М, Ж и другие
Мой преподавательский зуд не дает мне покоя
Краткое содержание предыдущих серий:
При силлабо-тоническом стихосложении регулярно чередуются сильные и слабые места. На сильные места попадают, как правило, ударные слоги, на слабые — безударные, хотя возможны исключения. Отсчет слогов (или сильных и слабых мест) начинается с начала каждой строки. Регулярно повторяющаяся группа сильных и слабых мест называется стопой. В зависимости от вида стопы выделяют следующие стихотворные метры: хорей (10), ямб (01), дактиль (100), амфибрахий (010), анапест (001). Стихотворный размер определяется метром и числом стоп.
Тема урока: характер (объем) рифмы
Изучаемые понятия: клаузула, эпикруза, характер (объем) рифмы, мужские, женские, дактилические рифмы, разносложные рифмы
Сегодня мы будем говорить о концах строк, которые имеют огромное значение в ритмической организации стихотворения. Для начала разберемся, что такое объем рифмы.
Но сначала — маленькое предупреждение.
В самом начале изучения силлабо-тонического стихосложения мы выяснили, что в нем должны регулярно чередоваться не ударные и безударные слоги, а сильные и слабые места. Конечно, для того, чтобы ритм прослеживался, на сильные места должны попадать ударные слоги, а на слабые — безударные, но возможны и исключения, то есть пропуск ударений (когда на сильное место попадает безударный слог, и это называется пиррихием в двусложных размерах и трибрахием в трехсложных), и сверхсхемные ударения (когда на слабое место попадает ударные слог, и в двусложных размерах это называется спондеем).
Итак, исключения возможны, но… но в одном случае никаких исключений не допускается: последнее в строке сильное место должно быть заполнено обязательно ударным слогом, а следующие за ним слабые места (если таковые есть) — безударными. Это правило настолько очевидно, а отступления от него настолько портят стих, что даже примеров не подобрать, где бы это правило нарушалось. А поскольку сегодня мы будем говорить именно об окончаниях стихотворных строк, об их последних стопах, то для нас понятие «сильное место» и «ударный слог» будут равнозначны, как равнозначны будут и понятия «слабое место» и «безударный слог». Так что заранее прошу прощения, если я эти понятия где-то в тексте перепутаю.
Ну и разумеется, если уж конец строки играет важную роль в стихосложении (а как же ему не играть важную роль — там же как раз рифмы находятся! ), то для него придумали специальные термины.
Итак, безударные слоги после последнего ударного называются ЭПИКРУЗОЙ (сравните с анакрузой — безударными слогами в начале строки)
Вот, например, строки с односложной эпикрузой: (выделена заглавными буквами)
Мороз и солнце, день чудеСНЫЙ,
Еще ты дремлешь, друг прелеСТНЫЙ…
А в следующем примере в нечетных строках эпикруза двусложная, а в четных — нулевая:
По вечерам над рестораНАМИ
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяНЫМИ
Весенний и тлетворный дух…
Если же начать отсчет непосредственно с последнего сильного места, то это называется КЛАУЗУЛОЙ.
КЛАУЗУЛА — это последний икт (то есть последнее сильное место, последняя ударная гласная) и всё, что за ней следует до конца строки. Например, если строка оканчивается на слово «малина», то клаузулой будет «ина», а если на слово «всегда», то клаузула состоит из одной буквы «а».
Понятие КЛАУЗУЛЫ очень важно в классической теории рифм, но для нас сейчас важно только количество слогов в клаузуле. Естественно, оно ровно на один больше, чем в эпикрузе.
Так вот, количество слогов в клаузуле определяет ХАРАКТЕР (ОБЪЕМ) рифмы (мы вообще-то не говорили еще о рифме, но, наверное, интуитивно понятно, что это такое? )
По характеру (или, как часто говорят, по объему) рифма может быть:
1) МУЖСКОЙ — если клаузула односложная, то есть последний слог строки (вернее, рифмующихся строк) является ударным.
Например:
Сижу за решеткой в темнице сырОЙ,
Вскормленный в неволе орел молодОЙ,
Мой грустный товарищ, махая крылОМ,
Кровавую пищу клюет под окнОМ…
2) ЖЕНСКОЙ — если клаузула двусложная, то есть ударение падает на предпоследние слоги рифмующихся строк:
Есть речи — значЕНЬЕ
Темно иль ничтОЖНО,
Но им без волнЕНЬЯ
Внимать невозмОЖНО….
Мужские и женские рифмы не имеют никакого отношения к мужскому или женскому роду существительных или прилагательных! То есть «онА» — мужская рифма, а «мужчИНА» — женская.
3) ДАКТИЛИЧЕСКОЙ — если клаузула трехсложная, то есть ударение падает на третий с конца слог рифмующихся строк:
Тучки небесные, вечные стрАННИКИ!
Степью лазурною, цепью жемчУЖНОЮ
Мчитесь вы, будто как я же, изгнАННИКИ
С милого севера в сторону ЮЖНУЮ….
Историческое отступление:
Термины «мужская рифма» и «женская рифма» перешли в европейское (в т.ч. и русское) стихосложение из средневековой французской поэзии. В старофранцузском языке слова женского рода (прилагательные и некоторые существительные) заканчивались безударным звуком «е», тогда как в словах мужского рода, соответственно, такое окончание отсутствовало. Тогда же во французской поэзии и возникла традиция чередования в строфе для разнообразия мужских (слов мужского рода с ударением на последнем слоге) и женских окончаний (слов женского рода с ударением на предпоследнем слоге). К концу 17 века звук «е» на концах слов перестал произноситься, но остался на письме (как «e немое»), став своеобразным атавизмом.
Практически до середины 18 века русская силлабическая поэзия была построена только на женских рифмах. Эта традиция возникла под влиянием польского стихосложения и не учитывала различия и особенности русского и польского языков. Конец засилью женских рифм был положен реформой Ломоносова-Тредиаковского, «постановивших» использовать в русских стихах женские и мужские рифмы попеременно.
Дактилическая рифма с давних времён широко применялась в русских народных песнях и былинах, поэтому вплоть до конца 18 века считалась неблагородной и не пригодной для лирики высокого стиля. В высокой лирике дактилическая рифма получила признание только в 19 веке — сначала благодаря творчеству Жуковского, а позже и других поэтов. Но особенно часто дактилической рифмой пользовался Н.А. Некрасов, прочно закрепивший трёхсложные клаузулы в русском стихосложении. Невероятно, но факт: в стихах А.С. Пушкина вообще нет дактилических рифм.
4) рифма может быть ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКОЙ — когда ударение падает на четвертый с конца слог, то есть клаузула четырехсложная.
Вот пример, где в нечетных строках — гипердактилическая рифма:
Стоят серебряными блЮДЕЧКАМИ
Кувшинок мокрые цветы
Иду, помахивая УДОЧКАМИ,
На обомшелые плоты.
Теоретически клаузула может быть и большего объема, но встречаются такие рифмы очень редко, и обычно тоже называются гипердактилическими.
До сих пор речь шла о РАВНОСЛОЖНЫХ рифмах, то есть таких, где в рифмующихся строчках клаузула одинакового объема. Но возможны ситуации, когда клаузулы в рифмующихся строчках разного объема.
Такие рифмы называются РАЗНОСЛОЖНЫМИ.
Классический пример:
Не жалею, не зову, не плАЧУ.
Все пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охвАЧЕННЫЙ,
Я не буду больше молодым.
Рифмуются слова «плачу» (двусложная клаузула) и «охваченный» (трехсложная). Звучит, согласитесь, очень хорошо.
Лилит Михаиловна называет такие рифмы «полурифмами». У нее есть совершенно замечательная статья с примерами таких рифм, очень хотела бы ее рекомендовать, но потеряла ссылку.
Зато с некоторым смущением могу предложить как пример вот это стихотворение: http://rifmer.com/vne-konkursa/smeshnye-stixi/50004.html
К разносложным относятся также рифмы, где в одном из слов гласный звук отсутствует на письме, но подразумевается при произношении:
Ревёт сынок. Побит за двойку с плюсом,
Жена на локоны взяла последний рубль,
Супруг, убитый лавочкой и флюсом,
Подсчитывает месячную убыль. (Саша Черный)
В слове «рубль» между согласными «б» и «л» при произношении возникает нечто вроде редуцированной гласной или паузы (руб’ль), которая и позволяет рифмовать это слово со словом «убыль»
Совершенно замечательное стихотворение с такими рифмами можно прочитать здесь: http://rifmer.com/osen12/svobodnyj-stil-oktyabr-osen12/69661.html
Вы скажете: все это хорошо, но какое отношение объем рифм имеет к ритму и стихотворному размеру? Имеет, еще и какое! Но вот об этом уже точно — в следующий раз!
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое клаузула?
2. Что такое эпикруза?
3. Что такое равносложная рифма? Разносложная?
4. Назовите виды равносложных рифм и приведите примеры
5. Что я напутала в этом тексте? Или ничего не напутала?
Домашнее задание:
1. Определите характер рифм, а также стихотворный размер, в следующих стихотворениях: (характер рифм может быть разный для четных и нечетных строчек)
http://rifmer.com/vne-konkursa/vashe-tvorchestvo-ili-v-poiskax-pochitatelya/12958.html
http://rifmer.com/vne-konkursa/stixi-o-zhizni/37187.html
http://rifmer.com/vne-konkursa/stixi-o-prirode/30674.html
http://rifmer.com/vne-konkursa/stixi-o-prirode/48152.html
http://rifmer.com/vne-konkursa/vashe-tvorchestvo-ili-v-poiskax-pochitatelya/24567.html
http://rifmer.com/vne-konkursa/stixi-o-prirode/26570.html
2. Найдите примеры классических стихотворений, где:
а) используются только мужские рифмы
б) используются только женские рифмы
в) используются только дактилические рифмы
г) чередуются мужские и женские рифмы
д) чередуются женские и дактилические рифмы
е) чередуются мужские и дактилические рифмы
Для каждого из стихотворений определите стихотворный размер
Замечания и предложения приветствуются!
Оценки:
Дмитрий - "10"
«Где в одном из слов гласный звук отсутствует на письме, но подразумевается при произношении» — ярчайший пример диерезы Вы привели, которая представляет собой произнесение неслоговой комбинации звуков, как слог. В принципе, мы это и увидели только что. Но еще диереза — это: 1) замена односложного дифтонга двусложным сочетанием, 2)трансформация мягкого неслогового согласного звука с мягким знаком в слоговый. Тайн/таин, счастьем/счастием — соответственно. Для баланса «крестиков/ноликов» в основном и применяется Вот.
Татьяна, случайно не эту статью Лилит Вы искали? http://vk.com/topic-13367629_25531674
В разных словарях разное определение диерезы. Такие дела.
P.S. И если никто не выполняет ДЗ, это не значит, что никто не читает. Это значит другое — ленивый у нас народ
Дмитрий, огромное Вам спасибо! Мне просто неловко, что Вы тратите столько времени и сил на форматирование этих текстов! Да еще так внимательно их читаете!
Дмитрий, пока Рифмер не работал, я нашла-таки статью Лилит, вот она:
http://www.stihi.ru/2011/10/28/4737
Что касается диерезы, то по ней планируется отдельный урок, вернее, не совсем отдельный, а вместе с синерезой и синицезой )
Здесь просто тема — исключительно про объем рифм, так что я не хотела лишний термин вводить.
Дмитрий, мне кажется, что у Вас бы лучше получилось вести эти уроки — Вы просто кладезь ценнейшей информации. Только я не знаю, насколько это вообще кому-то надо
Посмотрел в инете. Диереза — это что-то другое. Т.н. выкидка звука при произношении. Т.е. «грусный» вместо «грустный», «чуство» вместо «чувство». Разносложные рифмы потому и называются РАЗНОсложными из-за того, что число слогов разное. «Трубы» — два слога, «рубль» — один. Кто интересуется, могут узнать произносятся слова «рубль», «корабль», «смысл» по нормам русского языка. А то, что рифмовать можно, так никто и не отрицает.
*как
Сергей ,выкидка звука в приведенном Вами примере похожа на ассимиляцию)
Дмитрий, это я взял из интернета, когда нашел диерезу. http://dic.academic.ru/dic.nsf/esp_rus/86236/диереза
Что-то с трудом я верю этому источнику. Пойду Лилит звать на помощь
И еще хотел сказать. Раньше слоги были так: «чу-дес-ный», теперь слогом указывается «сный». Нет ли противоречия?
Почитал. Интересно. Ошибок, как всегда, не заметил. Наверное, невнимательный.
Спасибо всем огромное!
Кирилл, ну поскольку за нахождение ошибок я решила призовые баллы начислять, то я очень стараюсь их не делать )
Сергей, Вы, конечно, правы по поводу слогов, действительно, раз уж сказано, что эпикруза — слоги после последнего ударного, так и надо их выделять в соответствии с принятым разделением на слоги, то есть чудесНЫЙ и т.д. Но, я думаю, это не криминал, потому что нас интересует практически только количество слогов в эпикрузе, так что согласной меньше-согласной больше — не так важно.
Что касается диерезы, то я (и Дмитрий, видимо) пользовались определением из Поэтического словаря, ссылка на него на dic.academic тоже есть, можете по ней перейти, почитать. Но вообще, конечно, для человека, привыкшего к четкости математических определений, ситуация с литературной терминологией представляется просто жуткой — что там как только не называется )
Дмитрий, Вам еще раз огромное спасибо, мне прямо неловко, мне кажется, что Вам с высоты Ваших знаний эти уроки кажутся просто детским лепетом )
Призовые баллы? 0_о
Это как?
«В слове «рубль» между согласными «б» и «л» при произношении возникает нечто вроде редуцированной гласной или паузы (руб’ль), которая и позволяет рифмовать это слово со словом «убыль»»
Слово «рубль» рифмуется со словом «убыль» благодаря созвучию, образованного буквами «у» и «б». Гласной или редуцированной гласной между буквами «б» и «л» или паузы в слове «рубль» нет. Если открыть схему произношения слова «рубль», то видно, что никаких особых знаков в этом месте нет.
В целом же, статья очень полезная и потихоньку отодвигает границу непознанного.
«рУбыль» — почему нет?!
даже более того — рубЫль!
например, девальвация рубЫль преврашает в мелкый пыль)))
Всем спасибо огромное!
Сергей (модератор), Ваши экспромты просто великолепны!
Кирилл, призовые баллы — это очень просто: за каждую найденную ошибку начисляется один балл, пять баллов дают право загадать желание, которое я по мере сил постараюсь исполнить, хотя что с меня возьмешь? )
Хотел сразу скопировать, чтобы не описывать словами, но не получалось. Итак.
Произношение[править]
МФА: ед. ч. [rublʲ], мн. ч. [rʊbˈlʲi]
Пример произношения
Это с сайта http://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8C
Если не ошибаюсь, там есть авторы из МГУ.
Свои баллы я передаю Кириллу. Если, конечно, есть что-то.
Да, Сергей, у Вас есть балл (или даже два? надо мне записывать) и у Кирилла.
За ссылку спасибо огромное. Когда дойдет речь до диерезы, обязательно учту
Татьяна, такое ощущение, что Вы не хотите, чтобы ошибки были найдены. По поводу «сный» мы выяснили, а «это не криминально» — это не ко мне, а к учительнице какого-н. класса.
Я написал, почему рифмуются «УБыль» и «рУБль», образуя, таким образом, классическую разносложную рифму. (Ну, может, и не «классическую».) У Вас этого в тексте нет. Вы написали, что эти слова рифмуются по другой причине. И Вы никак не прокомментировали мое сообщение. Почему бы просто не согласиться? Или я не прав? Написали бы.
Третье. Вы написали, что между буквами «б» и «л», что-то есть. Я же отметил со ссылкой, как читается это слово «рубль». Наконец-то написали что-то вроде «ждите ответа». Причем здесь диереза?
Если дело в баллах, то их можно и отменить. Татьяна, если не хотите, чтобы ошибки отмечал именно я, скажите, я не буду.
Отмечу, что творческих вариаций слов очень много. Это и «рУбыль», и «рубЫль», и «рУпь»… Но речь-то не об этом.
Вот такие дела.
Сергей, не поняла?
Вроде же я ошибку с выделением слогов признала? Вы хотите, чтобы Вам был начислен за это призовой балл — с огромным удовольствием!
По поводу диерезы — так это и есть произнесение неслоговой группы фонем как слоговой. И в данном случае, я думаю, мы имеем дело не с ошибкой, а с различием мнений — высказанных сайте, на который Вы привели ссылку, и на том сайте, с которого я списывала про рифмы (кажется, rifmoved.ru). Я думаю, все рифмеры в курсе Вашей непримиримой позиции по этому вопросу, так что тут спорить не о чем.
И, конечно, я буду очень Вам благодарна за прочтение этих текстов и высказанные замечания. Да и те, кто будут читать тексты, я думаю, Ваши комментарии прочитают и таким образом увидят правильный вариант. Больше-то никак ничего не изменить, правильно?
Опять ни о чем.( Я уже устал повторять. Как у Райкина. Ответ есть, но не о главном.
Ну, хорошо. Если неслоговая группа фонем произносится как слоговая, то причем здесь РАЗНОсложная рифма?
И да. Я привел ссылку и для тех читателей, кто произносит «рубль» как один слог. Чтобы не ломали голову понапрасну и не переучивались. Вы, наверное, удивитесь, но такие есть.
Спорить не хочу. Все уже сказано. А «непримиримая позиция» — это не ко мне. Я как раз принимаю творческий или индивидуальный подход, но при этом могу указывать или нет, как принято наукой. А те, кто считают, что не может быть у слов «рубль», «смысл» один слог — вот это непримиримые. Но это не мои проблемы.
Не, Сергей, тогда я вообще ничего не понимаю. Это кто же считает, что в слове «рубль» не может быть одного слога? Он там как раз один и есть. Короче, мы, по-моему, отошли от темы. А тема у нас была — объем рифм: женские, мужские,дактилические, гипердактилические и разносложные. Так?
Один слог… Отлично! Замечательно! Чуть позже я к этому вернусь.
Татьяна, посмотрите, что у Вас получается. Цитирую.
«В слове «рубль» между согласными «б» и «л» при произношении возникает нечто вроде редуцированной гласной или паузы (руб’ль), которая и позволяет рифмовать это слово со словом «убыль»»
и
«…произнесение неслоговой группы фонем как слоговой».
Рассматриваем пример из текста.
«Ревёт сынок. Побит за двойку с плюсом,
Жена на локоны взяла последний рубль,
Супруг, убитый лавочкой и флюсом,
Подсчитывает месячную убыль. (Саша Черный)»
Слово «рубль» Вы произносите как два слога — один связан с буквой «у», другой — с другой гласной (а без гласной слог не выдать), которая как бы есть между буквами «б»и «л». Итак, имеем два слога.
Слово «убыль» — две гласные — два слога. Здесь всё просто.
В итоге получаем два слога и два слога и называем это РАЗНОсложной рифмой. Это как понимать? Один слог и два слога — вот это «разносложная» (от слов «разный» и «слог»). Один и три — … и т.д.
Более того, Вы написали: «…которая и позволяет рифмовать это слово со словом «убыль»»". Оказывается, без этого дополнительного слога (в слове «рубль») не получится срифмовать эти два слова «рубль-убыль». Татьяна, Вы действительно так считаете?
Я уже писал раньше, посмотрите, как они отлично рифмуются без дополнительного слога.
«Слово «рубль» рифмуется со словом «убыль» благодаря созвучию, образованного буквами «у» и «б».» Ударение падает на букву «у» в обоих случаях.
Один слог… Возвращаюсь к этому.
Татьяна, слово «рубль» отлично произносится как один слог. Попробуйте. Если сразу не получится, наберите побольше воздуха и резко выдохните, произнося слово «рубль». Поверьте, это совсем не сложно.
Что получается, когда читаем стихотворение Саши Черного. «Рубль» — один слог (как и должно быть), «убыль» — два слога. 1 и 2 — получаем разносложную рифму. Собственно, пример полностью подходит для объяснения разносложной рифмы.
Теперь несколько слов не по теме, если позволите. Равносложная рифма позволяет получить удовольствие. С разносложной — эффект похуже на мой взгляд. Но никуда не денешься. Но зато она — очень далека по проблемности от визуальной разноударной. Когда сидишь и думаешь: «А что это было?» Вы с ней уже знакомы.
Я надеюсь, мне удалось показать разницу между Вашим объяснением и моим.
Ой, Сергей, до меня наконец дошло! )))
И когда дошло, я очень долго смеялась (над собой, конечно)
Конечно, «рубль» и «убыль» рифмуются не по каким-то особенным причинам, а по тем же причинам, что и остальные слова, то есть благодаря одинаковой ударной гласной и одинаковым согласным в клаузуле. Ну мне же не приходит в голову зарифмовать «убыль» и «ритм», хотя слово «ритм» я тоже умею произносить неправильно
Так что последнюю фразу («в слове «рубль» между согласными «б» и «л» при произношении возникает нечто вроде редуцированной гласной или паузы (руб’ль), которая и позволяет рифмовать это слово со словом «убыль»), конечно, нужно из текста выкинуть.
В общем, каюсь, посыпаю голову пеплом, начисляю Вам призовой балл (кажется, их у Вас уже четыре?)… и не в качестве оправдания, а исключительно для порядка объясняю, откуда взялась эта идиотская фраза.
Дело в том, что на том сайте, откуда я списывала, неравносложные (разносложные) рифмы делятся на несколько групп:
1) рифмы с наращиванием: плачу-охваченный, двести-известия…
Сюда же попала бы рифма «рубль-дублем» или, например, «рубль-рубрик»
2) рифмы с раздвижением: узко-музыка, подачки-подрядчики
И сюда можно было бы отнести такие рифмы, как «ритм-бритым» или «рубль-убыль».
Но почему-то рифмы с сонорными согласными выделены в отдельную группу: явор-динозавр, репетитор-арбитр, рубль-убыль.
Наверное, именно из-за особенностей этих самых сонорных, которые, я думаю, мы с удовольствием обсудим, когда речь пойдет о диерезе (видимо, это будет конец августа — начало сентября)
Я в этом тексте разносложные рифмы на группы не делила, поскольку здесь только общие сведения об объеме рифмы, да и то нужны они исключительно, чтобы в дальнейшем была возможность использовать слова «мужская-женская рифмы» с точки зрения влияния на ритм. А фраза осталась. А про разноударные рифмы я здесь вообще не писала, все-таки это вещь специфическая, и без дополнительного подкрепления (музыкой, например), мне кажется. вообще не воспринимается.
Сергей, что касается Ваших попыток поставить мне правильное произношение — спасибо огромное, но мне страшно подумать, на сколько лет Вы опоздали
Сергей, я сегодня очередной текст собираюсь отправить, очень надеюсь на столь же внимательное и критичное прочтение.