rifmer.com Карта сайта

АББА — не баба!

Предыдущий урок — здесь

Краткое содержание предыдущих серий:
В силлабо-тоническом стихосложении регулярно чередуются сильные и слабые места. В зависимости от конкретного характера их чередования выделяют стихотворные метры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Большую роль в ритмической организации текста играют окончания строк, то есть объем рифмы. Рифмы (по объему) могут быть мужскими (последнее ударение на последний слог), женскими (на предпоследний слог), дактилическими (на второй с конца слог), гипердактилическими (последнее ударение на третий слог с конца или еще раньше).

Тема урока: роль схемы рифмовки в ритмической организации стихотворения

Изучаемые понятия: схема рифмовки, строфа, четверостишье, катрен, парная, перекрестная, кольцевая(охватная) рифмовка, холостая рифма, монорим.

Мы выяснили на прошлом занятии, что изменение объема рифмы может восприниматься как сбой ритма. Аналогично к ощущению сбоя ритма может приводить изменение схемы рифмовки. Значит, надо бы выяснить, что такое схема рифмовки.

СХЕМА РИФМОВКИ характеризует порядок расположения рифмующихся строк в строфе.

Значит, надо выяснить, что такое строфа.

СТРОФА — организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Обратите внимание! Стих — это ОДНА СТРОКА стихотворения! Часто слово «стих» используется в значении «стихотворение«, но это очень разговорное употребление. На самом деле стих — это действительно одна стихотворная строка. И соответственно стихи — это несколько стихотворных строчек.
Значит, получается, что строфа — это сочетание стихотворных строк.

О строфах и их видах надо вообще-то как-нибудь поговорить отдельно, а пока достаточно будет отметить, что в рифмованном стихосложении наиболее распространённым видом строфы является четверостишье, то есть строфа, состоящая из четырех строк. Если Вы посмотрите стихи на сайте, то обнаружите, что в большинстве случаев они разделены на четверостишья, а между четверостишьями делаются пропуски. Хотя некоторые авторы стихи на строфы не делят.
Но мы сегодня будем рассматривать именно четверостишья.

Четверостишья часто называют КАТРЕНАМИ. Наверное, это не совсем правильно, потому что катренами называют четверостишья в сонетах, но поскольку это слово короче, чем четверостишье, и к тому же выглядит солиднее, то оно на многих сайтах прижилось. Но мы все-таки будем использовать термин «четверостишье».

Как могут располагаться рифмующиеся строчки в четверостишье?

1) Могут рифмоваться первая строчка со второй, а третья — с четвертой:
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Такая рифмовка называется ПАРНОЙ, или СМЕЖНОЙ.

2) Может первая строка рифмоваться с третьей, а вторая — с четвертой:
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Такая рифмовка называется ПЕРЕКРЕСТНОЙ

3) Может первая строка рифмоваться с четвертой, а вторая — с третьей:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник.
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Такая рифмовка называется КОЛЬЦЕВОЙ, или ОХВАТНОЙ, или ОПОЯСЫВАЮЩЕЙ

Вот, собственно, всего три вида рифмовки.
Для изображения схемы рифмовки рифмующиеся строчки обозначают одной и той же буквой.
Тогда для четверостишья с парной рифмовкой схема будет аабб,
для перекрестной рифмовки — абаб,
а для кольцевой — абба.
Иногда на схеме рифмовки стремятся показать объем рифм, для этого женские рифмы обозначают заглавными буквами, а мужские — строчными . Тогда схема рифмовки может выглядеть, например, вот так: АбАб.

Ну давайте еще пару терминов освоим, для полноты картины :)

Если в некоторых строках рифмы отсутствуют, это называется ХОЛОСТОЙ рифмой.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Здесь используется перекрестная рифмовка, но если вторая-четвертая строки действительно между собой рифмуются (блестит-летит), то первая-третья строки не рифмуются (зеленеет-весною)

Если все строки строфы рифмуются, это называется МОНОРИФМОЙ (или МОНОРИМОМ) (аааа).
Есть черный тополь, и в окне — свет,
И звон на башне, и в руке — цвет,
И шаг вот этот — никому — вслед,
И тень вот эта, а меня – нет

Для восточной поэзии (рубайат) характерна рифмовка ааба:
Чтоб честно жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало ешь,
И лучше будь один, чем с кем попало.

Если же строфа состоит из более чем четырех строк, то схема рифмовки может быть смешанной, то есть рифмоваться строки могут в разном порядке.

Но мы ограничиваемся четверостишьями.
Причем нас волнует именно вопрос о том, как изменение схемы рифмовки может повлиять на восприятие ритма стихотворения.

Казалось бы, никак не может повлиять.
Возьмем, для примера, стихотворение «Вода» (http://rifmer.com/vne-konkursa/stixi-o-prirode/84328.html) и переставим во втором четверостишье строчки.
Получим такой текст:
Воды стало много, вода стала синей, нарядной и яркой,
И смутной тревогой наполнилась, и ожиданием лета.
В ней песню поет водяной, заслоняясь от яркого света,
Циновки плетет из стеблей камышей прошлогодних русалка.

Вода стала смелой, вода веселится, играет, смеется,
Она свое зеркало своду небес подставлять не боится,
На синих шелках золотые узоры рисует в нем солнце.
И плавно скользят по глубинам его самолеты и птицы,

Здесь в первом четверостишье рифмовка кольцевая, во втором получилась перекрестная. Ну и что? Собственно, среди всей этой воды можно и не заметить.

Но вот другой пример, где изменение схемы рифмовки не заметить невозможно:
«Баллада о диком винограде»
(http://rifmer.com/zima12-13/svobodnyj-stil-yanvar-zima12-13/76552.html)
Я приведу здесь только четвертое и пятое четверостишья:

Не соберут — рубиновые грозди.
Никто не выпьет дикое вино.
Их бережно сжимают тени в горсти.
Но рвать плоды, их душам не дано.

И тянутся с могильною прохладой.
За сочною живительной наградой.
Деревенеют жилы на ветвях.
Как вены от усилий на руках.

При переходе от четвертого четверостишья к пятому явно поменялся ритм.
Почему? В чем разница?

А разница в том, что в стихотворении «Вода» все рифмы женские (кстати, попробуйте определить стихотворный размер и вспомнить, как называется сочетание такого размера с женскими рифмами). Поэтому, какая бы схема рифмовки не использовалась, ритмический рисунок строчек все равно будет одинаковым.
А вот в стихотворении «Баллада о диком винограде» чередуются мужские и женские рифмы. В результате, если у нас рифмовка перекрестная, то в нечетных строках получим женские рифмы, в четных — мужские. Как только рифмовка меняется на парную — сразу же появляется две строки с мужскими рифмами, две — с женскими.

Таким образом, если в стихотворении чередуются рифмы разного объема, то при изменении схемы рифмовки изменится и объем рифм в соответственных строках четверостиший, а это, как мы уже знаем, воспринимается как изменение ритма.

Вывод? Схему рифмовки и чередование объема рифм надо выдерживать на протяжении всего стихотворения.

Хотя… Можно использовать и изменение схемы рифмовки, и изменение объема рифм как художественный прием. Вот здесь, например, Автор так и делает:
(http://rifmer.com/vne-konkursa/vashe-tvorchestvo-ili-v-poiskax-pochitatelya/71746.html)
В комментариях можно прочитать небольшое обсуждение этого художественного приема.

Хотела привести еще несколько примеров, где менялась бы схема рифмовки, и при этом возникало бы ощущение сбоя ритма. Но проблема в том, что, как правило, в таких стихотворениях есть и собственно сбои ритма, и самопроизвольное изменение объема рифм. Так что проблема комплексная. Ну вот нашла стихотворение, где размер выдерживается, а характер рифм и схема рифмовки самопроизвольно меняются. Посмотрите — кажется, что меняется ритм:
«Пьеро» (http://rifmer.com/osen12/svobodnyj-stil-oktyabr-osen12/69211.html)

А теперь попробуем поиздеваться над текстом (благо текст позволяет), произвольно переставляя строки, то есть задавая разные схемы рифмовки:
http://rifmer.com/vne-konkursa/vashe-tvorchestvo-ili-v-poiskax-pochitatelya/55599.html
Исходный вариант:
Огни маяков потерялись
Во мгле ледяной ноября,
И грозные волны вздымались
От гнева морского царя.

Сделаем кольцевую рифмовку:
Во мгле ледяной ноября,
Огни маяков потерялись.
Высокие волны вздымались
От гнева морского царя

А теперь парную:
Огни маяков потерялись.
Высокие волны вздымались
От гнева морского царя
Во мгле ледяной ноября

Ну что, меняется ритм? По мне — так меняется! :)

Вопросы для самопроверки:
1) Что такое строфа?
2) Что такое схема рифмовки? Назовите схемы рифмовки.
3) Приведите примеры четверостиший с парной, перекрестной и кольцевой рифмовкой
4) Что такое монорим?
5) Что такое холостая рифма?

Домашнее задание:
1) Найдите на сайте стихотворения, в которых меняется схема рифмовки (желательно, чтобы размер при этом был выдержан)
2) Найдите на сайте стихотворения со следующими схемами рифмовки:
-абаб
-АбАб
-аБаБ
-аабб (без учета объема рифмы)
-абба (без учета объема рифмы)
3) Попробуйте написать стихотворение из трех четверостиший, чередуя рифмы разного объема (например, мужские-женские), и чтобы в каждом четверостишье была своя схема рифмовки. Можете закончить заключительным двустишьем
4) Ну и приведите всем известный пример, когда именно изменение характера рифмовки создает неповторимое ритмическое своеобразие частей стихотворного произведения :)

Замечания и предложения приветствуются!


Рейтинг произведения: 10,00
(Вы не можете голосовать, справка)
Загрузка ... Загрузка ...

Оценки:

blik - "10"
La Wanda - "10"
Partizan - "10"

Поделитесь или добавьте в закладки в два клика:

Комментарии (15)

  1. Название случайно не Василий-Партизан подсказал? :)

  2. Ух, ты! Здорово как! Уроки стихосложения от тёти Тани! Преподнесено доступно и очень интересно! особенно понравилось использование в качестве примеров реальные стихи реальных рифмеров и очень — наличие домашнего задания, есть контакт, диалог с читателем. Чувствуются педагогические навыки! Буду учиться! :)

  3. Ой, Татьяна, опять я уроки пропустила, но хорошо, что они все на Вашей страничке есть. Буду посвободнее — обязательно почитаю! Вот Вы тут книгу с анекдотами советуете выпускать Anne O, а я думаю, что и Вам пора уже учебник готовить. Ну ведь так всё доступно, с примерами. Не учёба, а одно удовольствие :) Спасибо!!!

  4. Настя, Ольга, спасибо огромное!
    Вспомнила поговорку: «ученого учить — только портить» ) У Вас же хорошо получается, и это самое главное.
    А эти тексты — ну это я для себя )

  5. Я бы добавил про схему рифмовки. ПЕРВАЯ рифма, которая была найдена, получает ПЕРВУЮ букву алфавита. ВТОРАЯ — вторую. И так далее, если в строфе есть еще рифмы. Поэтому и аабб, абаб, абба. Теоретически возможна схема рифмовки «баба», но только не в первой строфе.
    Что касается определений, то сейчас слова свободно переходят из одного языка в другой или русифицируются. Кому-то проще сказать «тур» вместо «путешествие», «мэр» вместо «градоначальник».
    «Катрен» — фр. quatrain — четверостишие, стихотворная строфа из четырех строк. В самом слове есть цифра 4 (quatre). Привязка к сонету мне кажется устаревшей. Правда, я видел, что в одном словаре и само слово «катрен» считается устаревшим.
    «Монорим» — фр. monorime — стихотворение на одну рифму. Русификация — «монорифма» — мне кажется, более удобна, потому что «монорим» исходит (и созвучен) от слова «моноритм», и можно запутаться.
    Если отойти от теории или наоборот дополнить ее, то следует сказать о набирающих популярность «пирожках» — четыре строки с метром, но без рифм.

    возьми бобра подбрось повыше
    смотри как нехотя летит
    без наслажденья словно дохлый
    вот так и мы с тобой всю жизнь
    © Дей

    • Сергей, спасибо огромное! Да, конечно, надо было бы написать, по какому правилу обозначаются рифмы в схеме. Ну вот Вы и написали )
      А про безрифменные стихи вообще и про «пирожки» в частности ( а я и не знала, что естьтакое название) надо бы написать как-то отдельно в теме «Рифмы», но это уж и не знаю, доберусь ли )))
      А про катрен и четверостишье — ну, я поняла, что кому что нравится?
      Спасибо огромное еще раз.

  6. Кроме пирожков еще есть порошки) Практически тот же «пирожок», но с укороченной последней строкой. Кол-во слогов в строках: 9, 8, 9, 2

      • http://vk.com/perawki
        Цитирую с сокращением.
        «Что такое  пирожок ?

        Это четверостишие, написанное четырёхстопным ямбом, строчными буквами, без знаков препинания, с отсутствием явных рифм, но воистину со смыслом! Автор оставляет за собой возможность изменять правилам орфографии.
        Количество слогов по строкам: 9-8-9-8.
        Цифры и дефисы не разрешены. 

        Что такое «порошок»?
        Четырёхстопный ямб, количество слогов по строкам: 9-8-9-2, вторая строка рифмуется с четвертой.»

  7. Да-да, каюсь-каюсь.
    Вот цитата из Лилит (я у нее впервые и увидела): http://rifmer.com/vne-konkursa/smeshnye-stixi/42523.html
    «Справочная инфмормация. «Перашки» (пирожки) — стихотворения из четырёх строк преимущественно сатирического или абсурдистского, но при этом обязательно осмысленного содержания, без рифмы, заглавных букв и знаков препинания. Их форма строже, чем кажется на первый взгляд — рифма НЕ допускается в принципе, размер — строгий ямб, количество слогов по 9 в нечётных и по 8 в чётных строках. Как правило, особый вкус «перашкам» придаёт парадоксальный финал.»
    Потом, помню, кто-то еще в такой форме пытался писать, и там тоже было обсуждение формы. Но сейчас не найду.

  8. Да. АББА — это не точно не баба! Это два мужика (?) и две бабы:)

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.