Над вечным покоем (по картине И. Левитана)
Над вечным покоем небесная высь,
клубящейся бездной раскрыта.
Дождями излизан пустеющий мыс,
и время нетленностью слито…
Уходит в бескрайность озёрная гладь,
погостом отмерив часть суши.
И мыслей печальных весомая кладь,
как реквием встроилась в душу…
И скит обветшалый от прозы веков,
стоит на ветрах упокоен…
И траурным ларго из тьмы облаков,
звучит патетично Бетховен.
Симфония скорби царит на юру.
Свет рвётся надеждой в оконце.
Расплавив свинец драматизма в миру -
взойдёт ли над бездною солнце?
И зрел на холсте обречённости плод,
сюжетностью хмурой, сплошною.
Рябило пространство унынием вод, –
всё стыло в глазах тишиною…
А глас вопиющего в небе витал,
над Удомлёй и над строением.
Великий был мастер Исаак Левитан,
и даже в плену настроений!
Оценки:
Великолепное стихотворение! Читаешь и видишь мыс, нескончаемый дождь, свет в оконце и великого мастера Левитана. А картину эту я, к сожалению, не видела.
Спасибо, Даша! Тёплые слова всегда душу греют.
Удачи Вам и красивых строк!
Ой, чего-то меня концовка насмешила — прямо как в детском сочинении Простите, Юрий! Ну смешливая я! Да и на «солнце-оконце» отреагировала не так, как надо )
Честно говоря, я всегда с огромным интересом читаю Ваши стихи, восхищаюсь Вашей высокой лексикой, и, может быть, именно из-за этого «высокого стиля» как-то не всегда попадаю в настроение. Мне картина кажется более тихой, более спокойной, что ли. Хотя, конечно, это могут быть особенности индивидуального восприятия.
Спасибо, Таня!
Левитан писал Третьякову об этой картине: «В ней я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием…» Эту картину он писал под звуки траурного марша Бетховена. И принадлежит она к драматическому циклу. Наверное весь этот драматизм я и созерцал с восхищением ребёнка, поэтому и такая концовка получилась.
Ну, а смешливость… Не велика беда! Картину как и музыку можно слушать (взирая на неё) эмоционально, чувственно, трепетно… Соглашусь пожалуй с Вами: «если позволяют особенности индивидуального восприятия…». Если посмотреть на картину в натуральную величину, то обнаруживается свет в оконце скита. Конечно, можно было бы назвать оконце — дырой, амбразурой, проёмом. Ну, а солнце, например – «балдой» и т. д.
Только это, пожалуй, в следующий раз.
С уважением.
Высокий штиль, изящный слог.
Понять его не сразу смог.
«И траурным ларго из тьмы облаков звучит патетично Бетховен» — вот это никак не подходит. В таких часовнях если и есть музыка, так это две старушки-певчие. А служба идёт: в окошке свеча теплится, видно на картине.
Вообще, у Левитана, на мой взгляд, в этой картине главный фон — тишина. Недаром там такой громадный кусок холста занимает небо.
Уважаемый Дм. Фёдорович!
Если бы Вы прочитали предыдущий коммент, то возможно вопросов и не возникло.Прежде чем писать стих, я внимательно изучил историю создания полотна. Повторю ещё раз: Эту картину Левитан писал под звуки траурного марша Бетховена.Она принадлежит к драматическому циклу. Именно этот драматизм он и пытался перенести на холст. И по-моему ему это удалось.
А Ваша тишина скорее всего — пауза, перед бурей, грозой…
С уважением!
Я прочитал предыдущий комментарий. Про Бетховена. И что? Писать под звуки — это одно, а какое настроение вызывает картина — совсем иное. Ну не бывает органной музыки в православных часовнях! А Левитан, хотя и иудей, очень тонко чувствовал православие и Русь, недаром у него столько церквей на полотнах…
Впрочем, я высказал только личное мнение, у Вас всё может быть совершенно по-иному. Уважаю чужое мнение, но вот меня резануло…
И ещё: в моей фамилии нет буквы «ё». Да-да, Федорович — это фамилия, с ударением на втором «о». Не извиняйтесь, все путают!