Анапестом по хорею
У меня опять обострился преподавательский зуд
Но сегодня легкая тема, в основном материал известный.
Сначала — краткое содержание предыдущей серии.
Силлабо-тоника — способ ритмической организации стиха, при котором регулярно чередуются сильные и слабые места. Сильные места обозачаются на схемках 1, слабые — 0. Они могут чередоваться через один (двусложные размеры, …101010…), либо одно сильное место и два слабых (трехсложные …100100100…). На сильные места должны попадать ударные слоги, на слабые места — безударные. Однако возможны исключения. В двусложных размерах на сильные места часто попадают безударные слоги, так получаются пиррихии. В трехсложном размере на сильное место тоже может попасть безударный слог, получается трибрахий, но такое встречается достаточно редко. Чаще в трехсложных размерах ударные слоги попадают на слабые места, получается сверхсхемное ударение. Сверхсхемные ударения возможны и в двусложных размерах, они называются спондеи. Если ударный слог попадает на слабое место или безударный — на сильное, то на схеме он заключается в скобки.
Тема урока — СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ.
Изучаемые понятия: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, метр, стопа, стихотворный размер, анакруза
Итак, размеров, собственно, всего два — двусложный и трехсложный. Откуда же взялись пять стихотворных размеров? Дело в том (вы мне, может быть, и не поверите, начитавшись произведений Дмитрия ФедорОвича), но в стихах текст делится на строчки! А значит, отсчет сильных и слабых мест начинается с начала каждой строчки. Что же может получиться?
В двусложных размерах возможны 2 варианта:
1)Сильные места могут попасть на первый, третий, пятый и вообще на нечетные слоги строки. Так получается ХОРЕЙ:
В сИнем нЕбе звЁзды блЕщут,___10101010
В сИнем мОре вОлны плЕщут_____10101010
2) А могут сильные места попасть на второй, четвертый и вообще четные слоги строки. Так получается ЯМБ:
МорОз и сОлнце. ДЕнь чудЕсный.____010101010
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный__010101010
В трехсложных размерах у нас возможны уже три варианта:
1) Сильные места могут попасть на 1, 4, 7… слоги, получится ДАКТИЛЬ:
Утро тумАнное, Утро седОе_______10010010010
НИвы печАльные снЕгом покрЫтые__100100100100
2) Сильные места могут попасть на 2, 5, 8,… слоги. получится АМФИБРАХИЙ:
Средь шУмного бАла, случАйно____010010010
В тревОгах мирскОй суетЫ________01001001
3) Сильные места могут попасть на 3, 6, 9,… слоги, получится АНАПЕСТ:
ПетрогрАдское нЕбо мутИлось дождЕм___001001001001
На войнУ уходИл эшелОн_______________001001001
Ямб, хорей, дактиль, анапест и амфибрахий часто называют стихотворными размерами. Этот термин устоялся, хотя он не совсем правильный. Правильнее говорить, что это СТИХОТВОРНЫЕ МЕТРЫ.
СТИХОТВОРНЫЙ МЕТР — общая схема упорядоченного чередования сильных и слабых мест.
В хорее эта схема выглядит так:____101010…
В ямбе: _________________________010101…
В дактиле: ______________________100100100…
В амфибрахии: __________________010010010…
И в анапесте: ___________________001001001….
Понятие стихотворного метра применимо только к силлабо-тоническому стихосложению (да мы пока других и не знаем )
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР же определяется не только стихотворным метром, но и числом стоп. Значит, надо выяснить, что такое стопа.
СТОПА — повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха. То есть эта та самая группа из сильного (одного) и слабых (одного или двух) мест, которая регулярно повторяется в стихотворной строке. Этот термин тоже относится только к силлабо-тоническому стихосложению.
Посмотрев на схемы стихотворных метров, легко понять, как выглядят их стопы:
Хорей:_______ 10
Ямб: ________ 01
Дактиль: ____ 100
Амфибрахий: _ 010
Анапест: ____ 001
Естественно, строка содержит несколько стоп, и в зависимости от их количества говорят о двух-, трех-, четырех-… стопном размере.
Следовательно, СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР определяется стихотворным метром (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест) и числом стоп. То есть стихотворным размером может быть, например, трехстопный анапест, пятистопный ямб и так далее.
Кстати, надо теперь нам уточнить введенные на прошлом уроке понятия пиррихия, трибрахия и спондея. Пиррихий, как мы помним — это пропущенное ударение в двусложном размере. То есть это двусложная стопа, в которой оба слога безударны. Спондей, соответственно, двусложная стопа, где оба слога ударны, а трибрахий — трехсложная стопа со всеми безударными слогами.
Отдельно надо сказать о последней стопе. Она может быть «усеченной», то есть содержать не все «положенные» слоги (естественно, только за счет слабых мест), а может быть, наоборот, «удлинненной», то есть содержать дополнительные слабые слоги.
Вот ранее приведенный пример дактиля, только для удобства я разделила стопы, поставив между ними знак подчеркивания:
Утро тумАнное, Утро седОе_______100_100_100_10
НИвы печАльные снЕгом покрЫтые__100_100_100_100
Как видите, в первой строке последняя стопа усеченная, в ней не хватает еще одного слабого места (или безударного слога). Но раз сильное место есть — это все равно стопа!
Таким образом, здесь у нас четырехстопный дактиль.
А вот опять же ранее приведенный пример ямба:
МорОз и сОлнце. ДЕнь чудЕсный.____01_01_01_010
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный__01_01_01_010
Здесь последняя строка содержит не два, а три слога — за счет еще одного дополнительного слабого (но общее правило чередования сильных и слабых мест через одного у нас не изменилось!) Так что это одна стопа, а не две, так как сильное место одно!
Следовательно, здесь у нас четырехстопный ямб.
О последних стопах и связанных с ними терминах мы, наверное, поговорим позже. И еще «на потом» оставим вопрос о количестве стоп — а это очень интересный вопрос
А пока, наверное, надо освоить еще один термин, связанный с чередованием сильных и слабых мест. Мы уже выяснили, что их отсчет начинается с начала строки, и стихотворный метр определяется в том числе тем, на какой слог придется в строке первое сильное место. Значит, начало строки играет особую роль, и естественно, что для его характеристики придумали специальное слово.
Это слово — АНАКРУЗА.
АНАКРУЗА (греч. anakrusis — отталкивание) — метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (сильным местом), обычно постоянного объема.
Следовательно, в хорее и дактиле у нас нулевая анакруза (нет слогов до первого сильного места), в ямбе и амфибрахии — односложная (первое сильное место приходится на второй слог), а в анапесте — двусложная (первое сильное место приходится на третий слог).
Но анакруза может быть и непостоянной по объему.
Вот, например:
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Здесь в первой строке односложная анакруза, а во второй-четвертой строках — двусложная. Можно считать, что это анапест, но в первой строке в начале пропущен один слог.
А вот пример, где при нулевой анакрузе в одной из строчек появился лишний безударный слог в начале строки:
Я вышиваю цветы: алые, белые.
Маковых пламя полей. Примулы смирные.
Брызги настурций и роз взоры победные.
Мышиный горошек и лён — чтоб не обидно им.
(http://rifmer.com/zima11-12/svobodnyj-stil-yanvar-zima11-12/49766.html)
Кстати, стихотворение это написано нестандартным размером, о котором тоже позже.
Обратите внимание на комментарии — рецензенты отметили наличие этого лишнего безударного слога! В данном случае посчитали, что его наличие стихотворение совершенно не портит… но тут действительно стихотворение замечательное! А в других случаях кому-то может и помешать.
А вот пример, где в нечетных строках односложная анакруза, а в четных — нулевая:
Безудержный танец во власти ветров,
Льётся мелодия лунного света…
Твой путь пролегает сквозь сотни миров
В поисках тени его силуэта.
(http://rifmer.com/vesna13/svobodnyj-stil-maj-vesna13/84604.html)
Насколько хорошо воспринимается такой ритм — дело сугубо индивидуальное.
Разумеется, если Автор так хочет — это его право, но, пожалуйста, признайте и право рецензента отметить такую нестандартность как недостаток.
Кстати, в данном случае я даже не знаю, как определить размер. Ясно только, что он трехсложный. А вот что это — амфибрахий (в нечетных строках) или дактиль (в четных)?
Таким образом, мы сегодня выяснили, что помимо регулярного чередования сильных и слабых мест, важен отсчет их порядка от начала строки, и в зависимости от того, на какой слог попадает первое сильное место в строке, двусложный размер может быть ямбом или хореем, а трехсложный — дактилем, амфибрахием или анапестом. И что все эти виды размеров называются метрами, и кроме метра, стихотворный размер определяется числом стоп.
Ну вот пока и все. На сегодня. Потому что нам надо еще узнать, что такое цезура и, как я и обещала, поговорить о «хвостиках» строк и о количестве стоп. Но это — в следующий раз!
А теперь — вопросы для самопроверки:
1. Что такое стихотворный метр? Приведите примеры стихотворных метров.
2. Что такое стопа? Как выглядят стопы хорея, ямба, дактиля, амфибрахия, анапеста?
3. Что такое стихотворный размер?
4. Что такое анакруза?
5. Что я напутала в этом тексте? Или ничего не напутала?
Домашнее задание:
1. Определите стихотворные размеры этих стихотворений:
http://rifmer.com/zima10-11/svobodnyj-stil-fevral-zima10-11/23833.html
http://rifmer.com/leto11/svobodnyj-stil-avgust-leto11/38145.html
http://rifmer.com/leto12/svobodnyj-stil-avgust-leto12/65289.html
http://rifmer.com/vesna12/vostochnye-slasti/55285.html
http://rifmer.com/vesna13/svobodnyj-stil-mart-vesna13/81330.html
Составьте для них схемы ритма, определите пиррихии и сверхсхемные ударения
2. Найдите примеры классических стихотворений, написанных хореем, ямбом, дактилем, амфибрахием, анапестом. Определите количество стоп.
Замечания и предложения приветствуются!
Оценки:
La Wanda - "10"Partizan - "10"
Сергей (модератор) - "10"
Так ему, этому анапесту!
Татьяна, и как Вы всё успеваете? Столько энергии — прямо ушла завидовать))
Дочитала до «стихотворного метра», дальше нИасилила… Все-таки мне органическая химия ближе, нежели стихосложение ))
Одалдеть! Дима, это ж как Вы намучились!
Дима, может, давайте я буду на почту Вам присыласть с тегами форматирования? Если они здесь обычные. Или хоть сразу в HTML-формате?
А то ж это рехнуться можно — жирным и курсивом выделить!
Тем более что я не уверена, что это особо кому-то надо.
Ну зуд у меня преподавательский, ну чего ж делать -то?
Ольга, правильно, Вам это читать и не надо, у Вас без этого очень здорово получается! А у кого не получается, те не читают )
Дык ведь у них не поэтому не получается…
Если честно, бралась я одно время за изучение ямбов-хореев (давненько, правда). Почитала-почитала и плюнула — тут надо либо писать, либо изучать. Знаете, это как генетика — можно иметь общее представление, чтобы понимать, отчего у белокожей женщины рождается негритенок, но собирать ребенка в пробирке по принципу «этот аллель отвечает за цвет глаз, а этот — за курчавость волос» мне представляется странным…
Поэтому для себя «забила» на катерны, пропагандирую стихотворную неграмотность (в узком кругу)
Правильно-правильно, Ольга! Грамоту вообще учить вредно!
Но мне всегда было жутко интересно узнать, «что там внутри». Результаты, правда, обычно плачевные. Вот и здесь — как начиталась теории, так у самой ничего не пишется. Решила — пусть и другие мучаются
Ольга, а Вы не хотите поактивнее комментировать? Стихи у Вас замечательные, так что и мнение Ваше узнать интересно было бы
На то мы и женщины — тянет нас поковыряться во всем, недаром из рая нас поперли за энтот грешок…
Поактивнее комментировать — я постараюсь. Тут ведь надо дождаться настроения соответствующего
Я теги не в ручную набираю Как в ворде все происходит.
P.S. «Отдельно надо сказать о последней стопе. Она может быть «усеченной», то есть содержать не все «положенные» слоги (естественно, только за счет слабых мест), а может быть, наоборот, «удлинненной», то есть содержать дополнительные слабые слоги.» — речь о каталектических, акаталектических и о гиперкаталектических размерах. Но это Вы попозже расскажете, да?
Дмитрий, еще раз огромное спасибо за форматирование! Честное слово, мне неловко, что Вы на это тратите время и силы. Хоть вручную, хоть мышкой — все равно.
Про каталектику — да, планируется, только не следующий раз. Следующий раз планируется разбор сбоев ритма в двусложных размерах
«А у кого не получается, те не читают )»
ага
Вот это да! Оказывается, я первый урок прогуляла
Татьяна, о существовании таких страшилищ, как «спондеи», «анакруза» и многих других, даже не подозревала. Так что Ваши уроки как раз для таких неучей, как я
Спасибо!
И впрямь анапестом да по хорею)) Сайт на развлекательном портале, а такое ощущение, что попал в школу)
КАНИКУЛЫЫЫ!!!
Марина, Ольга, спасибо огромное!
Кот-Бегемот, он же, кажется, колокольчик-Григорий (да?), так в том-то и дело, что каникулы! Производные брать учить некого, а тут рифмеры под руку попались
Второй урок, а сам термин «силлабо-тоника» так и не объяснен. Я имею в виду, буквально. Потом, не сказано, для чего это все нужно знать. Скорее всего, не для того, чтобы подходить с этой «линейкой» к чтению стихов. У читателя наверняка есть что-то свое. Если эти творения совершенны, то можно попробовать определить что-то, применяя новые знания. Если нет — узнать, что не так в них. И исправить.
К сожалению, научиться писать по этим урокам превосходные стихи нельзя, но можно увидеть свои ошибки.
А книжка «Как научиться писать стихи за три дня» была бы бестселлером.)
Сергей, я думаю, что в этих текстах вообще смысла мало, поскольку написаны они по принципу: «хочешь в чем-то разобраться — начни учить другого»
Термин «силлабо-тоника», мне кажется. объяснен в первом уроке.
А нужно это, я думаю, для того (в практическом плане), чтобы однажды ответить умными словами на какое-нибудь замечание рецензента — авось следующий раз рецензенты подумают, прежде чем замечания делать
Ну а «Стихи — просто как 2х2″ или «стихосложение для чайников» или «Учимся писать стихи за 3 дня» — идея, конечно, гениальная )
Да-да, Татьяна, ответить правильно критику, почему такие нелепые ошибки — это здорово.)
Пришлось искать в интернете. «СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКИЙ, -ая, -ое. [от греч. syllabē - слог и tonos - ударение]» Если не знать значение термина, то действительно — «зверь страшный». А так легче как-то.
аааааааа!
стихи для чайников — давно так не смеялся! здорово!
Тётя Таня, огромное спасибо за лекции! И не потому, что не знал этого, а потому, что знаю. Но ведь занимательно ж!:
Знания — сила!
Силлаботоника — вещь!
Здание «вещи сильной»
строится не на ощупь!
И когда через года
Сила «ботаника» достигнет апогея,
Тогда
мы встретим Нового Гения!
Кто всего этого не знал — обязательно прочитайте!
Кто знал — повторите!
Орешек знаний твёрд.
На расколоть его поможет
по линии «стихосложения» курс лекций Тёти Тани!
Жду продолжения.
былин, чуть не пропустил такое!
хорошо, что не пропустил))))
с нетерпением жду новых уроков
а по поводу бестселлеров, «Как научится писать стихи за три дня» — это круто, но следом надо выпускать «Как научится сочинять блиц-стихи (экспромт)», «Как отучится сочинять стихи во сне» и, наконец, «Как понять, что лучше стихи читать, чем сочинять»
целая серия получается))
Следующая — «Как отучиться — за неделю».))
Татьяна, не знаю, пригодится или нет, добавил бы правило противоположности: В слове ХОРЕЙ ударение — на второй слог, значит, применяем это слово к тексту, где ударение — на первый слог. ЯМБ — ударение на первый слог, выбираем текст с ударением на второй слог.
Если размер двусложный.
Сергей, спасибо огромное за замечательное мнемоническое правило! Я его не знала. Ну а для трехсложных размеров есть хорошее правило в профиле Разгадаева: «анАпест, анАпест, анАпест — вот так амфибрахий звучит». И вот двустишье, написанное дактилем: «дактиль, когда он в стихах, а не птеро, это, ребята, названье размера» )
Это моя самодеятельность. Но я, наконец-то, смог запомнить.
Для трехсложных — представьте дяденьку: «Здравствуйте.
Я — Дактиль Амфибрахий Анапест(ович).»
Сергей, Василий, спасибо огромное!
Сергей, надо бы еще книжечку «Как избавиться от Рифмер.ком-зависимости»
Товарищ Партизан, Ваш экспромт, как всегда, гениален!
А вообще мой преподавательский зуд планирует обостряться раз в неделю, так что продолжение следует )
Как новичку на сайте, мне понравилось. Доходчиво, почти «на пальцах» прописные истины, которые легко запомнить… Спасибо за Ваш просветительский труд!
Влад
Спасибо, Влад! Очень рада новичку на сайте, который не ленится комментировать!
Добрый вечер, Тетя Таня! Забежал на Вашу лекцию и сразу поднял руку. Вопрос от злостного прогульщика: как уложить «Полтаву» А.С. Пушкина и «В парке плакала девочка» Игоря Северянина в прокрустово ложе указанных выше размеров?
И еще вопрос, если позволите? В комментариях коллег, особенно очаровательных, слышу недовольное » не улавливаю ритм». Можно ли уловить ритм стиха, не задавшись целью предварительно определить его размер и какая связь между ними — родственная? Обожаю семейные тайны. С постоянным уважением, Валерий.
Валерий, честно говоря, я не поняла, почему Вы привели именно эти примеры? Пример из «полтавского боя» приводился как пример ямба, и вроде никто никогда не отрицал, что «Полтава» ямбом написана, как и (по статистике) 85% русских стихов. А «В парке плакала девочка» -как я понимаю, анапест с паузной цезурой в середине строки, но про цезуру мы еще не говорили, кстати, надо будет мне этот пример выписать.
Что касается фразы «не улавливаю ритм», то, если я правильно понимаю, она обычно относится к стихам, написанным «не классическим размером», то есть не к силлабо-тоническим стихам (ну либо к не очень удачным упражнениям, где, может, и была попытка «писать в размер», но…) А вот связь между ритмом и размером — вопрос очень сложный, и я, пожалуй, не готова к квалифицированному его обсуждению. Поэтому решила начать с вещей более простых и однозначных. Если Вы включитесь в процесс — будет замечательно!
И вообще я очень рада Вас видеть! )
Уважаемая Таня, я не случайно привел эти два примера классиков. Будучи новичком в поэтическом цехе, я однажды при написании столкнулся с размером, который не укладывался ни в двухсложный, ни в трехсложный. Стал разбираться. Как выяснилось в дальнейшем, я написал произведение четырехсложным размером — пеоном. Вернее одним из них, четвертым.
«Полтава» А. С. Пушкина написана пеоном и только некоторые строчки поэмы можно прочитать в ямбическом ритме ( кстати, пример родственных связей понятий ритм и размер). А стихотворение » В парке плакала девочка» Игоря Северянина написано сочетанием третьего и второго пеонов.
Мой вопрос относился скорее не к Вам, а к той категории пишущей братии, которая после завершения очередной работы, пытается разобраться и классифицировать результвт своего труда.
Спасибо Вам за доброе отношение и внимание к моим вопросам. С уважением, Валерий.
Валерий, и Вам огромное спасибо! Про пеоны я тоже планирую написать )
Только насчет «в парке плакала девочка» — не поняла?
В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка, 00100100 | 00100100
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,- 00100100 | 00100100
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю… 00100100 | 00100100
Мнекажется, здесь ударные слоги идут через 2, а не через 3 безударных, как положено в пеоне? Поэтому я и написала, что анапест с паузной цезурой. Хотя, конечно, если считать, что в каждом полустишье первая стопа пеон3, а вторая — пеон2, то так и получится… но зачем такие сложности?
А вообще, конечно, все эти стихосложенческие вещи — жутко темное дело. То ли дело таблица умножения -2х2=4, а что сверх того — то от лукавого!
Валерий, еще раз огромное спасибо, очень надеюсь на Ваши критические замечания!
Таня, спасибо за Ваш учебник, прочла с интересом. Я понимаю, что это азы поэтической науки и что есть случаи, которые вполне законно выпадают из этих правил но, вероятно, подчиняются другим — более сложным.
Иногда мне хочется понять, почему выпадение из ритма у настоящего большого поэта не режет слух, а наоборот, хватает за душу.
Вот, что Вы скажете об этом стих-ии Рубцова:
Мы сваливать не вправе
Вину свою на жизнь.
Кто едет — тот и правит,
Поехал — так держись!
Я ПОВОДА оставил.
Смотрю другим вослед.
Сам ехал бы и правил,
Да мне дороги нет…
Ведь Рубцов мог бы написать: «Поводья я оставил…» или «Но вожжи я оставил…», а написал неправильно. И мне тоже кажется, что именно этот вариант передаёт его страстную обречённость. А Вам? И есть ли такое правило, которое бы оправдало выбор Рубцова?
Ира, спасибо Вам огромное за внимание!
Конечно, это азы, да и вообще силлабо-тоника — только один из способов ритмической организации, а сколько еще есть всего — страшно подумать
Что касается приведенного Вами отрывка, то я там, честно говоря, никакого нарушения ритма не нашла:
Мы сваливать не вправе ___010(1)010
Вину свою на жизнь.______010101
Кто едет — тот и правит,___0101010
Поехал — так держись!____010(1)01
Я поводА оставил.________0(1)01010
Смотрю другим вослед.___010101
Сам ехал бы и правил,____010(1)010
Да мне дороги нет…______010101
Всего-то пиррихий появился в первой стопе, но ведь это не страшно? Если бы, например, пиррихий все время на вторую стопу попадал, тогда было бы ощущение сбоя, а здесь же пиррихии нерегулярные, так что, по-моему, о выпадении ритма говорить не стоит?
Может, Вы читаете «поводА» с другим ударением? Я сейчас проверила на gramota.ru, там приведено «русское разговорное ударение» — именно так.
Ну а что касается «правил», то можете в словаре Квятковского почитать статью «инверсия ритмическая», там как раз примеры случаев, когда ритм «неправильный».
Что, с моей точки зрения, подтверждает то, что стихи — не математика, и на каждое правило есть исключение, а на каждое исключение найдется правило.
Так что — да здравствует субъективность! )
Ну а знание правил ведь тоже ен помешает — чисто для кругозора?
Вот пишу, потому что сама пытаюсь что-то понять и запомнить.
Спасибо, Таня, теперь мне всё понятно. Зря я не просчитала строчки. Просто сразу обратила внимание на то, что везде второй слог ударный, а в пятой строке — нет. Теперь вижу, что это укладывается в базовые правила. И прекрасно, именно такой единичный провал делает стих-е таким нервным, особенным.