
Татьяна, может быть, оставить ошибку? Кто-то ещё раз прочитает, чтобы найти её.) И будет приятно, что понятно стало больше и, наконец-то, заметил ошибку. И оставил для других… Она не принципиальная.
Кстати, я подумал, что она сделана специально, чтобы узнать — читают или нет.
Василий, химики обычно считают, что 50мл 40% + 50мл 40% = 100мл 40%, а не 50 мл 80%.)
Сергей, ну раз Вы хотите оставить ошибку — давайте, конечно, оставим. Надо бы приз назначить за ее обнаружение, так ведь лень )
Вот-вот.
Потерялась ошибка. Маленькая. Цвет — черно-белый. Уши — как у Чебурашки, а глаза грустные. Нашедшему — вознаграждение — наши улыбки.
Да, Тётя Таня,вы правы. Сдали мы ЕГЭ. А всё равно осталось чувство,что всё надо учить,сдавать и рассказывать! И до сих пор хочется научить всех чему-то. Как и вам.
Даша, а Вы уже все сдали? Мне казалось, литература только 13 июня? Вы же литературу будете сдавать?
Ну,литературу да,ещё не сдали,а вот остальное… Русский (вчера узнала)-95 баллов.А всё равно кажется,что ничего не кончилось.
…Что такое пиррихий? Трибахий?
ТрибРахий, а не трибахий. Вот.
Спасибо за ликбез, я в пиррихиях и спондеях пока ещё нещадно путаюсь.
Не. Эта не похожа. Эту кто-то другой потерял.
как все «запутанно»))
пиррихий укусил спондей за лишний груз избыточных идей))
круто, на ночь обязательно до конца дочитаю)
Тетя Таня, а о каком моем дуэльном стишке вы говорили в чате (тема «Возвращение»)?
Кирилл, спасибо огромное, я очень рада, что даже для Вас здесь нашлось что-то интересное. За обнаруженную ошибку отдельное спасибо! А я еще одну нашла:
гром пУшек, тОпот, ржАнье, стон… — вот здесь надо «стОн», потому что на сильном месте. Сергей, это тоже не та? )
Сергей (модератор), а помните, у Вас с Любой дуэль была «Возвращение» 6-стопным амфибрахием. Люба свой «Монолог Офелии» на страничку выложила, а Вы про возвращение викингов из похода — вроде нет. А у Вас там четкая цезура была посередине и внутренняя рифма. Я просто стала примеры подбирать про цезуру, вспомнила.
А «Пиррихий укусил спондей» — вообще круто! Надо будет в каком-нибудь тексте в качестве заголовка использовать
Татьяна, не-а, не та. Но уже радует, что кто-то ищет. И на запятую она не похожа.
Чтобы не бросать тень на весь текст этого замечательного произведения и на случай переиздания, скажу, что в последний раз я видел ошибку здесь:
принЁс яркий сОлнечный мАй_____01(0)1001
Сергей, огромное спасибо! Действительно, нолик пропущен, должно быть:
принЁс яркий сОлнечный мАй_____01(0)01001
За «замечательное произведение» спасибо отдельно, а за «переиздание» — отдельно, поскольку смех продлевает жизнь! )
Вообще я решила, что надо установить призовые баллы за обнаружение ошибок: 1 ошибка — 1 балл. % баллов — желание. У Вас и Кирилла по одному баллу уже есть )
Да!) Теперь она стала бело-черной и глаза такие лукавые.) Идея про «найти ошибку» — хорошая, но только для специально оставленных. На мой взгляд — и весело, и польза. Я бы свой балл Кириллу отдал, он действительно искал.
Или новый вариант угадайки — узнать, к кому это меньше всего относится. На основе стихов автора.
Вот. Пока такие идеи.
Не-не-не, что значит «для специально оставленных»? Как раз для не специально! А у меня будет стимул тщательнее вычитывать тексты )
Хорошо.) Стимул-то как раз будет у нашедшего. «Потерявший» не получает ничего.
Здравствуйте, Татьяна! Я набрела на Ваши занятия и безумно обрадовалась такому событию.Я Ваша старая ученица и мне всегда всё интересно.Если позволите, я «спишу» занятия и буду пытаться вникнуть в суть сказанного.Спасибо, я так давно об этого хотела.
Зинаида, как же я рада Вас видеть! Как хорошо, что Вы еще не забыли Рифмер. А я Вас вспоминаю, думаю, может, обиделись на что?
Зинаида, мне кажется, что у Вас уже давно в практическом плане получается так здорово, что Вам эти уроки и не нужны, ну разве что если захотите где-нибудь в комментарии умные термины впихнуть )