Потерянное поколение
А нам пока не выпало войны, и ангелов не заменили черти. Несчастные хозяева страны, как долог путь с рождения до смерти! Сказали нам: все будет хорошо, и мы с восторгом это повторяли; но год прошёл, за ним другой прошёл… Мы были не нужны. Нас потеряли!
Мечтали мы, но рушились мечты, а жизнь нас подставляла под удары, и падали на землю с высоты всё новые и новые икары. И мы болели болью – но чужой, и наше место заняли другие. Владела нашим сердцем и душой слепая и недобрая стихия. И всё труднее было нам дышать, и всё привычней было безразличье, и не хотелось думать и решать, своё лицо меняя на двуличье. Мы были словно все отменены, как поезда на брошенных вокзалах, но смутное сознание вины к нам с каждым днем всё ближе подползало.
Мы пели песни – ветер рвал слова! Мы молча уезжали на край света. Но боль была по-прежнему жива – и мы с тоскою понимали это. Бесплодно проходил за годом год, и дни ложились цепью бесконечной, когда нам злобно зажимали рот и на колени ставили навечно… Кричать хотелось – но по мере сил мы по привычке говорили тихо, и заглушала тех, кто голосил, трескучая парадная шумиха. И в нас с тобой скопилось столько зла! Любовь и честь давались нам не просто; и храмы, разорённые дотла, крестами возносились над погостом.
Ведь было так! И кто тому виной? На нас глядели, как на иноверцев; и мне казалось – за моей спиной шёл Данко с никому не нужным сердцем… Что было делать? Так хотелось жить! В вине топили совесть, ум и память, и продолжали родине служить молчанием и добрыми делами.
Теперь нам указали новый путь, воздали по заслугам тем и этим, и разрешили глубоко вздохнуть – с условием, что мы за всё ответим. Нам говорят, что минула беда, что слепят счастье, как Господь из глины, что прошлое прошло – и никогда не сможет никого ударить в спину…
Один вопрос я слышу тут и там, хоть заставляю я себя не слушать – кто нам теперь заплатит по счетам за наши искалеченные души? Но с каждым годом наш редеет строй. Советы не нужны, и песни лживы… Вперёд, мой неудавшийся герой – пока еще сердца для чести живы!
Оценки:
Понравилось ваше стихотворение. И какие сравнения! Икары, Данко! Потрясающе. Однако кое-где вроде заметила сбои ритма. А теперь смысл. Да, в годы существования СССР приходилось о многом молчать,а сейчас тех,кто хотел многое сказать тогда,но не мог,просто не слушают,забывая о них. Но вы пишете: «Вперёд, мой неудавшийся герой,- пока ещё сердца для чести живы». У вас хотя бы живое сердце,а у моего поколения и его нет. Мне жаль, очень жаль,что умирают те, у кого сердце действительно было живым. А заменить-то их некем…
Как нет сердца?! А ваше-то?!
Мне очень понравились отмененные поезда на брошенных вокзалах.
И еще вот это:
что прошлое прошло – и никогда не сможет никого ударить в спину…
Но в целом — только без обид, ладно? — у меня не уложилось. Может быть, в свете нашей беседы под другим стихом — ведь в этом появился и Данко, и потерянное поколение, а еще храмы тут к чему то, и вообще очень много всего… слишком много для меня. Я ж только маленькими порциями усваиваю
Ну да, я специально именно это и поместил — я про Данко. Это неплохо сочетается с нашим разговором, так ведь? И, конечно, никаких обид — я уважаю мнение оппонента, даже когда оно резко противоречит моему. Обижаться на критику глупо. Конечно, если эта критика конструктивна и помогает тебе стать лучше. А не типа «автор дурак, потому что мне не понравилось». У вас-то как раз обычно разбор идёт, так что тут всё грамотно. Так что критикуйте, я только спасибо скажу!
Очень «программное», почти до тривиальности. И почему Данко — у ЛГ за спиной? Дисквалификация?
Может быть, это тот случай, когда читатель видит то, что хочет увидеть? А насчёт того, кто у кого за спиной — это столь привычная Вам метафора или иной троп, как уж назовёте…
Вот тот случай, когда на все недочёты просто -тьфу1Это так здорово, до слёз, до боли, до крика! И просыпается где-то герой внутри тебя, так хочется разогнуться, встать с коленей, поднять лицо к небу. Просто взяли и содрали загрубевшую кожу, вот это поэзия, а то какие-то рифмы, ритмы. это всё тогда. когда нет поэзии. Я вообще против препарирования поэзии, просто сразу же видно, где искусство слова. а где — «цех поэтов»: ни дня без строчки.Я вот вообще свои любимые стихи даже и не печатаю здесь, слишком дорого и не хочу комментариев, в которых просто лезет наружу один из смертных грехов — зависть
Честно? Завидую. Но — другим стихам этого автора. А здесь мне не хочется ни плакать, ни кричать. Крику и без того — много.
Все довольно патетически-размыто. Кто нам сказал, что «будет хорошо»? Власти? И они нас же потом потеряли? Где? Почему они нас потеряли?
А что, после того, как они сказали: «все будет хорошо», что-то должно было произойти? Коммунизм? Через год-другой? Или новая, так называемая демократическая власть обещала устроить «новый Оман» и не сдержала своего слова?
Ho если : «Мечтали мы, но рушились мечты, а жизнь нас подставляла под удары, и падали на землю с высоты всё новые и новые икары» — значит, не потерялись, все-таки? Кто-то пытался взлететь?
Если нам было «всё привычней было безразличье» и «бесплодно проходил за годом год», зачем нам «зажимали рот и «ставили навечно на колени»? Мы же молчали, нам «не хотелось думать и решать, своё лицо меняя на двуличье», ведь «наше место заняли другие»?
Такие логические несоответствия сглаживают ткань стиха, делают его плакатным, напоминают какую-то непонятную речь представителя какой-то непонятной партии-против-всего.
«и храмы, разорённые дотла, крестами возносились над погостом.» А что, неразоренные храмы не имеют крестов и погостов?
Кто глядел на сиих молчальников, как на иноверцев? Власть? Нет,ей было удобно, что молчат. Те, кто не молчали? Скорее всего. Но таких молчальников было большинство, вот в чем дело! Какие же это были «иноверцы»? Во что «иное» верили? Да ни во что! Жили- выживали.
Про Данко, честно, так и не поняла, как и почему он шел за ЛГ.
Про поезда — как будто красиво, но как могли отменить поезд на брошеном вокзале?
О какой оплате по счетам за искалеченные души идет речь? Чтобы советская власть воскресла и моральный урон возместила? Или речь вообще — о любой власти, при которой удалось пожить, и все они «нам» должны?
Дмитрий, извините, это была реакция на слово «зависть». И я больше не буду комментировать Ваши стихи, если такими «разборками» попираю, так сказать, самое святое.
Не буду комментировать? Не согласен категорически! Критика нужна.Так что комментируйте непременно! За данный подробный комментарий — благодарен. Отчасти признаю справедливость высказанных претензий. Конечно, не без того, чтобы защищать свои позиции
Марина, возможно, я плохо усвоила уроки Карлоса Кастанеды, но мне кажется, что употребление слова «зависть» было спровоцировано комментами другого рифмера под стихами другого автора
А Дмитрию Федоровичу — да-да-да, завидую-завидую, как и любому хорошему Автору с биографией! А уж после того, как Вы, Марина, написали такой подробный разбор….
Не надо! У вас своего (и неплохого весьма, заметим!) столько, что можно обзавидоваться!
А вообще — не может человек всё время писать на одном уровне. Бывают взлёты и провалы. Кому-то мой текст кажется вершиной, кому-то — ремесленной поделкой. В этом и прелесть (и одновременно проклятие) субъективизма!